Открытый урок по предмету «Фортепиано»
МКУДО ДМШ г. Усть-Катав
Преподаватель: Куликова Т.А.
Учащиеся: Юрова Даша - 4 класс (ДПОП),
Дата проведения: ноябрь 2022г.
Тема урока: «Работа над развитием техники в средних классах фортепиано».
Цель урока: развитие техники и применение приобретенных навыков в работе над гаммами и этюдами.
Задачи урока:
воспитывать в ученике
силу воли и упорство в преодолении трудностей;
совершенствовать техническое мастерство
на уроках фортепиано.
Методы обучения:
наглядный (слуховой и зрительный);
словесный
(обсуждение характ
ера музыки, образные сравнения,
словесная оценка исполнения);
Оборудование: фортепиано, стулья, ноты произведений, ноты упражнений.
План урока:
1.Сообщение темы урока и его задач.
2. Введение
3. Работа над гаммами
4. Работа над произведениями. ( Этюды.)
5. Исполнение произведений.
6. Подведение итогов. Заключение.
Ход урока:
Введение
Понятие «фортепианной техники» не сводится к понятию быстрой, ловкой и громкой игры. Данное понятие гораздо шире, объемнее, так как фортепианная техника по сути есть техника художественного выражения. Она включает в себя не только быстроту и ловкость, которые сами по себе являются немаловажными предпосылками хорошей техники, но и ритм исполнения, динамику, артикуляцию и т. д.
Говоря о развитии технических навыков у учащихся, мы имеем в виду ту сумму знаний, умений, навыков, приемов игры на фортепиано, при помощи которых учащийся добивается нужного художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. «Техника без музыкальной воли - это способность без цели, а становясь самоцелью, она никак не может служить искусству», - писал Иосиф Гофман, один из крупнейших пианистов.
Г.Г. Нейгауз писал: «Я часто напоминаю ученикам, что слово «техника» происходит от греческого слова «технэ», а «технэ» означало — искусство. Любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит, помогает выявлению содержания, «сокровенного смысла», другими словами, является материей, реальной плотью искусства. Беда в том, что многие играющие на фортепиано под словом техника подразумевают только беглость, быстроту, ровность, бравуру — иногда преимущественно «блеск и треск» — то есть отдельные элементы техники, а не технику в целом, как ее понимали греки и как ее понимает настоящий художник. Техника — «технэ» — нечто гораздо более сложное и трудное. Обладание такими качествами, как беглость, чистота, даже грамотное музыкальное исполнение и т. п., само по себе еще не обеспечивает артистического исполнения, к которому приводит только настоящая, углубленная, одухотворенная работа»
Г. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры».
Работа над гаммами:
Данный вид работы хочу показать в работе с учащейся Юровой Дашей. Девочка обучается во 4 классе. Поступила в школу с хорошими музыкальными данными. Музыкальна, ритмически устойчива, но есть проблемы с пианистическим аппаратом. Проблемой являются так называемые «прямые пальцы» - отсюда зажатые кисти рук, которые мешают пока нам в работе над техникой, хотя слышит она хорошо и имеет отличную музыкальную память.
Гаммы Ми мажор, до# минор и ля ь мажор. Ученица играет гамму в две октавы. Присутствуют неточности в аппликатуре. Выясняем, что связаны они с несоблюдением аппликатурных закономерностей: позиционностью по три и пять пальцев, а также синхронностью игры. Для выработки беглости пальцев ученица играет гамму приёмом «стаккато». Этот приём обостряет ощущение кончиков пальцев, приучает слух к отчётливому исполнению каждого звука, вырабатывает независимость работы пальцев. Направляется слух ученика на ровность звучания, легатное звучание. Обращается внимание на подкладывание 1 –го пальца, постепенное движение руки.
Играется гамма в 4 октавы в прямом и расходящемся движении. Имеются ошибки в аппликатуре. Уточняем аппликатуру. Еще одно упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы лишь тех звуков, на которые приходится подкладывание. Важно следить за рукой во время подкладывания. Очень часто локоть и все предплечье слишком «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов. Для того, чтобы скоординировать работу обеих рук, а также для ритмической ясности, я рекомендую делать в гамме на четыре октавы акценты по четыре звука, при чем, во всех видах. Но, акцент не должен превращаться в громкий стук, стоящий на месте, заканчивающий всякое движение вперед. Акцент, как в гамме, так и в любом произведении, - это, то место, от которого нужно оттолкнуться, чтобы двигаться. Здесь акцент исполняется замахом пальца, в умеренной громкости.
Охватывающие движения играют так же немаловажную роль. Представьте, что Ваше предплечье – это поезд, а пальцы – люди, которые опоздали на него. Эти образы наглядно объясняют те движения, которые должны присутствовать в игре гамм: вся рука рисует линию и идет впереди пальцев, то есть, пальцы подчиняются руке. Помочь этим движением может динамика. Здесь она проста: вверх – крещендо, вниз – диминуэндо. Прошу ученицу представить тот же поезд, который едет издалека, поравнялся с нами и уехал. Таким образом, мы убьем двух зайцев – и движения появятся, и гамма станет яркой и интересной.
