Областное специализированное государственное бюджетное учреждение «Многопрофильный центр социальной помощи семье и детям «Семья» Алексеевского городского округа» Белгородской области
Согласовано: Утверждаю:
на методическом объединении Директор ОСГБУ «МЦСПСиД «Семья»
педагогических работников Алексеевского городского округа» Протокол № 9 Белгородской области «15» мая 2023г. __________ О. В. Тростянская
Рабочая программа
«Фетрандия»
( работы с фетром )
для детей от 11 до 18 лет
Подготовил:
Педагог-психолог
Марушко Т.А.
Содержание программы
1. Пояснительная записка……………………………………2-3стр.
2. Содержание программы…………………………………..4-9стр.
3.Календарно-тематический план занятий…………………10 стр
Методическое обеспечение программы……………………11 стр
1.
Пояснительная записка
Красивый. Теплый. Фактурный. Пластичный. Наполненный энергией природы. Войлок или фетр - один из самых древних видов полотен. На протяжении нескольких тысячелетий он согревает, оберегает и даже лечит человека. И многие хозяйки пытаются украсить себя и свои жилища красивыми, уникальными вещами, которые создают настроение и уют. А также каждая хозяйка стремится отойти от привычного стандарта, навязываемого промышленным дизайном.
Важной составляющей воспитательной системы является занятость воспитанников в объединениях дополнительного образования. Данная программа – это часть комплексной системы работы по формированию у детей эстетического воспитания, которое неразрывно связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием. В этих видах деятельности создаются благоприятные условия для развития способностей, склонностей, интересов детей. Овладение содержанием данной программы не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий. Такая работа стимулирует к творчеству, развивает чувство прекрасного, облагораживает личность.
Цель программы:
Углубление знаний по декоративно-прикладному искусству;
Познакомить с историей возникновения изделий из фетра и войлока;
Систематизация знаний о различных приемах вышивки;
Научить приемам изготовления изделий из фетра;
Научить практическому применению знаний и умений;
Развитие творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся.
Задачи программы:
Образовательные:
вырабатывать у детей
интерес выполнять своими руками изделия, украшающие одежду и свой дом
.
совершенствовать и развивать познавательную активность, творческое отношение к делу.
формировать стремление качественно выполнять изделие.
углублять и расширять знания об истории и развитии народных художественных промыслов.
Ознакомить воспитанников
с основами знаний в области композиции,
цветоведения
.
Развивающие:
сформировать у детей
целостное восприятие народного искусства как часть культуры народа
;
2.
развивать эстетический и художественный вкус,
творческие способности
.
развивать способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.
развивать внимание, память, фантазию, абстрактное и логическое мышление
Воспитательные:
привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества
.
воспитание усидчивости, аккуратности, терпения довести начатое дело до конца.
воспитать экономичное отношение к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
3.
Содержание программы
Приобщение воспитанников к полезному виду рукоделия. Шитье и вышивание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальности, играет немалую экономическую жизни человека.
Фетр снова в моде: бусы, броши, браслеты и заколки для волос, декор для мебели, коврики, диванные подушки, кашпо для цветов, подставки под горячее, рамки для фотографий, модные сумки и предметы одежды от кутюр, – в некоторых древних культурах фетр был главным строительным материалом. Сегодня уже невозможно ограничить использование фетра только для построения монгольских юрт. Фетр прекрасно сочетается с современными жилыми пространствами и является очень модным и стильным материалом, из которого можно вырезать и шить огромное множество разнообразных полезных и красивых вещей.
Ничто не дарит такого чувства удовлетворения как работа, выполненная своими руками. Самая эффективная, действенная и одновременно наиболее результативная форма приобщения учащихся к пониманию высокой духовной значимости, поэтичности и красоты произведений народного искусства – практическое участие самих детей в создании разнообразных изделий. Сопричастность к творческому процессу изготовления художественных изделий. Близких тем в технологии, что создают народные мастера, не только и не столько развивает в учащихся навык работы с материалом, но главное позволяет им ощутить радость от того что они
научились делать красивые и полезные вещи, почувствовать себя творцами и
художниками. Выполняя различные изделия, сначала самые простые, а затем и сложные, учащиеся овладевают определенными навыками, знакомятся с понятиями композиции, орнамента, цветоведения, узнают основы дизайна и художественного оформления.
По окончании курса воспитанники должны знать:
1. Какие материалы, инструменты и приспособления применяются при изготовлении изделий из фетра.
2. Правила техники безопасности.
3. Основные приемы работы.
4. Способы закрепления нитей;
5. Принципы композиции и цветоведения.
