Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке
Загитова Айгуль Линаровна
Преподаватель по классу скрипки
МАУДО Детская музыкальная школа 1, город Набережные Челны
В данной статье мы рассмотрим особенности и методы работы над штриховой техникой в начальный период обучения на скрипке, проанализируем особенности работы над штрихами деташе, легато и мартеле. Весь путь многовековой истории скрипичного искусства был связан с развитием и совершенствованием штриховой техники. Штрихи в скрипичном исполнительстве - явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательнозвуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Именно в начальном периоде обучения закладываются основы звукоизвлечения и штриховой техники скрипача. Этот этап является важнейшим и определяет во многом весь путь дальнейшего развития музыканта. Начальный период обучения включает следующие цели и задачи: -музыкальное развитие, развитие внутреннего слуха; -постановка рук на инструменте; -развитие элементарных игровых навыков; -изучение элементарных штрихов (деташе, легато, начало работы над мартле и их чередование).
Изучение штриховых приемов необходимо осуществлять в определенной последовательности – от изучения основных штриховых движений к более сложным. В процессе работы над штрихами следует прежде всего исходить именно из их художественной цели, для воплощения которой необходимо выработать какой- либо штрих. Художественная цель должна быть ясна, в доступной для возраста учащегося форме, большое значение имеет наличие внутреннего слышания того звукового результата, которого следует достичь. Работать над штрихами советуют по– разному: на открытых струнах, на материале гамм, этюдов, пьес.
Методы освоения основных типов штрихов начального периода обучения - легато, деташе и мартле. Штрих (нем. Strich – черта, линия)– «выразительный способ исполнения, извлечения смычком того или иного характера звучания, музыкальной артикуляции. Свое название этот вид смычковой техники получил от тех черточек и линий, которые стали ставить над нотами для обозначения способа проведения смычка».
Начальный период обучения на скрипке предусматривает работу над освоением следующих штрихов: Detache, Legato, Martele. Далее мы рассмотрим основные принципы работы над каждым из этих штрихов в отдельности.
Detache (деташе) с французского языка этот штрих переводится, как «отделять» – означает «отдельное, прилегающее к струне движение смычка без его остановки в конце на каждой ноте». Это один из самых выразительных и наиболее часто применяющихся штрихов. Он является первостепенным для развития всех остальных штрихов. Среди других скрипичных штрихов деташе по своим музыкально-выразительным возможностям наиболее приближен к легато. На начальном этапе обучения – 1 класс – работа над деташе ведётся на материале сборника Якубовской «Вверх по ступенькам». Отрабатывается навык выравнивания звучания при помощи регулирования весового давления на струну (двойное деташе верхней частью смычка, нижней частью, целым смычком, соединением разных частей). Изучение распределения смычка закрепляется на этюдах, таких, как № 11 Н. Баклановой.
Особенности работы над штрихом деташе.
Работа над этим штрихом должна быть связана с изучением основных приемов звукоизвлечения и с правильным формированием элементарных двигательных навыков. Необходимо добиться достаточной свободы, раскрепощенности всех суставов и мышц правой руки, так как даже небольшая напряженность отрицательно сказывается на звукоизвлечении.
С самого начала работы над штрихом деташе необходимо обращать внимание ученика на ощущение веса руки. Смычок должен лежать на струне, рука свободная и мягкая, движения по струне легкие и плавные. Вес смычка в нижней половине значительно больше, чем в верхней, так как там находится колодка и непосредственно сама рука. Для сохранения равномерного звучания по всей длине смычка скрипач должен в верхней половине играть с несколько большим нажимом смычка на струну, как бы добавляя ему вес рукой при помощи указательного пальца. А при игре у колодки, приближаясь к ней, необходимо несколько облегчить нажим смычка на струну при помощи мизинца. Этой же цели служит и небольшой наклон трости к грифу при игре в нижней половине смычка, что дает сужение ленты волос, контактирующих со струной, и выпрямление наклона трости при игре в верхней половине смычка, дающее расширение ленты волос.
Особенности работы над штрихом легато.
Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей степени связана со штрихом легато, который, по словам Л. Ауэра, представляет собой «осуществление идеала мягкого, округлённого, непрерывного потока звуков». Поэтому, как считал выдающийся педагог, данный штрих «должен быть развит каждым скрипачом до совершенства, если он хочет, чтобы пение его инструмента не прерывалось, а звук был всегда ровным и плавным». Усиленное внимание к освоению этого штриха в работе с начинающими создает перспективу последовательного развития у скрипача искусства кантиленной игры. Основные требования: так же как деташе, легато – прилегающий штрих. Поэтому к легато относятся все те же требования, что и к деташе. Помимо этого добавляются: – точное распределение смычка; – ритмичная и четкая работа пальцев левой руки; – хорошая артикуляция. Важно, чтобы ученик с самого начала следил за точным распределением смычка и сободным звукоизвлечением. Действительно, в результате даже самой незначительной зажатости какого-либо сустава или излишней напряжённости мышц рук, кисти, плечевого пояса движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука, ограничивается слуховое восприятие. Важная роль отводится умению сочетать свободно выполняемый начальный двигательный импульс руки, подобный естественному вздоху, с атакой и последующим ограничением скорости (некоторым торможением) движения смычка. Такое сочетание движений часто применяется в начале лиги и имеет много общего с певческим дыханием. Приём «дыхания смычка» способствует тому, что при смене направления движения смычка (как и в начале штриха) оптимально сочетаются факторы скорости и давления его на струну. Типичный в этом отношении недостаток – неуправляемую в самом начале скорость его движения, особенно при игре вниз от колодки, - следует преодолевать настойчивой работой над воспитанием соответствующего навыка. Соединение звуков легато при переходах с одной струны на другую требует использования специального приёма, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. Другими словами, речь идёт о хорошей атаке звука на другой струне. Важное значение здесь имеет и подготовка пальца левой руки на этой струне. Притом палец, завершающий игру на оставляемой струне, не поднимается сразу, а остаётся на ней, пока оба звука не соединятся. Этот переход осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны. На начальном этапе обучения нужно как можно раньше сформировать у ученика представление о том, что исполнить на скрипке музыкальную фразу легато означает не просто сыграть несколько звуков одним движением смычка. Главное состоит в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, присущих певческому голосу. Такой сравнительный метод позволяет ещё на ранней стадии обучения приступать к систематическому изучению штриха легато (сначала по два, затем по четыре звука на одно движение смычка), используя материал мелодически целесообразных этюдов и пьес. С этого момента начинается детальная работа над умением правильно, в соответствии с поставленной задачей распределять длину целого смычка. Не следует надолго откладывать ознакомление ученика с закономерностями неравномерного распределения смычка в связи с фразировкой. Можно объяснить ученику, что при исполнении мелодии произнесение звуков легато далеко не всегда ограничено лигой, выписанной в нотном тексте, а нередко простирается на значительно больший отрезок музыки, подчас на несколько тактов. При этом ряд небольших лиг объединяется одной длинной (воображаемой) лигой, обозначающей границы фразировочной волны. Задача озвучивания разнообразных технических эпизодов в различных сочинениях тесно связана с воспитанием беглости пальцев. Возьмём для примера Упражнение №1 Шрадика (2,4,8,16 нот легато).
Особенности работы над штрихом мартеле.
