Рабочая программа внеурочной деятельности

«В мире слов»

Срок реализации 4 года

Автор: Хабибуллин И.Р.

Учитель дефектолог

Пояснительная записка

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Актуальность. Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку.

Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Программа "В мире слов" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Целесообразность. Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь. Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения.

Новизна внеурочной работы задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеурочная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.

Новизна программы состоит в личностно ориентированном обучении. Роль учителя состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся все условия, для наиболее полного раскрытия и реализации его способностей. Создать такие ситуации с использованием различных методов обучения, при которых каждый обучающийся прилагает собственные творческие усилия и интеллектуальные способности при решении поставленных задач.

Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи:

Образовательные:

расширение и углубление программного материала;

совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

воспитание чувства патриотизма;

повышение общей языковой культуры учащихся;

выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

развитие интереса к языку как учебному предмету;

совершенствование общего языкового развития младших школьников;

развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Программа рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов.

1 класс - 33 часа, 1 час в неделю;

2 класс - 34 часа, 1 час в неделю;

3 класс - 34 часа, 1 час в неделю;

4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

преемственность.

Система отслеживания и оценивания результатов.

Контроль и оценка результатов знаний обучающихся осуществляется в ходе промежуточной аттестации, которая проходит в мае, в форме тестирования и обобщающего урока-праздника. В течение года диагностика имеющихся знаний и умений выявляется в форме:

беседы

устного опроса

ИКТ-тренажёров

участия в олимпиадах и конкурсах

итоговых уроков-праздников

тестирования

исследование познавательного интереса.

Планируемые результаты.

1-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

2-й класс

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Уровень результатов работы по программе:

первый уровень:

* овладение учащимися первоначальными представлениями о нормах русского  языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения учебных, личностных и коммуникативных задач;

второй уровень:

*формировать у учеников опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты, вопросы к викторинам и т. д .).

третий уровень:

*сформировать опыт подготовки исследовательских проектов и их публичной защиты, участия в конкурсных мероприятиях, очных и заочных олимпиадах по русскому языку.

Содержание программы

Программа каждого класса состоит из четырёх разделов.

1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? Рассказ-беседа. Игры, кроссворды, соревнования.

2. Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению; о пословицах и поговорках.) Знакомство с различными словарями. Игры, викторины.

3. Словарное богатство русского языка. Тематические группы слов. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Происхождение слов. Заимствованные слова. Фразеологизмы.

4. Проектная деятельность. В 1 и 2 классах проектная деятельность идет отдельным разделом. В 3 и 4 классах данный раздел изучается в течение года. Составление вопросов для викторины. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты.

Раздел программы

1 класс

2класс

3 класс

4 класс

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

4

5

5

5

2

Сокровища родного языка.

4

6

6

6

3

Словарное богатство русского языка

18

17

16

14

4

Проектная деятельность

6

6

6

8

Всего часов

33

34

34

34

1 класс.

занят

Раздел программы

Тема занятия

Примечание

Сроки

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Для чего нужна речь?

ИКТ тренажёр

2

Речь устная и письменная

Тест-опрос

3

Дорога к письменности

4

Как люди обходились без письма

5

Сокровища родного языка.

Чистоговорки

6

Скороговорки

Работа в парах

7

Загадки

8

Пословицы и поговорки

Работа в группах

9

Словарное богатство русского языка

Звуки гласные и согласные

ИКТ тренажёр

10

Буквы

11

Звуки и буквы

Тест-опрос

12

Звукобуквенный анализ слова

13

Тест-опрос

14

Звуки «двойняшки» парные согласные

15

ИКТ тренажёр

16

Игровое занятие «Чудесные превращения слов»

Соревнование между рядами

17

Твердые и мягкие согласные

18

ИКТ тренажёр

19

Буква помощница. Мягкий знак

20

ИКТ тренажёр

21

Секреты буквы Ы

22

Собираем слова из букв

Самостоятельная работа

23

Добрый волшебник – ударение

Тест-опрос

24

Игровое занятие «АБВГДЕйка»

Соревнование между командами

25

Конкурс знающих.

