МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ (ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ)»
(КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»
_________Р.Р. Рахимова
«____» ____________ 2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
для специальности СПО
44.02.01 Дошкольное образование
п. Ванино
2023 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (в редакции от 13.07.2021). Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898.
Организация-разработчик:
Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров)»
Разработчик:
Писарева Мария Николаевна, преподаватель КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»
Координатор (ответственный за разработку) – Кузьмина И.Д., методист КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»
Программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «Психология общения» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой методической комиссии гуманитарного цикла
Протокол №_____ от «____»______________________ 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 Психология общения
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программа подготовки специалистов среднего звена).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.
Задачи:
- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
- сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
-этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Перечень формируемых компетенций:
Изучение дисциплины «Психология общения» направлено на формирование общих и профессиональных компетенций:
ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.
ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.
ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.
ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.
ПК 2.4. Организовывать общение детей.
ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.
ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.
ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.
ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.
ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.
ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.
ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.
ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося
48
часа;
самостоятельной работы обучающегося
30
час
ов
.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 «Психология общения»
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- экран;
- стенды.
Технические средства обучения:
- персональные компьютеры;
- проектор.
Раздаточный материал: тестовые задания, индивидуальные карточки, дидактический материал по разделам и темам программы.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Аминов И.И.
Психология общения
: учебник
/И.И. Аминов. -
М.:
КноРус
, 202
1.- 256
с. - Режим доступа:
https://book.ru/book/943870
Психология профессионального общения: учебник /Цветков В.Л.,
Юренкова
В.А.
- М.: Юстиция, 2021. – 240 с. - Режим доступа:
https://book.ru/book/938657
Психол
огия общения и речевые практики /
Залыгаева
С.А.,
Шалагинова
К.С.
– М.:
Русайс
, 2021 – 129 с.
- Режим доступа:
https://book.ru/book/940362
Ульянова Н.Ю. Психология делового общения и межличностные коммуникации: учебник / Н.Ю. Ульянова. - М.:
КноРус
, 2021.- 152 с. - Режим доступа:
https://book.ru/book/939058
Федорова А.В.
Профессиональная этика и психология делового общения
учебник
/А.В. Федорова. -
М.:
КноРус
, 202
2.- 218
с. - Режим доступа:
https://book.ru/book/943816
Дополнительные источники:
Бордовская
Н.В. Психология делового общения: учебник
/
Н.В.Бордовская
. -
КноРус
, 2022.- 291с.
Цветков В.Л.
Конфликтология
:
Учебное пособие
/В.Л.
Цветков.
-
М.: Юстиция, 20
19
. –
183
с.
Психология общения. Практикум
/
Рыжиков С.Н., Демидова Ю.М.
-
КноРус
, 2021.- 318
с.
Руденко А.М
.
Профессиональная этика и психология делового общения
/
А
.
М. Руденко.
-
КноРус
, 202
1
.- 2
32
с.
Сахарчук
Е.С.
Психология делового общения
: учебник
/
Е.С.Сахарчук
. -
КноРус
, 2022.- 218с.
Интернет ресурсы:
Искусство общения. Риторика. Книги (полнотекстовые ресурсы) -
Режим доступа:
http://www.koob.ru/contact/
Лекции по психологии общения: общение, конфликты, типология собеседников
(полнотекстовые ресурсы)
-
Режим
доступа:
http://www.twirpx.com/files
Популярная психология общения
.
Статьи по популярной психологии по темам: обще
ния, конфликтов, общения в сети -
http://www.follow.ru/catalog/8
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