Н.Ф. Нагуманова
Учитель английского языка МБОУ «Лицей имени В. В. Карпова» ЗМР РТ
Работа с одаренными детьми в условиях нового ФГОСТ
В 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети" началась деятельность по работе с одаренными детьми. Давайте разберемся что значит быть одаренным.
Одаренность – это талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений и деятельности. Одаренность – это высокий уровень развития каких- либо способностей. Следовательно, одаренные дети – дети с достаточно высоко развитыми способностями.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Имеют большой словарный запас, используют сложные синтаксические конструкциями, умеют ставить вопросы и привлекают внимание окружающих к себе. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Традиционно имеются такие указания на одаренность ребенка: -хранит информацию, обширный круг интересов, рано начинает читать и писать, музыкально или художественно одарен, у ребенка бывают периоды глубокого сосредоточения, имеет хорошую память, имеет «продвинутый» словарный запас, уделяет внимание деталям, действует как собственный критик, понимает сложные понятия.
В работе с одаренными детьми необходимо придерживаться таких педагогических принципов:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Для работы с одаренными детьми учителю самому нужно быть увлеченным своим делом, иметь желание экспериментировать, заниматься научной и творческой деятельностью, профессионально грамотным, эрудированным, быть активным пользователем передовых технологий, психологом и воспитателем.
При выборе форм работы с способными детьми надо учитывать свойственные им черты:
Сильно развито чувство справедливости;
Остро воспринимают общественную несправедливость;
Не могут четко отделить реальность от фантазии;
Хорошо развито чувство юмора;
Одаренные дети
часто пытаются решать проблемы
,
которые им пока «не по зубам»;
Для них характерны преувеличенные страхи
,
поскольку способны вообразить множество опасных последствий.
Разделяются 2 вида деятельности в работе с одаренными детьми – урочная и неурочная. К урочной деятельности относится :
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации,
-АМО и модерации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)
- творческие и нестандартные задания.
-игровые технологии (деловые игры и путешествия)
К неурочной деятельности относятся такие виды как:
факультативы,
предметные недели,
театрализованные праздники,
ол
импиады и конкурсы по предметам и
интересам
Хотелось бы отметить что формы интерактивного обучения широко используются в каждой школе - «метод проектов», «мозговой штурм», «дебаты». На уроках иностранного языка организовывается групповая деятельность школьников (работа в парах, в группах) и самостоятельная работа. Нетрадиционные виды уроков полезны для разнообразия работ: уроки лекции, уроки- исследования, проектная деятельность, уроки –сказки, экскурсии. Но больше всего ребятам нравятся активные методы обучения: участие в сценках, ролевые игры, составление диалога и участие в театральных постановках.
От учителя зависит как раскроется талант ребенка, какой плодородной почвой окажется он, каким вниманием он окружит ребенка. И тогда можно ожидать отдачи и получить обратную связь от ученика.
Литература:
Лейтес Н.С. «Умственные способности и возраст». — М., 2007.
.Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Перевод с немецкого. - М.: Академический Проект 2001.
Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001.
Электронные источники:
https://ru.wikipedia.org › wiki › Вундеркинд
https://www.edu.ru/news/glavnye-novosti/odarennye-deti-motivaciya-k-obucheniyu/