Мини-олимпиада

26

Итоговое занятие. «Азбучные истины – 1»

Интерактивная игра

27

Проектная деятельность

В гости к Алфавиту.

28

Кто-кто в алфавите живёт?

Составление Азбуки цветов, мультгероев, профессий и т.д.

29

30

31

Конкурс «Король письма»

Подготовка заданий к итоговому конкурсу «Король письма»

32

33

Содержание занятий.

Тема 1. Для чего нужна речь? (1ч.)

Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». ИКТ тренажёр «Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. Речь устная и письменная (1ч.)

Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова». Тест-опрос.

Тема3-4 . Дорога к письменности. Как люди обходились без письма. (2ч.)

Разгадывание загадок. Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема 5. Чистоговорки. (1ч.)

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. Скороговорки . (1ч.)

Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов». Работа в парах.

Тема 7. Загадки .(1ч.)

Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово», «Доскажи словечко». Упражнения в описании предметов, действий предметов.

Тема 8. Пословицы и поговорки (1 ч.)

Игры «Собери пословицу», «Какое слово потерялось», сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу». Работа в группах.

Тема 9-10. Звуки гласные и согласные. Буквы. (2ч)

ИКТ-тренажёр.Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Звуки и буквы (1ч.)

Игра «Исправь ошибку художника». Составление рассказа по картинке. Тест-опрос.

Тема 12-13. Звукобуквенный анализ (2ч.)

Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток», «Заколдованные слова». Тест-опрос.

Тема14-15 Звуки «двойняшки» парные согласные. (2ч.)

ИКТ-тренажёр. Разгадывание ребусов, головоломок. Инсценирование сказки «Спор согласных»

Тема 16. Игровое занятие «Чудесные превращения слов» (1ч.)

Соревнование между рядами. Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 17 - 18. Твердые и мягкие согласные (2ч.)

ИКТ-тренажёр. Разгадывание ребусов. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Кроссворд

Тема 19 - 20. Буква помощница. Мягкий знак. (2ч.)

ИКТ-тренажёр. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21 Секреты буквы Ы (1ч)

Разгадывание загадок. Сценка «Таинственная незнакомка». Головоломка «Один - много». Рассказ «Секреты буквы Ы». Тест-опрос

Тема 22. Собираем слова из букв(1ч.).

Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами самостоятельная работа.

Тема 23. Добрый волшебник ударение (1ч.)

Головоломка «Начни и закончи К». Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Игровое занятие «АБВГДЕйка» (1ч)

Соревнование между командами.

Тема 25. Конкурс знающих. (1ч.)

Мини-олимпиада по русскому языку

Тема 26. Итоговое занятие. «Азбучные истины – 1» (1ч)

Интерактивная игра

Тема 27. В гости к Алфавиту. (1ч)

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 28 – 30 Кто-кто в алфавите живет? (3часа) Работа в группах. Составление различных групп слов в алфавитном порядке и их оформление (например, вкусная азбука, азбука цветов, азбука профессий и т.д.), представление групповых работ.

Тема 31-33 Подготовка детьми заданий для команды соперников к итоговому конкурсу «Король письма» Проведение конкурса

Ожидаемые результаты.

По окончании первого года обучающиеся должны знать и уметь:

Буквы русского алфавита.

Признаки гласных и согласных звуков.

Отличие звука от буквы.

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.

Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

Делить слова на слоги.

Переносить слова по слогам.

Определять ударный слог.

Определить главную мысль текста.

Составлять предложения по картинке.

Отгадывать загадки, ребусы, кроссворды

2 класс

занят

Раздел программы

Тема занятия

Примечание

Сроки

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Игры деда Буквоеда

Интерактивная игра

2

Как слышать звон и знать, откуда он?

3

ИКТ тренажёр

4

Требуется твердость или сила наша в нашей мягкости.

5

ИКТ тренажёр

6

Сокровища родного языка.