6. Историю предлагаемых видов декоративно - прикладного творчества.
По окончании курса воспитанники должны знать:
Правильно подобрать или составить рисунок для изделия.
Уметь ровно вырезать детали.
4.
Начинать и заканчивать работу без узлов
Подбирать ткань, нитки в зависимости от рисунка.
Выполнять работу аккуратно в соответствии с предварительным эскизом.
Оформлять изделие. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Выбирать цветовое решение и композиционное построение рисунка.
Воспитанники должны уметь:
Правильно подобрать или составить рисунок для изделия.
Уметь вышивать простые ручные швы.
Начинать и заканчивать работу без узлов.
Подбирать цвет, нитки в зависимости рисунка.
Знать способы и уметь изготавливать лекала.
Выполнять работу простыми декоративными швами
Оформлять изделие. Выполнять работу качественно.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Самостоятельно выполнять изделия от эскиза до воплощения;
Уметь оказывать взаимопомощь и взаимовыручку;
Прогнозировать результаты и уметь определять критерии качества готового изделия
Программа способствует
повышению интереса к культурным традициям родного края;
развитию познавательной и творческой активности детей;
формированию нравственных ценностей;
расширению политехнических знаний;
повышению культуры общения детей;
укреплению веры детей в свои способности
.
Перечень учебно-методического обеспечения
Оборудование и инструменты:
иглы № 24, 25, 27;
наперсток;
линейк
ножницы;
клей ПВА;
дополнительные аксессуары
мел, карандаш
клеевой пистолет
5.
Материалы:
фет
р
.
Картон для лекал;
нитки мулине, шерстяные
;
Декоративные элементы
Дидактический материал:
Банк проектных работ с изделиями в технике «Изделия из фетра»
Образцы работ учащихся , презентации.
Цветовой круг.
Схемы цветовой гармонизации.
Выставочные композиции.
Методические рекомендации. Выполнение графических работ.
На занятиях ведутся альбомы для выполнения зарисовок игрушек, чертежей. Выкройки-лекала переводятся на альбомные листы карандашом, затем контуры каждой детали выкройки обводят тушью или гелевой ручкой. При расположении выкроек на листе надо следить затем, чтобы детали не находили друг на друга. Если этого не избежать, необходимо воспользоваться цветными ручками или фломастерами, чтобы разграничить детали выкройки. На листах обычно вначале располагают детали выкроек больших размеров, а между ними помещают маленькие. На чертежах каждой модели делают соответствующую надпись — название детали с указанием количества частей, которые необходимо будет выкроить из материала. В верхней части листа делается надпись — название модели и ее краткая характеристика. Качество выполнения игрушек из фетра ткани и меха в значительной мере зависит от правильной подготовки выкроек-лекал каждой модели. Для занятий кружка педагог заготавливает комплекты контрольных выкроек на каждую модель игрушки, а затем делаются их копии для одновременной работы всех кружковцев группы. Выкройки-лекала можно изготовить из расчета один комплект на двоих. Лекала изготавливают из плотной бумаги или картона, в последнем случае они дольше сохраняют правильную форму при частом употреблении карандаша или мела. Каждую деталь готовых лекал следует подписать и указать количество частей, которое необходимо получить при раскрое. На конверте зарисовывают внешний вид игрушки и делают соответствующие надписи.
6.
Правила раскроя, соединения и оформления деталей игрушек.
Каркасы для игрушек.
При вырезании картонных каркасов надо следить за тем, чтобы края были ровными, без зазубрин. Каркас из поролона вырезают ножницами точно по выкройке. Лекала обводят на поролоне мягким карандашом или шариковой ручкой. В некоторые игрушки для укрепления формы вставляют каркасы из проволоки, которые делают игрушку более устойчивой. Для этого проволоку нужной длины сгибают посередине, ее концы загибают петелькой, чтобы не прокололась ткань 11 или мех, а затем вставляют в форму, которую нужно укрепить (например, в длинные ножки козлика или передние ноги собаки). После установки каркаса набивка производится обычным способом.
