Н.Ф. Нагуманова

Учитель английского языка МБОУ «Лицей имени В. В. Карпова» ЗМР РТ

Работа с одаренными детьми в условиях нового ФГОСТ

В 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети" началась деятельность по работе с одаренными детьми. Давайте разберемся что значит быть одаренным.

Одаренность – это талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений и деятельности. Одаренность – это высокий уровень развития каких- либо способностей. Следовательно, одаренные дети – дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Имеют большой словарный запас, используют сложные синтаксические конструкциями, умеют ставить вопросы и привлекают внимание окружающих к себе. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Традиционно имеются такие указания на одаренность ребенка: -хранит информацию, обширный круг интересов, рано начинает читать и писать, музыкально или художественно одарен, у ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения, имеет хорошую память, имеет «продвинутый» словарный запас, уделяет внимание деталям, действует как собственный критик, понимает сложные понятия.

В работе с одаренными детьми необходимо придерживаться таких педагогических принципов:

принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

 Для работы с одаренными детьми учителю самому нужно быть увлеченным своим делом, иметь желание экспериментировать, заниматься научной и творческой деятельностью, профессионально грамотным, эрудированным, быть активным пользователем передовых технологий, психологом и воспитателем.

При выборе форм работы с способными детьми надо учитывать свойственные им черты:

Сильно развито чувство справедливости;

Остро воспринимают общественную несправедливость;

Не могут четко отделить реальность от фантазии;

Хорошо развито чувство юмора;

Одаренные дети

часто пытаются решать проблемы

,

которые им пока «не по зубам»;

Для них характерны преувеличенные страхи

,

поскольку способны вообразить множество опасных последствий.

Разделяются 2 вида деятельности в работе с одаренными детьми – урочная и неурочная. К урочной деятельности относится :

 - проблемно-развивающее обучение,                            

- проектно-исследовательская деятельность,

игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,  

  -АМО и модерации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)

 - творческие и нестандартные задания.

-игровые технологии (деловые игры и путешествия)

К неурочной деятельности относятся такие виды как:

факультативы,

предметные недели,

театрализованные праздники,

ол

импиады и конкурсы по предметам и

интересам

Хотелось бы отметить что формы интерактивного обучения широко используются в каждой школе - «метод проектов», «мозговой штурм», «дебаты». На уроках иностранного языка организовывается групповая деятельность школьников (работа в парах, в группах) и самостоятельная работа. Нетрадиционные виды уроков полезны для разнообразия работ: уроки лекции, уроки- исследования, проектная деятельность, уроки –сказки, экскурсии. Но больше всего ребятам нравятся активные методы обучения: участие в сценках, ролевые игры, составление диалога и участие в театральных постановках.

От учителя зависит как раскроется талант ребенка, какой плодородной почвой окажется он, каким вниманием он окружит ребенка. И тогда можно ожидать отдачи и получить обратную связь от ученика.

Литература:

Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». — М., 2007.

.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Перевод с немецкого. - М.: Академический Проект 2001.

Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001.

Электронные источники:

https://ru.wikipedia.org › wiki › Вундеркинд

https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/odarennye-deti-motivaciya-k-obucheniyu/