"Работа с текстом на уроках русского языка в 5 классе"

Работа с текстом на уроках русского языка играет важную роль в формировании навыков чтения, анализа и интерпретации текстов. На протяжении учебного года ученики 5 класса активно занимаются работой с различными текстами. В этом возрасте дети уже достаточно хорошо знают язык, чтобы понимать основной смысл прочитанного, но им необходимо учиться выделять ключевые моменты, осуществлять логический анализ и делать выводы.

В начале учебного года особое внимание уделяется формированию навыков чтения. Ученикам предлагаются тексты разной сложности: художественная литература, научно-популярные статьи, новости, а также тексты с информационной и рекламной направленностью. Целью этого этапа является овладение учениками техниками быстрого и эффективного чтения, а также формирование умения извлекать основную информацию из текста

На уроках русского языка ученики изучают описательные, повествовательные, аргументированные тексты. Параллельно с чтением дети учатся понимать их.

Изучаются основные приемы работы с текстом: выделение ключевых идей и аргументов, а также оценку достоверности информации. Важным этапом здесь является обучение выявлять главную мысль текста и основные аргументы, а также делать выводы на основе прочитанного, строить свои собственные рассуждения.

Дальше ученики переходят к анализу текстов. Они изучают структуру текста, выделяют его компоненты (вступление, основную часть, заключение), а также выявляют основные темы и мотивы, заложенные в тексте автором. Ребята учатся анализировать языковые средства автора (лексику, стилистику, образы) и их роль в передаче основной идеи текста.

Учитель может предложить ученикам тексты разного уровня сложности, проводить анализ отдельных пассажей, обсуждать вопросы, связанные с содержанием и стилистикой текста. Важно, чтобы ученики умели аргументировать свою точку зрения, подкреплять её цитатами из текста и давать обоснованные суждения. Так вырабатывается собственное отношение к прочитанному. Этот этап способствует развитию критического мышления, логики, аналитических способностей и умению аргументированно выражать свои мысли и давать оценку.

Таким образом, работа с текстом на уроках русского языка в 5 классе является важным этапом формирования языковой компетенции учеников. Она направлена на развитие навыков чтения, понимания, анализа и интерпретации текстов, что является основой для успешного усвоения языковых знаний, способствует развитию у детей ценностей, которые пригодятся им не только в школьной жизни, но и в повседневной коммуникации.

 

Примеры анализа текста.

Дождь.

Вариант 1.

Дождь  - осадки, в виде капель воды, которые образуются из водяного пара, испаряющегося в облаках.Они выпадают из облаков. Капли дождя бывают крупными и мелкими. Дождь обеспечивает растения и животные водой, необходимой для поддержания жизни. Он также наполняет реки, озера и грунтовые воды. В зависимости от климата и географических условий дождь может принимать различные формы — от легкого мела до сильных ливней.

Вариант 2.

Дождь небесный. Вот картинный летний дождь: солнце, редкие белые и тяжелые облака, парит; надвигается грозно-синяя туча, усиливаются порывы ветра, уже вдали грохочет гром, а вслед за редкими крупными каплями дождя становится темно — туча закрыла постепенно и быстро все небо, и вот уже молнии и частые раскаты грома, и как из ведра льется дробный и тяжелый дождь...
Гроза затихает, становится светлее, возвращается солнце, а вдали над веселой в ручьях зеленой землей еще видна грязно-синяя туча, где еще сверкают молнии. Но где-то рядом земля и небо соединяются радугой — символом радостного и жадного к жизни детства...

(Из книги «И звук, и свет»)

Вопросы для анализа:

Каким стилем речи написаны тексты?

Какие

факты о дожде

вы узнали из первого текста?

Как дождь влияет на живую среду?

Каким бывает дождь? Какую форму он может принимать?

Может ли дождь менять настроение? В каком тексте можно определить настроение человека: в 1ом или 2ом? Докажите на примерах.

Какие ассоциации вызывает у вас звук падающих капель?

Что чувствует автор, когда видит приближение грозы?

Как природа преображается, когда дождь смывает пыль и усталость лета?

Докажите, что дождь – это не просто вид осадков, а живой образ природы, неотделимый от человека.

Рабочий лист:

Закончите рисунок ДОЖДЬ

Определите, какой тип речи представлен во втором отрывке текста. Ответ обоснуйте. Запишите.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сопоставьте тексты. Запишите в поле ответа общие признаки и различия.Общие признаки: Различия:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выразительные средства:

ЗвукиЗапахиЦветСравненияАнтитезаМетафорыОлицетворенияЭпитеты