«Работа с одаренными детьми как фактор повышения эффективности и качества образования в начальной школе в условиях ФГОС»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и решать современные экономические и социальные задачи. Я считаю, что работа с одарёнными, талантливыми детьми является крайне необходимой в школе.
Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения делают особый акцент на единстве обучения и воспитания. Дополняя друг друга, эти компоненты способствуют комплексному развитию личности. ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как знания помогают в реальной жизни.
Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими учащимися распадается на две формы - урочную и внеурочную.
В работе с одаренными детьми целесообразно положить следующие принципы педагогической деятельности:
• принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
• принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
• принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
•принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
• принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества.
Таким образом, все перечисленные принципы в полной мере находят отражение в основополагающих идеях новых федеральных стандартов.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать, как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. В своей работе использую следующие формы работы:
- классно - урочная (работа в парах, в малых группах, разноуровневые задания, творческие задания);
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры.
Очень важны:
-предметные олимпиады;
-различные конкурсы и викторины;
- интеллектуальные марафоны;
-проекты по различной тематике;
-ролевые игры;
-индивидуальные творческие задания.
Система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
● выявление одаренных детей;
● развитие творческих способностей на уроках;
●развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа);
● создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
● работа с родителями одаренных детей.
Работу с одарёнными учащимися я начинаю с диагностики одарённости. Наблюдение за школьниками проводится во время урочной и внеурочной деятельности. Оно позволяет выявить наклонности, способности и интересы учащихся. Следует отметить, что важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение их дальнейшего развития. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними.
Одна из форм работы с одарёнными детьми является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению новых знаний.
Уроки окружающего мира, литературного чтения помогают максимально реализовать дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: - наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.
Большое внимание уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. Уроки-исследования позволяют решать серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции.
Приведу пример, в прошлом учебном году после проведения классного часа, просмотра тематической выставки в школьной библиотеке к 145-летию В.Ф.Бабушкина, я предложила ученику своего класса провести исследовательскую работу по данной теме. Нас поддержала мама этого ученика. Семен начал подготовительный этап с прочтения книг о русских богатырях, энциклопедии земли Вятской. Побывал на экскурсии в Вятскополянском историческом музее, посетил могилу В.Ф.Бабушкина. Далее мы вместе определили актуальность работы, поставили цели и задачи.
На практическом этапе он провел опрос в нашем классе, чтобы узнать, знают ли современные дети что-нибудь о богатырях. Было опрошено 28 человек. На первый вопрос «Знаете ли вы кто такие богатыри?» абсолютно все дали положительный ответ. На вопрос «Откуда узнали о богатырях» большинство ответило, что из мультфильмов и лишь малая часть читала о них в книгах и былинах. На вопрос « Знаете ли земляка-богатыря и его фамилию?» 11 человек назвали фамилию Бабушкин В.Ф, а 17 человек ничего не знают о нем.
Результат работы был представлен на патриотическом форуме образовательных организаций Вятскополянского района «Времен связующая нить», учащийся был отмечен сертификатом участника.
Еще одной формой работы с одарёнными детьми в школе является проектирование.
Проектный метод представляет такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать, как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт. Этот метод находит применение на различных этапах обучения в работе с учащимися и при работе с материалом различной сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несёт в себе черты универсальности.
Приведу еще один пример. После изучения одной из тем по окружающему миру, этот же совместно с мамой разработали проект «Роль светоотражающих элементов на одежде». Увлеченные работой они советовались со мной, как провести практическую работу по изготовлению светоотражающего брелока, а также анкетирование учащихся. Данная работа была представлена на XIX школьной научно-практической конференции в номинации «Исследовательские проекты». Среди учащихся среднего и старшего возраста он стал победителем.
Одна из форм работы с одарёнными детьми – их участие в викторинах, предметных олимпиадах. Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе.
Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь одаренному ребенку вовремя.
Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми. Безусловно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога и родителей. Грамотно организованная и систематически осуществляемая деятельность по развитию одарённости развивает у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, развивает творческие способности, навыки проектно – исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
«Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот талант» (Гёте И.)
Проектная работа представляет собой специально организованную, самостоятельную деятельность студентов, направленную на решение практически и теоретически значимой проблемы и оформленную в виде конечного продукта.
Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.