О значениях прекрасных и разных (толковый словарь)

Экскурсия в школьную библиотеку

7

Эти милые двойняшки (омонимы)

ИКТ

8

Как дружат слова (синонимы)

ИКТ

9

Когда значения спорят (антонимы)

ИКТ

10

Слово плюс слово, пословица готова!

ИКТ

11

Игровая программа « В поисках сокровищ»

Интерактивная игра

12

Словарное богатство русского языка

Какое слово спряталось в другом

13

Какие чудеса творит ударение

ИКТ

14

Что такое орфографическая зоркость

практикум

15

Меня зовут Фонема.

16

17

Для всех ли фонем есть буквы

18

19

Ваши старые знакомые.

ИКТ тренажёр

20

Что мы называем именами собственными

21

ИКТ тренажёр

22

Что означают наши имена

23

Слова – «родственники»

ИКТ

24

25

ИКТ тренажёр

26

Игровое занятие «АБВГДЕйка»

Соревнование между командами

27

Конкурс знающих.

Мини-олимпиада

28

Итоговое занятие. «Азбучные истины – 2»

Интерактивная игра

29

Проектная деятельность

Умные загадки

Изготовление книжки-малышки с загадками на определенную тему

30

31

Придумай загадку сам

Изготовление книжки-малышки с загадками собственного сочинения

32

33

34

Содержание занятий.

Тема 1. Игры деда Буквоеда (1 час)

Интерактивная игра

Тема 2 - 3. Как слышать звон и знать, откуда он? (2ч)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов». ИКТ тренажёр

Тема 4 – 5. Требуется твердость или сила наша в нашей мягкости (2ч)

Дидактические игры, упражнения, головоломки. Грамматическая сказка «Незаменимый знак», исценировка «Загадочная буква»

Тема 6. О значениях прекрасных и разных (толковый словарь) (1ч) Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок. ИКТ тренажёр

Тема 7. Эти милые двойняшки (омонимы) (1ч)

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омонимы. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 8. Как дружат слова (синонимы)(1ч)

Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей». Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».

Тема 9. Когда значения спорят (антонимы) (1ч)

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова»

Тема 10. Слово плюс слово, пословица готова! (1ч)

Лексические игры и головоломки. Разъяснение смысла пословиц. Игра «Говорящие цифры»

Тема 11. Игровая программа « В поисках сокровищ» (1ч)

Интерактивная игра

Тема 12. Какое слово спряталось в другом(1ч)

Игровая программа для 3 команд

Тема 13. Какие чудеса творит ударение(1ч)

ИКТ тренажёр. Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 14. Что такое орфографическая зоркость(1ч)

«Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с синонимами и антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 15 – 16. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 17 – 18. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 19. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения. ИКТ тренажёр

Тема 20 – 21. Что мы называем именами собственными. (2ч)

ИКТ тренажёр. Игра «Узнай их в лицо». Ребусы. Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 22. Что означают наши имена (1ч)

Дидактические игры, упражнения, головоломки. ИКТ тренажёр. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Мини-исследование

«Какие качества характера люди хотят видеть в мужчине и женщине?»

Тема 23 – 25. Слова – «родственники» (3ч)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников. ИКТ тренажёр

Тема 26. Игровое занятие «АБВГДЕйка» (1ч)

Соревнование между командами.

Тема 27. Конкурс знающих. (1ч.)

Мини-олимпиада по русскому языку

Тема 28. Итоговое занятие. «Азбучные истины – 2» (1ч)

Интерактивная игра

Тема 29-30. Умные загадки (2ч)

Лексические игры и головоломки. Игра «Говорящие цифры». Конкурс загадок.

Тема 31-34. Придумай загадку сам.(3ч)

Работа в группах. Составление книжки – малышки для первоклассников с самостоятельно составленными загадками, представление групповых работ.

Ожидаемые результаты.

По окончании второго года обучающиеся должны знать и уметь:

Правильно писать слова с сочетанием жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн

Переносить слова по слогам.

Уметь определять ударный слог.

Уметь писать слова с мягким знаком.

Правильно определять место орфограммы в словах.

