* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {font-family: 'Times New Roman';} h1 {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtitle {font-family: 'Cambria'; font-size: 12pt;} .Подзаголовок Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 12pt;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;} .No Spacing {font-family: 'Times New Roman'; color: #000000;} .Emphasis {font-style: italic;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .List Paragraph {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Cambria'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Основной текст_ {font-size: 12pt;} .Основной текст1 {font-family: 'Calibri'; font-size: 12pt;} .Font Style92 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;}

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВАНИНСКИЙ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ КОЛЛЕДЖ (ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ КАДРОВ)»

(КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»)

УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»
_________Р.Р. Рахимова

«____» ____________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

для специальности СПО

44.02.01 Дошкольное образование

п. Ванино

2023 г.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.10.2014 № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование» (в редакции от 13.07.2021). Зарегистрировано в Минюсте России 24.11.2014 N 34898.

Организация-разработчик:

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ванинский межотраслевой колледж (Центр подготовки кадров

Разработчик:

Писарева Мария Николаевна, преподаватель КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»

Координатор (ответственный за разработку) – Кузьмина И.Д., методист КГБ ПОУ «ВМК (ЦПК)»

Программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «Психология общения» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование рассмотрена, обсуждена и одобрена на заседании предметно-цикловой методической комиссии гуманитарного цикла

Протокол №_____ от «____»______________________ 2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ПАСПОРТ пРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

условия реализации программы учебной дисциплины

11

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.02 Психология общения

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих и программа подготовки специалистов среднего звена).

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Учебная дисциплина «Психология общения» является обязательной частью общего гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цель: приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области психологии общения.

Задачи:

- продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;

- развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;

- научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;

- сформировать навыки соблюдения этических норм общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Перечень формируемых компетенций:

Изучение дисциплины «Психология общения» направлено на формирование общих и профессиональных компетенций:

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей (лиц, их замещающих) к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательной организации.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательной организации, работающих с группой.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 78 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

48

часа;

самостоятельной работы обучающегося

30

час

ов

.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

78

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

48

в том числе:

практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося

30

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.02 «Психология общения»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

ОГСЭ.02 «Психология общения»

48

Раздел 1. Общение – основа человеческого бытия

30

Тема 1.1

Общение как

восприятие

людьми друг друга

(перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала:

8

1

1

Классификация общения. Виды, функции общения.

2

4

2

Понятие социальной перцепции. Психологические механизмы восприятия. Факторы, оказывающие влияние на восприятие.

2

Практическая работа № 1 Эмпатические способности.

2

4

2

Практическая работа № 2 Стиль делового общения

2

Тема 1.2

Общение как обмен

информацией

(коммуникативная

сторона общения)

Содержание учебного материала:

10

2

1

Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Невербальная коммуникация.

2

6

2

Коммуникативные барьеры.

2

3

Методы развития коммуникативных способностей.

2

Практическая работа №3 Коммуникативные и организаторские способности

2

4

2

Практическая работа №4 Владение невербальными компонентами в процессе делового общения»

2

Тема 1.3

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала:

4

2

1

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа.

2

2

Практическая работа № 5 Упражнения по построению схем трансакций

2

2

2

Тема 1.4

Формы делового общения и их характеристики

Содержание учебного материала:

8

2

1

Деловая беседа. Формы постановки вопросов.

2

4

2

Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений.

2

Практическая работа № 6 Анализ конкретных ситуаций при проведении переговоров

2

4

2

Практическая работа № 7 Составление плана публичного выступления

2

Раздел 2. Конфликты и способы их предупреждения и разрешения

18

Тема 2.1

Конфликт: его

сущность и основные

характеристики

Содержание учебного материала:

8

2

1

Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление

конфликта.

2

4

2

Стратегия разрешения конфликтов

2

Практическая работа № 8 Анализ своего поведения на основании результатов диагностики

2

4

2

Практическая работа № 9 Анализ производственных конфликтов и составление алгоритма выхода из конфликтных ситуаций.

2

Тема 2.2

Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляция

Содержание учебного материала:

10

2

1

Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.

2

4

2

Правила поведения в конфликтах.

