Р.Р.Шарафиева
учитель начальных классов, МБОУ «Усадская СОШ» ВМР РТ с.Усады
РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ И СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и необычных явлений природы. Общество нуждается в неординарной личности, требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного поведения и мышления.
Начальная школа - начало всех начал в развитии детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности.
Одарённые дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью, имеют высокий уровень интеллекта, большой словарный запас, стремление к лидерству, стремление к совершенству во всём. Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями, им необходим высокий темп продвижения, сложность и оригинальность заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Можно выделить несколько типов детской одарённости:
Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения.
Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают.
Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий потенциал.
Творческая одарённость обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств, для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать.
Не сложно пронаблюдать педагогу лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя.
Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта.
Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, одарённости, сочетая, например, интеллектуальную, академическую и спортивную одарённость. Проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Однако при работе с одарёнными детьми постоянно возникают и трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов, вариативностью современного образования. Практика показывает, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей. Одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
- внеклассная работа по учебным предметам;
- выставки творческих работ учащихся;
- участие в олимпиадах, разного уровня, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, окружающему миру и экологии, ПДД);
- активная проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Работа с одарёнными детьми это огромный труд, который, конечно, приносит хорошие результаты:
- Высокий результат выполнения Всероссийских проверочных работ в 4 классе.
- Умение работать в парах и группах.
- Учащиеся являются победителями и призерами муниципального и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников для начальных классов.
- Победителям и призерами проектных и исследовательских работ.
- 100 % занятость учащихся в кружках и секциях.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что работа с одарёнными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои таланты? Поэтому важно не пройти мимо одарённого ребёнка.
Список использованных источников:
Антонова И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 46-51.
Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность - книга для учителей и родителей М.: Просвещение, 2000