Правильно писать имена собственные.

Находить в предложении слова, отвечающие на вопросы: кто? что? какое? какая? какой? какие? что делал? что сделал?.

Ставить в конце предложения точку, восклицательный или вопросительный знак, а начало предложения писать с большой буквы.

Находить в предложении подлежащее и сказуемое.

Правильно списывать слова, предложения, проверять написанное, сравнивать написанное с образцом.

Составлять текст по вопросам учителя.

Озаглавливать текст.

Составлять рассказы по картинке.

Объяснять значения пословиц;

Писать слова с изученными орфограммами.

Пользоваться орфографическим словарём

3 класс

занят

Раздел программы

Тема занятия

Примечание

Сроки

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Сказочное царство слов

Интерактивная игра

2

Путешествие в страну слов

3

ИКТ тренажёр

4

Чудесные превращения слов.

5

ИКТ тренажёр

6

Сокровища родного языка.

Добрые слова

ИКТ

7

8

Экскурсия в прошлое

ИКТ

9

Новые слова в русском языке

ИКТ

10

Встреча с зарубежными друзьями

ИКТ

11

Его Величество - Словарь

Экскурсия в городскую библиотеку

12

Словарное богатство русского языка

Кто командует корнями?

ИКТ

13

14

«Не лезьте за словом в карман!»

практикум

15

ИКТ тренажёр

16

В королевстве ошибок

17

Интерактивная игра

18

(Проектная деятельность) Блокнот трудных орфограмм

19

20

Строительная работа морфем

ИКТ

21

Поговорим обо всех приставках сразу

22

ИКТ тренажёр

23

(Проектная деятельность) Волшебное средство – «самоинструкция»

24

25

Суффикс – звучит загадочно

26

ИКТ тренажёр

27

Покой морфемам только снится

Интерактивная игра

28

Интеллектуальная игра «Умники и умницы

Интерактивная игра

29

(Проектная деятельность) Придумай викторину сам!

30

31

Игровое занятие «Алфавит»

Соревнование между командами

32

Конкурс знающих.

Мини-олимпиада

33-34

Итоговое занятие. «Азбучные истины – 3»

Интерактивная игра

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6 – 7. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 8. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 9 . Новые слова в русском языке.(1 ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 10. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 11. Его Величество – Словарь.

Экскурсия в городскую библиотеку. Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа с разными видами словарей.

Тема 12 - 13. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Парные согласные в корне. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 14 - 15. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 16 - 17. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Интерактивная игра.

Тема 18 – 19. (Проектная деятельность) Блокнот трудных орфограмм

Работа в группах. Составление «Блокнота трудных орфограмм», представление групповых работ.

Тема 20. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 21 – 22. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 23 – 24. (Проектная деятельность) Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Представление групповых работ.

Тема 25 – 26. Суффикс – звучит загадочно (2ч)

Грамматическая сказка «Добрый ЧИК», дидактические игры и головоломки. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. ИКТ тренажёр.

Тема 27. Покой морфемам только снится. (1ч)

Интерактивная игра.

Тема 28. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Интерактивная игра.

Тема 29 – 30. (Проектная деятельность) Придумай викторину сам!

Работа в группах. Каждая группа придумывает вопросы для интеллектуальной игры по русскому языку по определённому разделу. На основе этих вопросов учителем или самими детьми создаётся интерактивная игра.

Тема 31. Игровое занятие «Алфавит» (1ч)

Соревнование между командами.

Тема 32. Конкурс знающих. (1ч.)

Мини-олимпиада по русскому языку

Тема 33-34. Итоговое занятие. «Азбучные истины – 3» (1ч)

Интерактивная игра

Ожидаемые результаты

По окончании третьего года обучающиеся должны знать и уметь:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.

Главные и второстепенные члены предложения.

Состав слова.

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

Разбирать предложения по членам предложения.

Обозначать на письме интонацию перечисления.

Разбирать слова по составу.

Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

Писать правильно слова с удвоенными согласными.

Определять род, число, падеж имен существительных .

Определять род, число имен прилагательных.