Аккорды. Для начала вспоминаем что такое «аккорд», как и на каких ступенях строится тоническое трезвучие и его обращения. Уточняем аппликатуру и начинаем игру аккордов сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками. Технически следует обратить внимание на три момента: пальцы хватают звуки аккорда – особенно активны мизинцы, так как они держат весь аккорд; кисть прогибается – ее амортизация поможет избежать зажима аппарата; локти разводятся в стороны, сбрасывая этим движением нагрузку. Хорошего звука пытаемся достичь свободой плечевого пояса и хорошего «погружения» в клавиатуру. Предлагаю сыграть аккорды стоя. Ученица чувствует контакт с инструментом и легче понимает, как правильно играть аккорды.
Можно поиграть аккорды несколькими способами, если не получается сыграть 3 звука одновременно. Пятый палец играет верхний звук, а к нему уже подстраиваем 2 остальных. Или играем сначала крайние звуки и затем средний, оставшийся.
При игре аккордов следим за тем, чтобы локти не висели и после взятия каждого аккорда освобождались. Обращаю внимание на работу пятых пальцев, т. к. они часто «не добирают» звук.
Арпеджио короткие. Перед тем как сыграть короткие арпеджио, проигрываем подготовительные упражнения для выполнения точной аппликатуры. ( Приложение №1)
При работе над арпеджио требуется движение от 1-го пальца к 5-му и опора на начало звена. Для этого надо сделать замах первым пальцем, тогда акцент прозвучит ярче. Для более успешной работы нужно поиграть короткие арпеджио отдельно каждой рукой и проконтролировать движение кисти.
Хроматическую гамму играем с группировкой по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки. Частой ошибкой при игре хроматических гамм является «падение» всей кисти на первый палец. Следим за этим и стараемся работать первым пальцем более активно, не допуская лишних движений.
В начальный период работы над гаммами закладывается фундамент пианистической техники, происходит привитие и закрепление навыков. Вот почему так важно их качество. И поэтому сразу нужно прививать только целесообразные движения, не допускать неверных и лишних. Необходимо постоянно следить за свободой пианистического аппарата, предупреждать всякого рода зажатости и скованности.
Художественной задачей этого периода является игра гамм ритмически и динамически ровным, глубоким и мягким звуком. Учиться слышать в гамме мелодическую линию, добиваться линейности звучания, текучести, чтобы не было ощущения "точечности" звучания.
Работа над этюдами
К. Черни «Этюд»№1, 2 соч. 299. Разные виды техники потребовали вновь обращения к принципам игры гаммообразных последовательностей и арпеджио.
Следующим этапом нашего урока станет работа над формой построения этюдов. Выявление звуковых задач, налаживание слухового контроля. Старательная девочка, хорошо усваивает материал, любознательна, всегда готова к уроку.
Спрашиваю у ученицы что такое «этюд». Этю́д (фр. étude «изучение») — инструментальная пьеса, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Этюд№2 находится на начальной стадии работы и ученица играет его с предварительным разбором и показом педагога. Есть неточности в аппликатуре, метричности исполнения, поэтому играем со счётом, сохраняем единый темп и слушаем пульсацию. Прорабатываем неточные места несколько раз. Следим за посадкой, постановкой рук и добиваемся точной аппликатуры, синхронности исполнения и хорошего звука. Проигрываем произведение целиком. На всём протяжении работы не забываем о динамике, построении фраз. Мы всегда должны помнить о развитии музыки, «куда идём».
Заключение
На примере разучиваемых произведений еще раз убедились, польза игры гамм, развитие техники и беглости пальцев на занятиях фортепиано, для передачи более полного, точного и самое главное – музыкально-художественного замысла композитора. Важно привить ребенку упорство в достижении технических задач, привить любовь и стремление выражать свои мысли и чувства через музыку.
В музыкальном воспитании детей исключительно важная роль принадлежит раннему периоду, когда закладывается фундамент для формирования как общемузыкальных, так и профессиональных наклонностей ребёнка. Яркая эмоциональная восприимчивость детей среднего школьного возраста, гибкость их приспособления к двигательным навыкам позволяют гармонически целостно развивать музыкально-слуховую и техническую сферу в их единстве.
Развитие обучающихся средних классов специального фортепиано проходит тем успешнее, чем доступнее для них средства и методы педагогического воздействия. При отсутствии ещё у ребёнка минимальных музыкальных представлений основная роль в методике должна отводиться систематической подготовке его к восприятию и пониманию новых музыкально-слуховых и музыкально-грамматических явлений. Столь же важна и последующая стадия – закрепление в процессе проведения урока формирующихся музыкальных представлений, двигательных приёмов и навыков. Ребёнку показано и с ним прорабатывается много технических упражнений, которые облегчат овладение музыкальным инструментом и решение звуковых задач.
Принцип комплексного развития музыкальных и двигательных способностей – основа начального обучения пианиста.
Литература:
1.Николаев А. А. Работа над этюдами и упражнениями М,1955
2. Николаев А. А. Очерки по истории фортепианной педагогики и
теории пианизма. – М., 1980
3.Таузиг К. Ежедневные упражнения для фортепиано. – М., 1962