2

Практическая работа №10 Роль негативных эмоций в общении человека

2

6

2

Практическая работа №11 Методы саморегудяции

2

Практическая работа №12 Применение шкалы Эмоциональных тонов

2

Самостоятельная работа

30

Выявление взаимосвязи деятельности и общения

2

30

3

Толерантность – основа диалогического общения

2

Сценарий взаимодействия в межличностном общении

2

Причины возникновения манипуляций в межличностном общении

2

Влияние индивидуальных различий на особенности коммуникации в группе

2

Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа

2

Ролевые игры, направленные на развитие навыков корректного диспута; на развитие навыков публичного выступления, на умение аргументировать и убеждать.

2

Составление плана публичного выступления

2

Доклад «Общение - основа человеческого бытия».

2

Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

2

Стратегии поведения в конфликтах

2

Роль руководителя в разрешении конфликтов

2

Гнев и агрессия.

2

Составление алгоритма выхода из конфликтных ситуаций.

2

Анализ художественных и литературных произведений, в которых рассматриваются примеры различных стратегий поведения в конфликтах.

2

Промежуточная аттестация

ЭК

Всего:

Теоретических:

Практических:

Самостоятельная работа:

78

24

24

30

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- доска;

- экран;

- стенды.

Технические средства обучения:

- персональные компьютеры;

- проектор.

Раздаточный материал: тестовые задания, индивидуальные карточки, дидактический материал по разделам и темам программы.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

Аминов И.И.

Психология общения

: учебник

/И.И. Аминов. -

М.:

КноРус

, 202

1.- 256

с. - Режим доступа:

https://book.ru/book/943870

Психология профессионального общения: учебник /Цветков В.Л.,

Юренкова

В.А.

- М.: Юстиция, 2021. – 240 с. - Режим доступа:

https://book.ru/book/938657

Психол

огия общения и речевые практики /

Залыгаева

С.А.,

Шалагинова

К.С.

– М.:

Русайс

, 2021 – 129 с.

- Режим доступа:

https://book.ru/book/940362

Ульянова Н.Ю. Психология делового общения и межличностные коммуникации: учебник / Н.Ю. Ульянова. - М.:

КноРус

, 2021.- 152 с. - Режим доступа:

https://book.ru/book/939058

Федорова А.В.

Профессиональная этика и психология делового общения

учебник

/А.В. Федорова. -

М.:

КноРус

, 202

2.- 218

с. - Режим доступа:

https://book.ru/book/943816

Дополнительные источники:

Бордовская

Н.В. Психология делового общения: учебник

/

Н.В.Бордовская

. -

КноРус

, 2022.- 291с.

Цветков В.Л.

Конфликтология

:

Учебное пособие

/В.Л.

Цветков.

-

М.: Юстиция, 20

19

. –

183

с.

Психология общения. Практикум

/

Рыжиков С.Н., Демидова Ю.М.

-

КноРус

, 2021.- 318

с.

Руденко А.М

.

Профессиональная этика и психология делового общения

/

А

.

М. Руденко.

-

КноРус

, 202

1

.- 2

32

с.

Сахарчук

Е.С.

Психология делового общения

: учебник

/

Е.С.Сахарчук

. -

КноРус

, 2022.- 218с.

Интернет ресурсы:

Искусство общения. Риторика. Книги (полнотекстовые ресурсы) -

Режим доступа:

http://www.koob.ru/contact/

Лекции по психологии общения: общение, конфликты, типология собеседников

(полнотекстовые ресурсы)

-

Режим

доступа:

http://www.twirpx.com/files

Популярная психология общения

.

Статьи по популярной психологии по темам: обще

ния, конфликтов, общения в сети -

http://www.follow.ru/catalog/8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, выполнения контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

- применять техники и приёмы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приёмы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Оценка текущего контроля в форме:

- устного опроса;

- тестирования;

- подготовка сообщений и докладов;

- решение ситуационных задач

- защиты практических занятий, самостоятельных и контрольных работ по темам дисциплины.

Оценка итогового контроля в форме экзамена

Знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

- виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приёмы общения;

- правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

№ изменения, дата внесения изменения; № страницы с изменением

БЫЛО

СТАЛО

Основание:

Подпись лица, внесшего изменения: