* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

РАБОТА ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ АГРЕССИИ

М.В.Усольцева

МАОУ «СОШ №7» города Кургана, учитель начальных классов

Агрессивное поведение детей зачастую является отражением напряженного и агрессивного состояния их родителей. Поэтому в профилактике детской агрессии очень важно эффективно выстроить работу с родителями обучающихся. Однако данный аспект профессиональной деятельности педагога является наиболее затруднительным.

На сегодняшний день взаимодействие с семьей является необходимым аспектом работы педагога. В профессиональном стандарте педагога отмечается такое трудовое действие как «использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка». Кроме того, отмечается важность создания в учебных группах разновозрастных детско-взрослых общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников. Эти трудовые действия и умения отмечены в трудовой функции «Воспитательная деятельность». В трудовой функции «Развивающая деятельность» также выделяются необходимые знания для педагога. Они касаются знаний основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Таким образом, для эффективного взаимодействия педагога и родителя первому важно знать психологию семьи, уметь создавать совместные детско-взрослые сообщества и использовать ресурсы родителей обучающихся в воспитании ребенка, либо быть готовым оказать необходимую в этом аспекте помощь родителям. Поэтому повышение психолого-педагогической компетентности в области семейных отношений является важным условием профилактики конфликтных ситуаций с родителями и необходимой базой формирования гармоничного развития личности ребенка. Кроме того, повышение профессиональной компетентности в области возрастной психологии, психологии общения позволит педагогу более успешно выстраивать взаимодействие с семьи. Традиционными способами взаимодействия образовательной организации и семьи являются родительские собрания, индивидуальные консультации, праздничные мероприятия. Среди современных инновационных способов можно назвать школы для родителей, лектории, конференции, ринги, мастер-классы, родительский клуб, телефон доверия, обмен литературой и пр.

Несмотря на многообразие форм взаимодействия, есть некоторые общие правила коммуникации с родителями.

Перечислим их:

1. Доброжелательный тон общения и общий оптимистичный фон настроения педагога.

2. Уважительное обращение к родителям и их детям, применение навыков делового общения.

3. Доверие к воспитательным ресурсам семьи, ориентир на повышение психолого-педагогической культуры родителей.

4. Недопустимость некорректного вмешательства в интимные проблемы семьи, тактичное отношение к семейным проблемам.

Это общие универсальные рекомендации, которые могут выступать основой взаимодействия педагогов и семьи.

Что касается форм работы, рассмотрим традиционные. Родительское собрание преследует в основном информационно-просветительскую цель относительно успеваемости учащихся, их поведения и планируемых мероприятий. Проведение родительского собрания представляет собой целое искусство педагога общения с коллективом родителей.

Для эффективного проведения родительского собрания к нему необходимо качественно подготовиться.

Важно продумать:

– время и место проведения собрания;

– актуальные темы для обсуждения и план работы, регламент;

– состав участников (как выступающих, так и слушающих);

– качество преподнесения информации (визуально, аудиально и т. п.);

– возможные споры и противоречия;

– уместно продумать стиль одежды и способы коммуникации.

Рекомендуется выбирать вечернее время для собрания среди недели и планировать длительность обсуждения вопросов не более 2 часов. Если есть необходимость рассмотрения сложных вопросов (конфликты, нарушения дисциплины, профилактика девиаций) рекомендуется приглашать соответствующих специалистов по проблеме.

Родители воспринимают информацию не только на слух, но и зрительно. Поэтому очень важно как выглядит педагог, как себя ведет. Рекомендуется деловой стиль в одежде, корректная грамотная речь, спокойный ровный эмоциональный фон коммуникации. Педагогу необходимо показать заинтересованность в развитии и успешности каждого ребенка. Это позволит ему расположить родителей к себе, вызвать доверие с их стороны. У некоторых родителей с детства сформировалось негативное отношение к детскому саду или школе. Важно разрушить данный стереотип, продемонстрировать демократический стиль коммуникации.

Чтобы быть более убедительным имеет смысл пользоваться ссылками на нормативные документы, например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ), где указаны права и обязанности субъектов образовательных отношений. Однако не стоит злоупотреблять нормативной базой, так как это может вызвать скуку у родителей. Уместно использовать наглядные методы: презентации, фрагменты видеороликов, содержащих ценную информацию по воспитанию детей, развитию их учебной мотивации.

Учителю необходимо демонстрировать свою не только педагогическую, но и психологическую, коммуникативную и методическую компетентность. Это позволит ему завоевать уважение у родителей и тем самым наблюдать более этичное их поведение.

Однако будучи на 100% подготовленным к собранию педагогу необходимо учитывать и возможные непредвиденные ситуации. Иногда в обсуждении каких-то вопросов родители могут повышать голос, проявлять излишнее эмоциональное возбуждение. Поэтому если педагог это обнаруживает, необходимо вовремя закрыть сложный вопрос, либо предложить обсудить наедине какие-то сложности. Иногда родители задают вопросы, к которым педагог не готов. Если педагог не может ответить на вопросы родителей, он может обращаться к ресурсам группы или специалистов. Либо отметить, что проинформирует по данному вопросу их позже.

Представим примерный план родительского собрания.

1. Вступительное слово классного руководителя (около 10 минут). Презентация плана работы, задач, проблем и перспектив.

2. Анализ запросов родителей; введение в актуальную тематику (5–7 минут).

3. Выступление по тематике специалиста (ярко, лаконично и понятно с конкретными практическими рекомендациями) (10–20 минут).

4. Обсуждение проблемы (15–20 минут).

5. Анализ образовательных результатов обучающихся в обобщенном виде. Нельзя называть фамилии отстающих. Рекомендуется выразить уверенность на совместном решении проблемы. Наметить перспективы дальнейшего взаимодействия.

6. Поблагодарить родителей за совместную работу. При необходимо попросить задержаться тех родителей, у детей которых есть определенные трудности в обучении.

В индивидуальном общении рекомендуется начинать с позитивных характеристик ребенка. Тем самым расположить родителя к себе показать ресурсные возможности обучающегося, не смотря на существующие трудности. Далее выразить суть проблемы, активизировать родителя на совместный поиск решения ситуации. Завершить необходимо также позитивным тоном и рекомендациями по взаимодействию с ребенком.