РАБОТА ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ ГРУППЫ РИСКА.
Работа психолога с детьми группы риска — это комплекс мероприятий, направленных на выявление, профилактику и коррекцию различных психоэмоциональных проблем и трудностей, возникающих у детей, находящихся в условиях повышенного социального, семейного или личностного неблагополучия.
Основные направления работы психолога
1. Диагностика
Психолог проводит диагностику состояния ребёнка, выявляет особенности поведения, эмоционального реагирования, уровня тревожности, самооценки, межличностных отношений. Используются различные методы диагностики: наблюдение, беседы, тесты, анкетирование, проективные методики.
2. Психопрофилактика
Задача профилактики заключается в предупреждении возможных нарушений развития и формирования устойчивых негативных поведенческих стереотипов. Это достигается путём информирования педагогов и родителей о методах воспитания и поддержки детей, организации тренингов коммуникативных навыков, занятий по развитию уверенности в себе и стрессоустойчивости.
3. Индивидуальная работа
Индивидуальные консультации помогают ребёнку справиться с трудностями личного характера, преодолеть кризисные ситуации, разобраться в причинах своего поведения и чувств. Важная роль отводится доверительному общению между ребёнком и специалистом, созданию безопасной атмосферы доверия и принятия.
4. Работа с семьёй
Семейные проблемы часто являются причиной возникновения трудностей у ребёнка. Поэтому психолог организует работу с родителями: консультирование, обучение приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком, развитие родительской компетентности, помощь в преодолении семейных конфликтов.
5. Социальная адаптация
Дети группы риска нередко испытывают трудности социальной адаптации. Задача психолога — помочь ребёнку освоить навыки общения, наладить отношения со сверстниками, развить умение разрешать конфликты мирным способом.
6. Консультативная поддержка педагогов
Педагоги нуждаются в профессиональной поддержке психолога для понимания особенностей каждого конкретного ребёнка, разработки индивидуальных подходов к воспитательной работе, выбора оптимальных методов воздействия на поведение и учебный процесс.
Под группой риска понимают категорию детей, испытывающих неблагоприятные условия жизни и развития, приводящие к различным социальным, физическим и психологическим проблемам. Выделяют разные виды детей группы риска в зависимости от причин.
Вот несколько групп и рекомендаций по работе с ними:
Педзапущенные
Работа индивидуально или в малых группах, подходят пособия О. Холодовой, Е. Языкановой. У таких детей не было отработки базовых знаний и алгоритмов работы с учебным материалом. Ученик не может опираться на знания за прошлые годы обучения, они фрагментарные, недостаточные.
Низкообучаемые
Работа индивидуально или в малых группах, подходят пособия Е. Языкановой, Л. Мищенковой, Н. Локаловой. Для их возраста недостаточно развита одна или несколько познавательных способностей: мышление, память, внимание, речь, воображение. К этой категории также относятся соматически ослабленные ученики: с хроническими заболеваниями, ОВЗ, дети у которых стойко снижена умственная работоспособность, им не хватает энергетических запасов мозга на выполнение минимального объема учебных заданий.
Демотивированные
Работа в малых группах, подходят пособия Е. Языкановой, Л. Мищенковой, «Психологическая азбука». Низкая мотивация проявляется в игнорировании учебной деятельности, низком качестве работы, попытках отлынивать, не вкладывать усилия. Такому ребенку надо давать ту работу которая ему будет по силам, давать ему не стандартные задания. Если у него не получается выполнить работу не ругать его, а помочь найти и решить проблему.
Дезадаптированные
Работа в малых группах, подходят все пособия. Ученик может проявлять трудности, которые характерны для всех типов неуспевающих. Дезадаптация может быть связана как с переходом в новый класс или школу, так и может тянуться с первого класса. Также может проявляться девиантное поведение.