«В человеке заключено много задатков, и задача – развивать природные способности и раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения»

Имануил Кант.

Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. При этом успех зависит не только и не столько от качества самого задатка, сколько от вложенного труда.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Любому обществу нужны талантливые, одарённые люди. К сожалению, не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит в этом направлении и от семьи и от учебного заведения. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача учебного заведения – поддержать ребёнка и развить его способности.

Уже на ранних этапах можно встретить таких ребят, которым мало учебника, они ищут ответы на свои вопросы в дополнительной литературе. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны природы и бытия рождается именно в детстве. Учебное заведение должно заниматься поиском индивидуальности. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образовательного учреждения. Одарённые дети – это дети, интеллектуально развитые, высокомотивированные на учебную деятельность, испытывающие удовольствие от умственного труда.

Таким образом, к группе одарённых детей могут быть отнесены обучающиеся, которые:

1) имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

2) имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

3) испытывают радость от умственного труда.

Система работы с одарёнными детьми включает в себя выявление данных детей, работа с ними во время уроков и во внеурочной время, а также мониторинг участия их в различных интеллектуальных, творческих конкурсах и научно-исследовательских конференциях различного уровня.

Первый этап. Значение первых уроков для будущих «химиков» очень важно. На первых уроках затрагивают вопросы истории химии, становление знаний о мире, знакомства с историей известных веществ, показывают занимательны опыты, которые поражают воображение детей. Всё это закладывает основы интереса к новому предмету – химия.

Второй этап. На уроках и качестве домашнего задания даю творческие задания, задачи, выходящие за рамки школьной программы, практико-ориентированные задачи. В результате выявляется группа ребят, у которых интерес к химии на достаточно высоком уровне.

Третий этап. Индивидуально-групповые занятия «За страницами учебника химии», где обучающиеся решают олимпиадные задания, выполняют различные проекты, проводят исследовательский эксперимент. Причем здесь можно давать задания и дистанционно и следить за их выполнением, использую различные интернет-платформы. Очень помогают нам сейчас «Сириус. Курсы», где ученики бесплатно могу учиться и разбирать олимпиадные задания по предмету.

К концу года кто-то «отсеивается», но остаются несколько человек – самых стойких и любознательных. Занятия с ними ведутся индивидуально.

Формы работы с одаренными детьми.

Сотворчество педагога и обучающегося сегодня является перспективной тактикой обучения, таким образом, при организации системы работы с одаренными детьми следует использовать следующие технологии:

технология проблемного обучения (проблемный характер изложения материала, формирование исследовательской культуры обучающегося); технология

личностно-деятельностного

подхода;

технология развития критического мышления (формирование умений работать с научным текстом, опираться на жизненный опыт, визуализировать учебный материал, анализировать проблемы современности);

технология коллективного способа обучения, технология обучения в сотрудничестве (развитие коммуникативных навыков обучающихся, умений адаптироваться в разных группах за короткий промежуток времени, работать в системе «

взаимоконсультаций

»);

метод проектов (развитие творческого потенциала ученика, акцент на личностно-значимую информацию и дифференциацию домашних заданий);

case-технология (умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, практическая направленность);

теория решения изобретательских задач – ТРИЗ педагогика (формирование самостоятельного и нестандартного стиля мышления, умений работать с открытыми заданиями, не имеющими четкого решения).

Важно организовать самостоятельную работу обучающихся с учетом их способностей, отслеживать успехи и проблемы. Работа с одаренными обучающимися по предмету «Химия» может быть организована согласно следующим направлениям: − подготовка и участие в предметных олимпиадах (в очной или дистанционной форме); − подготовка и участие в проектно-исследовательской деятельности по химии (предметам естественнонаучного цикла); − участие в работе специальных обучающих программ по предмету (летних школ, лекториев и т.д.); − участие в «профессиональных пробах» и социальных практиках, связанных с химией.