Определять число, время глаголов.

Писать НЕ с глаголами.

Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Писать слова с изученными орфограммами.

Составлять рассказы по серии картинок.

Пользоваться орфографическими и толковыми словарями

4 класс

занят

Раздел программы

Тема занятия

Примечание

Сроки

1

Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Что это значит – хорошо знать русский язык.

Интерактивная игра

2

Кто самый главный в предложении?

3

ИКТ тренажёр

4

В стране Сочинителей

5

практикум

6

Сокровища родного языка.

Искусство красноречия

ИКТ

7

практикум

8

Трудные слова

ИКТ

9

Трудные слова

ИКТ тренажёр

10

(Проектная деятельность) Крылатые выражения

ИКТ

11

12

Словарное богатство русского языка

13

14

Его величество словарь!

практикум

15

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

ИКТ тренажёр

16

17

Интерактивная игра

18

Очень занимательное имя прилагательное!

ИКТ

19

20

21

На своем чужом месте

22

С кем дружит глагол?

ИКТ тренажёр

23

24

25

На каком наречии говорят в Наречии?

ИКТ тренажёр

26

Хорошо ли ты заешь части речи?

Интерактивная игра

27

(Проектная деятельность)

Секреты русского языка

ИКТ

28

29

30

31

Игровое занятие «Алфавит»

Соревнование между командами

32

Конкурс знающих.

Мини-олимпиада

33

Итоговое занятие. «Азбучные истины – 4»

Интерактивная игра

Тема 1. Что это значит – хорошо знать русский язык.(1ч)

Интерактивная игра.

Тема 2 – 3. Кто самый главный в предложении? (2ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Виды связи в словосочетании. Синтаксический разбор предложения.

Тема 4 - 5. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 6 – 7. Искусство красноречия. ( 2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 8 - 9. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с этимологическим словарём. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 10 – 13. (Проектная деятельность) Крылатые выражения (4ч)

Работа в группах. Каждая группа подбирает фразеологизмы на определённую тему. На основе этих фразеологизмов учителем или самими детьми создаётся интерактивная игра.

Тема 14. Его величество словарь! (1 ч)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 15 – 17. Хорошо ли ты знаешь имя существительное? (3 ч)

Грамматические сказки, дидактические игры, ИКТ тренажёры, разгадывание ребусов, кроссвордов. Составление и изготовление игры «Лото - имя существительное»

Тема 18 – 20. Очень занимательное имя прилагательное!(3ч)

Грамматические сказки, дидактические игры, ИКТ тренажёры, разгадывание ребусов, головоломок. Составление и изготовление игры «Лото – прилагательные синонимы»

Тема 21. На своем чужом месте. (1ч)

Грамматическая сказка «Умные спорщики», дидактические игры и упражнения, ИКТ тренажёр.

Тема 22 – 24. С кем дружит глагол?(3ч)

Грамматические сказки, дидактические игры, ИКТ тренажёры, разгадывание ребусов, головоломок. Составление и изготовление игры «Аукцион глаголов»

Тема 25. На каком наречии говорят в Наречии?(1ч)

Тема 26. Хорошо ли ты заешь части речи?

Интерактивная игра

Тема 27 – 30. (Проектная деятельность) Секреты русского языка (4ч)

Работа в группах и индивидуально. Изготовление блокнотов трудных орфограмм, словариков (синонимов, антонимов, фразеологизмов), сборников пословиц, загадок и т.п.

Тема 31. Игровое занятие «Алфавит» (1ч)

Соревнование между командами.

Тема 32. Конкурс знающих. (1ч.)

Мини-олимпиада по русскому языку

Тема 33-34. Итоговое занятие. «Азбучные истины – 4» (1ч)

Интерактивная игра

По окончании четвертого года обучающиеся должны знать и уметь:

Состав слова. Образование слов.

Находить в предложении подлежащее и сказуемое, дополнение, определение и обстоятельство.

Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога, наречия).

Определить тип словосочетаний.

Писать и разбирать предложения с однородными членами.

