АВА-технология в практике инклюзивного детского сада.

Аутизм – это такое расстройство развития, при котором проявляются нарушения в сфере коммуникации и взаимодействия, нарушения сенсорной интеграции и стереотипное поведение. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека. Часто у детей с раннего возраста отсутствует зрительный контакт с близкими, нет совместного внимания. При аутизме нарушена реакция на других людей, отсутствует модуляция поведения в соответствии с социальной ситуацией. Дети не способны устанавливать взаимосвязь со сверстниками, у них не возникает общих интересов с другими людьми. Нарушения довербального и вербального общения проявляются в виде специфических речевых нарушений (вплоть до полного отсутствия речи) без попыток компенсировать этот недостаток жестикуляцией и мимикой. Люди, страдающие аутизмом, не могут начинать или поддерживать беседу (при любом уровне речевого развития), для них типична повторяющаяся и стереотипная речь. Характерно нарушение игры: у аутичных детей могут отсутствовать подражательные, ролевые игры, очень часто отсутствует символическая игра. Стереотипное поведение проявляется в форме поглощенности однообразными и ограниченными интересами.

Работая в инклюзивном детском саду, мы столкнулись с тем, что родители зачастую несвоевременно обращают внимание на особенности своего ребенка, в надежде что с возрастом трудности исчезнут, когда ребенок подрастет, и мы имеем дело с уже состоявшейся личностью без базовых навыков овладения самого простого (ребенок в 4-5 лет не приучен к туалету, самостоятельному приему пищи, не владеет навыками самообслуживания и т.д.). На начальных этапах специалистами нашего ДОУ (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и т.д.) проводится работа с родителями, а затем только с ребенком. Большая работа на данном этапе ложится на педагогов-психологов, где проводятся совместные наблюдения за ребенком, тренинги с родителями, беседы, консультации, так как в первую очередь нужна помощь еще и родителям в воспитании своего особенного ребенка. После того, как родители все-таки осознали действительную реальность, мы начинаем работу совместно с родителями по тем навыкам, которые у ребенка отсутствуют. Данная задача стоит перед всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. Пути реализации по коррекции ребенка базовых навыков обсуждается консилиумом всех педагогов и специалистов, кто работает с данным ребенком. Мы исходим не от биологического возраста ребенка, а от актуального развития, даже если в 6-7 лет зоной ближайшего развития являются младенческие умения. Строим единый образовательный маршрут, где обязательно включаются и родители, потому как без их участия, успеха не достигнуть, и все должно быть в едином пространстве требований к ребенку. В своей работе мы используем различные источники отечественной и зарубежной коррекционной педагогики, подбираем всевозможные методы и технологии в работе с детьми. Наиболее удачной и успешной считаем АВА-технологию, которую мы и взяли за основу. Данный метод структурирован и пошагово расписан во многих источниках литературы. Исследования показали, что самыми эффективными в работе с детьми с РАС являются подходы, разработанные в рамках прикладного анализа поведения (ABA Applied Behavior Analysis).. В нашем детском саду, в центре консультативной помощи все специалисты ДОУ оказывают посильную помощь родителям, консультируют их, находя пути решения проблем с теми или иными дефицитами развития их детей, оказывают моральную поддержку семьям, вселяя надежду на успех начатого дела.

Важно донести до родителей, что серьезные изменения, которых трудно достичь в дальнейшем, при своевременно начатой работе, могут быть достигнуты с меньшими усилиями. Важной особенностью коррекционной программы по формированию основных навыков является то, что родители принимают в них активное участие, а поставленные задачи непосредственно связаны с реальной жизнью ребенка и семьи. Семья узнает, что существует ряд подходов, которые позволяют эффективно справляться с теми трудностями, которые есть у ребенка с аутизмом, и помогают значительно улучшить возможности по реализации потенциала его развития.

Динамика формирования навыков фиксируется и отслеживается в разработанных нами чек-листах (мы опирались на готовые чек-листы, разработанные зарубежными авторами – К. Морис, Д. Грин, и другие «Сто программ», перевод с английского Колс Е.К), которые адаптировали под ребенка и его особенности развития. Фиксацию и анализ, полученных результатов делают все специалисты, работающие с ним. Обязательно знакомили с коррекционной программой и результатами родителей. При реализации программы начинаем с основных базовых навыков, например, «Установление зрительного контакта», «Имитация основных движений», «Имитация действий с предметами» и т.д. При освоении ребенком конкретных навыков, мы двигались дальше и усложняли содержание программы. Обучение включает не просто повторение нужного поведения, но и помогает переносить ребёнку правильную модель из одной ситуации в другую. Положительный результат появляется достаточно быстро. При регулярных занятиях и значительных усилиях педагогов, родителей и самих детей АВА-технология дает следующие результаты:

ребенок лучше взаимодействует с окружающими, легче адаптируется в детском коллективе;

у ребенка формируются учебные навыки и способности к обучению;

корректируются отклонения в поведении;

интеллект ребенка развивается, осваивает навыки, необходимые ему для самостоятельной жизни в будущем и т.д.

Поведение детей улучшается у более 70% из общего числа тех, кто получил коррекцию по данной методике. АВА-технология дает возможность последовательно развивать ребёнка, социализировать и вводить в общество. У детей с РАС минимизируются стереотипы. Методика АВА позволяет детям, которые раньше обратились к коррекции (с 3 лет) сформировать основные навыки самообслуживания, освоить речь на бытовом уровне, для неговорящих детей с использованием альтернативной коммуникации начать взаимодействие. Программа охватывает все сферы познания: от развития понятийного аппарата до становления и совершенствования бытовых навыков самообслуживания.

Все специалисты прошли обучение «Прикладной анализ поведения (ABA-терапия): коррекция поведенческих расстройств и развитие адаптивных форм поведения» (580ч), прошли практику очно в Новосибирском государственном университете, и только после этого стали применять в своей работе данные методы и технологии. В дальнейшем планируем продолжать работу с применением АВА-технологии не только с детьми с РАС, но и другими нозологиями, имеющими проблемы в коммуникации, с освоением базовых навыков самообслуживания и т. д. Главное, понимать, как важно успеть помочь…

Учитель-логопед: Петрова Т.Н.

Учитель-дефектолог: Олару Э.Д.