Раскрой материала. Изготовление каждой модели связано с процессом раскроя материала. Поэтому необходимо знать основные свойства фетра и меха, отличать лицевую и изнаночную стороны, соблюдать правила раскроя. При раскрое выкройки-лекала раскладывают на изнаночной стороне фетра, ткани или меха, и аккуратно обводят карандашом или мелом. При размещении на материале парных деталей нужно следить за тем, чтобы они не были выкроены на одну сторону, для этого парные лекала при раскрое располагают симметрично. При изготовлении игрушек из фетра, раскрой деталей производят в основном из лоскута и отходов, небольших по размеру. В первую очередь на материале надо располагать наиболее крупные детали. Если деталь выкройки не укладывается на одном куске лоскута, следует сметать их два или три вместе, подобрав по фактуре и направлению ворса. Затем, наметив контуры детали, сшить, не заходя за линии обмеловки. Детали игрушек из сукна, драпа, войлока раскраиваются без припуска на швы а из тонких тканей, например, ситца, бязи, сатина — с припуском 0,5—1 см. Детали из меха вырезают острыми концами ножниц по изнаночной стороне, с незначительным прибавлением на швы—0,3—0,5 см.
Соединение деталей. Различные способы соединения и сшивания деталей игрушек учащиеся осваивают в процессе изготовления разных моделей. Игрушки из фетра в основном сшивают вручную. Возможна работа на швейных машинах, при сшивании крупных деталей из тонкой ткани. Затем их выворачивают на лицевую сторону и набивают синтепоном.
7.
Детали игрушек из толстых тканей, фетра и меха также предварительно сметывают, чтобы не получилось перекоса.Если детали выкроены из несыпучих тканей, то их сшивают по лицевой стороне швом «через край» или петельным швом катушечными нитками или нитками мулине. Игрушки из меха сшивают по изнаночной стороне частыми косыми стежками через край и затем выворачивают.
Набивка деталей. Для набивки сшитых деталей можно использовать синтепон или остатки мехового лоскута, которые почти всегда остаются от раскроя игрушек. Набивать формы следует небольшими кусками, заполняя вначале концы деталей, помогая при этом каким-либо тонким и длинным предметом, можно карандашом. Использовать при этом ножницы не рекомендуется, так как они могут поранить руки и прорезать деталь.
Оформление глаз, носа. Глаза и нос игрушек обычно делают из черных или коричневых пуговиц без отверстий, бусинок, кусочков клеенки, кожи. На прилавках магазинов в достаточном количестве есть и готовые детали для оформления игрушек: носики, язычки, глаза. Для игрушек выполненных из ткани могут подойти и кусочки самоклеющейся бумаги.
Техника безопасности трудa. На занятиях учащиеся постоянно пользуются ножницами, иголками, электроутюгом, поэтому они должны хорошо знать и постоянно соблюдать правила безопасности труда и пожарной безопасности. При работе ножницами, иголками, булавками:
-Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы.
- Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
-Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.
-Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
-Не класть ножницы, иголки возле движущихся частей машины.
-Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.
-При шитье не пользоваться ржавой иглой, так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.
8.
-Во время работы нельзя вкалывать иголки и булавки в одежду, в стол или в случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.
-Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.
- Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышкой.
- Сломанную иглу следует отдать руководителю.
9.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Теория
Практика
Сроки проведения
1.
Вводное занятие. Техника безопасности.
2
1
1
История игрушки Инструменты и материалы.
2
1
1
2.
Технология выполнения швов. Свойства и виды ручных швов.
2
1
1
3.
Конструирование и оформление игрушки.
3
1
2
4.
Помпоны и игрушки на их основе.
3
1
2
5.
Сложные изделия из нескольких деталей.
4
2
2
6.
Новогодние настроение.
4
2
2
7.
Сюжетно-тематические композиции из фетра.
3
1
2
8.
Игрушки из отдельных деталей. Тильды.
3
1
2
9.
Изготовление интерьерной игрушки.
3
1
2
10.
Аппликация из фетра.
1
0.5
0.5
11.
Объемные цветы из фетра.
3
1
2
12.
Изготовление сувениров.
3
1
2
13.
Уход за изделиями из фетра.
2
1
1
Итого
38
15.5
22.5
10.
Список литературы.
1. Дорожин Ю.Г. Городецкая роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез.2007.
2. Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005.
3. Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001.
4. Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2011.
5. Макарова М.Н. Перспектива: Графические задания и методические рекомендации. М.Д989.
6. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.М.: Просвещение, 1990.
7. Неменский Б.М. Программы Неменский «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 класс. М.: Просвещение, 2009.
8. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2011.
9. Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д993. Ю.Фролова Т.О. Мягкая игрушка. АСТ-Сталкер. Подарок своими руками. 2013.
10. https://vk.com/fetroclub
11. https://www.maam.ru/detskijsad/pristupaja-k-rabote-s-fetrom.html
12. https://www.youtube.com/watch?v=8HCfVoCnUp0
13. https://infourok.ru/tehnologicheskiy-proekt-volshebniy-fetr-3431784.html
11.