В переводе с французского – «ковать, бить молотком, отчеканивать» – это отрывистый штрих, во многом аналогичный ярко акцентированному деташе, но имеет свое характерное звучание, остановки (паузы) между нотами. Он обозначается точками (клинышками) и акцентами над нотами. Штрих мартеле обычно исполняется в умеренных темпах, в пределах верхней половины смычка. Главная особенность звучания мартеле состоит в острой, акцентированной атаке звука и наличии паузы. Согласно современным взглядам, характер звучания штриха мартеле зависит от умелой координации хорошей атаки с быстрым проведением, а не от специального нажима на струну. А. И. Ямпольский считал, что «смычок быстро проводится по струне именно в момент атаки звука». Этот штрих имеет очень яркий характер – энергичный и в тоже время изящный. Как правило, ученики хорошо воспринимают его на слух. На начальном этапе работы над штрихом мартеле целесообразно выдерживать довольно долгие паузы между нотами, чтобы ученик успевал подготовить руку, постепенно сокращая их по мере освоения игрового движения. Основные требования: – исполняется в верхней половине смычка; – отрывистая атака звука; – наличие пауз между нотами. Особенности работы над штрихом:
В работе над штрихом мартеле одинаково важны два момента – начало звука – яркая, острая атака, активный импульс движения руки вдоль струны, дающий возможность быстро и энергично провести смычок и окончание – резкое угасание звука, сообщающее ударный, отрывистый характер всему штриху. А. Ямпольский писал, что «обычная ошибка, которую допускают при изучении штриха мартеле, состоит в том, что смычок вначале прижимают к струне, а затем двигают его. Между тем нажим смычка на струну и начальное движение его обязательно должны происходить в одно и то же время». Для того чтобы штрих получился острым, коротким и в тоже время легким, во время остановки смычка перед каждой новой нотой делать паузы. После акцента следует сразу же освобождать руку, отпуская нажим указательного пальца во время горизонтального проведения. Смычок не должен подпрыгивать, он остается лежать на струне. Например, с этой целью возможно изучение пьесы Качурбиной «Мишка с куклой». В этой пьеске освоение штриха мартле проходит более эффективно благодаря сравнению его со штрихом деташе. Изучение штриха мартеле развивает ученика технически, обогащает его штриховой опыт, способствует его музыкально-исполнительскому воспитанию. Гамма Ре мажор (мартле), Н. Бакланова «Хоровод», Э.Мах «Этюд-танец».
Список используемой литературы:
1 Асафьев Б.В. Музыкальная форма, как процесс Кн. 2 Интонация. Л.: 1971
– 230 с.
2 Ауэр Л.С. Моя школа игры на скрипке – М.: Музыка, 1965 – 215 с.
3 Баринская А.И. Начальное обучение скрипача – М : Музыка, 2007 – 103с.
4 Берлянчик М.М. Как учить игре на скрипке в музыкальной школе,
Альманах – М : Классика – XXI, 2006 – 205 с.
5 Бычков В.Д. Типичные недостатки рук начинающих скрипачей
М.:Музыка,1970. – 152 с.
6 Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке – М.: Классика –
XXI,2006 – 255с.
7 Григорян А.Г. Начальная школа игры на скрипке – М.: Советский
композитор, 1986 – 137 с.
8 Кузнецова С.В. Искусство скрипичных смен – М.: Музыка, 1971 – 174с.
9 Кюхлер Ф. Техника правой руки скрипача – К.: Музыкальная Украина –
1974 – 74 с.
10 Лесман И.А.Очерки по методике обучения игре на скрипке, М.: Музыка –
1964 – 140 с.
11 Либерман М.Б., Берлянчик М. М. Культура звука скрипача – М : Музыка,
1985 – 160 с.
12 Мищенко Г.М. Методика обучения игре на скрипке. – С-Пб.: Реноме,
2009 – 272 с.
13 Мордкович Л. Изучая педагогическое наследие П.С. Столярского. //
Вопросы методики начального музыкального образовании. М.: Музыка –
1981 – 84с
14 Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.2 – М., «Советская
энциклопедия», 1974 (Энциклопедии. Словари. Справочники. Изд-во
«Советская энциклопедия», Изд-во «Советский композитор») Т.2
Гондольера – Корсов. 960 стб. с илл. Деташе
15 Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. т. 3 Корто – Октоль –
М., Советская энциклопедия, 1976 – 1104 с., ил. Легато, мартеле
16 Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Степанова С.Р. – М.:
Советская энциклопедия, 1990 – 671 с.
17 Ожегов С.И. Словарь русского языка /Гл. ред. Н.Ю. Шведова – М.:
Русский язык, 1987 – 796 с.
18 Ойстрах Д.Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма. – М.: Музыка,
1978 – 208 с.
19 Погожева Т.А. Вопросы методики обучения игре на скрипке. – М. :
Музыка, 1966 –206 с.
20 Судзуки Ш. Скрипичная школа. Япония. – 190 с.
21 Фишина Алина Игоревна.Особенности изучения штрихов в начальный
период обучения игре на скрипке.
22 Флеш К. Искусство игры на скрипке. – М.: Музыка, 1964, – 179 с.
23 Фортунатов К.А. Юный скрипач (I выпуск). – М.: Советский
композитор,1988. – 112 с.