Различать омонимы, синонимы, антонимы.

Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор предложения, морфологический разбор.

Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.

Различать падежи. Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи. Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных.

Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Правильно писать НЕ с глаголами.

Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание которых можно проверить.

Различать типы спряжения глаголов.

Различать типы склонений имен существительных.

Писать слова с изученными орфограммами.

Составлять рассказы на определённую тему;

Составлять рассказы по картинам;

Разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их употреблять;

Составлять и обсуждать тексты на определенные темы;

Пользоваться словарями (П.А. Грушников "Орфографический словарь", С.И. Ожегов "Словарь русского языка", "Школьный толковый словарь русского языка", М.Р. Львов "Словарик синонимов и антонимов", М. И. Михельсон "Фразеологический словарь" и т.д.);

Составлять вопросы для викторины;

Подбирать материал для праздников;

Изготавливать блокноты трудных орфограмм, словарики (синонимов, антонимов, фразеологизмов), сборники пословиц, загадок.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 

Оборудование класса:

- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;

- интерактивная доска;

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;

- мультимедийный проектор;

- компьютер;

Литература:

Агаркова

Н. Г., Бугрименко Е. А.,

Жедек

П. С.,

Цукерман

Г. А. Чтение и письмо по системе Д. Б.

Эльконина

. М.: Просвещение, 1993 г.

Белицкая

Н.Г.,

Орг

А.О

. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. Москва: Айрис – пресс,2006.

Бетенькова

Н.М.,

Фонин

Д.С

. Конкурс грамотеев. Москва. Просвещение. 1996 г.

Волина

В.В.Весёлая грамматика. Москва. Просвещение. 1995

г.

Граник

Г.Г.,. Бондаренко С.М, Концевая Л.А. Секреты орфографии. Москва. Просвещение. 1991.

Дьячкова

Г.Т

. Олимпиадные задания по русскому языку. 3–4 классы. Волгоград. 2006 г

Ладыженская

Т.А

. Речевые секреты. Москва. Просвещение. 1992 г.

Лайло

В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. Пособие для учителя. М. Дрофа. 2001г

Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.

Мищенкова

Л.В. 25 развива

ющих занятий с первоклассниками

. Ярославль.2006 г.

Мищенкова

Л.В. 25 развивающих занятий с третьеклассниками. Ярославль.2006 г.

Окулова Г.Е. Несколько уроков занимательного словообразования. Методическое пособие. Росстани-на-Каме. Оса. 1997г

Пупышева

О.Н. Олимпиадные задания. М. «ВАКО». 2007г

Раицкая

Г.В. Олимпиадные задания. 3 – 4 класс. Самара. Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров» 2009г

Тикунова

Л.И. Новикова Ю.В. Юным умникам и умницам. Русский язык. 2–3 класс. Москва. РОСТ, 2003 г.

Тоцкий

О.Г.

Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

Узорова

О.В., Нефедова Е.А. Все предметы начальной школы в викторинах. 1–4 классы. Москва. АСТ. 2003

Ушаков Н.Н.

Внекла

ссные занятия по русскому языку

(пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.

Ходова

Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. М. Айрис-пресс, 2010г

Чеснокова

Л.Д. На берегах

Лингвинии

. М. Просвещение. 1996г

Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Классные часы. 4класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.

Московская городская олимпиада Интеллект. 2 класс М. Образование , 2002г

Московская городская олимпиада Интеллект. 3 класс М. Образование , 2002г

Московская городская олимпиада Интеллект. 4 класс М. Образование , 2001г

Московская городская олимпиада Интеллект. 5 класс М. Образование , 2002г

Интернет-ресурсы:

http:www.

n

achalka.com.

http:www.viku.rdf.ru.

http:www.rusedu.ru.

http://school-collection.edu.ru/

www.center.fio.ru    

http://www.maro.newmail.ru

   

http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html

   

http://www.int-edu.ni

http://festival. 1september/

ru

Печатные пособия

1.Дидактические материалы, определенные в стандарте НОО

2.Словари.

3.Репродукции картин и художественные фотографии