Изучение истории и природы родного края всегда выступали как ведущие предметы в системе интеллектуального и нравственного формирования школьников, в развитии их самосознания, способностей, интересов. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. В этой связи огромное значение имеет ознакомление младших школьников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края. Краеведческий подход в образовании младших школьников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс. Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – личности самого ребенка, жизни его семьи, знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям. Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Ориентация на ценности общечеловеческого характера, а так же идеи гуманизации, демократизации общества вызывает определенные изменения в содержании и формах образования. Эти изменения находят отражение в новом курсе, который называется «Родной город», в котором органично сочетаются основные сферы изучения природы и истории родного края. Курс «Родной город» позволяет младшему школьнику увидеть мир вокруг себя не единением большого количества отдельных компонентов, а системой взаимосвязанных процессов, явлений, понятий в многообразии. Курс «Родной город» связан как с коммуникативной сущностью языка, так и с читательской деятельностью школьников. Он призван решать следующие задачи: 1) углублять историческое и географическое образование детей и приобщить их с ранних лет к общечеловеческим культурным ценностям, к русской национальной культуре. 2) создать условия для формирования у младших школьников нравственные понятия, убеждения; 3) создать условия для формирования полноценного навыка осознанного, выразительного чтения; 4) помогать детям раскрывать свое личное восприятие мира, выработать систему оценочных суждений, развивать мышление, творческие способности; 5) прививать любовь к малой Родине, сделать преподавание истории и географии содержательным, живым, интересным для детей. Основные цели программы: • формирование активной гражданской позиции, чувств любви к прошлому, настоящему и будущему страны, родного края, своего города; • воспитание патриотизма, гуманизма, толерантности, любви к своей семье; Задачи программы: • создать условия для формирования у первоклассников основные знания об истории своего города, родного края; • воспитывать интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего города.