Муниципальное автономное образовательное учреждениедополнительного образования ?Дворец детского (юношеского) творчества?г. Чебоксары



?Распевание – как подготовка к пению?


                                     педагога дополнительного образования                                  высшей квалификационной категории                     Немовой Елены Николаевны  







г. Чебоксары - 2023г


Введение 
Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по развитию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара - это путь к овладению техническими основами вокального искусства.  Распевание одинаково необходимо как при обучении певца - солиста, так и вокального коллектива. 
 Работа по распеванию строится на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития детей, обучающихся пению. 
Материал для распевания состоит из технических упражнений на различные гласные и отдельные слоги, а также песенных отрывков со словами. Особенность упражнений в том, что они имеют очень простое строение, соответствующее певческим возможностям младших школьников. Эти упражнения должны быстро запоминаться и не отвлекать внимание учащихся от вокальных задач. 
Работа по распеванию проводится путем повторения упражнения по полутонам вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: ?до? - первой октавы - ?ре? второй октавы. 
Исполнять упражнения по полутонам вверх следует не слишком громко и не слишком тихо, но обязательно активно, что предохраняет голосовые связки от вялости, так и от перенапряжения, а вместе с тем поможет быстрее закрепить правильные певческие навыки и освободиться от вредных для голоса привычек.
 Следует очень продуманно планировать дозировку упражнений и песенных отрывков на каждом занятии. Работу над одним отрывком или одним упражнением следует проводить в течение 2-3 уроков. 
Наиболее простые упражнения можно сменять несколько чаще, но делать это следует лишь в том случае, если педагог убедиться, что данное упражнение выполнено верно.
 Выбирать упражнения следует обязательно в зависимости от уровня певческого развития учащихся, а также наличия тех или иных певческих недостатков. 
Большую помощь педагогу могут оказать наглядные пособия плакаты с правилами пения, записи с песнями детски вокальных коллективов и т.д. 
К распеванию, как и ко всякому другому разделу занятия, необходима тщательная и серьезная подготовка педагога, продуманность каждого занятия. Только в этом случае работа будет эффективной и помогает наиболее быстрому усвоению детьми первоначальных основ певческого искусства.
Навыки певческого вдоха и выдоха. Формирование гласных. 
Дыхание - это часть единого певческого комплекса, и поэтому отдельно взятые дыхательные упражнения мало приносят полый, особенно если педагог требует, чтобы все дышали одинаково. 
Качество звука определяется лишь в процессе пения, с участием всех компонентов певческого аппарата, и нельзя надеяться, что если ученик научится делать долгий выдох без пения, то он обязательно будет хорошо петь. Как научить дыханию? 
Современная методика воспитания голоса говорит о том, что певцы всех возрастов пользуются не одним, а смешанным типом дыхания. У одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние ребра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешние физиологические признаки дыхания. Материалом должно быть качество голосообразования: если ученик поёт хорошо, а дышит по своему, то нет никакого смысла навязывать ему тот тип дыхания, какой, по мнению преподавателя, является наилучшим. 
На первом этапе обучения в полном достаточно объяснить детям три общих привила, касающихся певческого дыхания:
 1. Вдох делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч). 
2. После вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание.
 3. Выдох производить ровно и постепенно (дуть на зажженную свечу).
 С этими правилами можно вначале познакомить детей без пения, по знаку учителя. 
Умение петь связно, красивым, округленным и ровным звуком зависит прежде всего от правильного формирования гласных. Согласные же играют роль в искусстве дикции. 
Педагогу необходимо знать артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением рото-глотного аппарата.
 В каком же порядке следует изучать гласные при обучении детей певческому искусству? Целесообразнее всего начинать с гласной ?у?. 
Польза гласного ?у? в том, что он сохраняет как в речи, так и в пении наименее изменяемой положение рото-глотного аппарата сравнительно с другими гласными. Тем самым звук ?у? даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. 
Звук ?у? является наиболее ?тёмным? и ?глубоким? среди всех гласных. При исполнении звука ?у? ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Гласный ?у? способствует выравниванию звучания других гласных. После ?тихого? и ?глубокого? звука ?у?, можно перейти к ?громким? и ?близким? гласным – а, о. 
Звук ?а? принадлежит к числу так называемых ?громких? гласных, требующих наименьших усилии для его образования. Гласный ?а? Лучше всего раскрепощает голосовой аппарат, освобождает его от зажатости и напряжения, больше чем другие гласные требует округленности звучания, что достигается путём его приближения к ?о?.
 Гласный ?о? обладает теми же свойствами, что и округлённый звук ?а?, но более затемнён по тембру. Ротовая полость на ?о? принимает его округлую форму и несколько более расширена, чем при пении на ?а?. 
Гласный ?и? обладает, с одной стороны, такими положительными качествами, как собранность и острота звучания, что соответствует нахождению ?высокой позиции?, с другой - наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Это более трудный гласный звук.
 Вместе с тем под его влиянием начинает вырабатываться собранность и острота всех гласных. 
В упражнениях порядок гласных можно изменять: у – о – а, а – о – у, о – у – а. 
В работе над гласными важно добиваться округленности звука, его высокой позиции, иначе говоря, звонкости, остроты звучания. При работе над высокой позицией практикуется пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствие небольшого яблока. 
Достижению остроты и звонкости помогает также использование йотированных гласных, которые ставятся не впереди, а позади гласный - аи, ой, эй. Эти слоги часто употребляются в русских народных песнях и составляют одну из характерных особенностей народно-песенной кантилены. 
Преподавателю следует тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата. Многие дети страдают вялостью произношения. Мышцы рта, языка и мягкого нёба у них находятся часто в пассивном состоянии. Дети должны усвоить правильное положение рта на каждую гласную по показу учителя или по наглядным пособиям. 
Учителю следует требовать, чтобы дети уверенно открывали рот, но делали это без утрировки.
Развитие протяженности дыхания. Работа над кантиленой и дикцией. 
Протяжённость дыхания достигается работой над экономным и более продолжительным выдохом. Для продолжительного выдоха необходимо научиться делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Для развития навыка продолжительного выдоха можно предлагать ученикам петь на одном дыхании всю фразу, если она длинная.
 Работа над певческой кантиленой и дикцией 
Все согласные делятся на звонкие и глухие. При произнесении звонких согласных (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р) - включаются голосовые связки. При произнесении глухих согласных (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) имеет место шумовой характер. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ, мягкого нёба. 
Перед началом работы в ансамбле, детям следует давать ряд скороговорок, и т.д. При пении согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука. Согласный ?д? в сочетании с гласной ?а? способствует твёрдой атаке, ?л? в сочетании ?я? - мягкой атаке звука.


Выработка подвижности голоса.
Подвижность голоса - это качество, которое приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Без элементарного владения этими навыками исполнения песен с темповыми и динамическими нюансами будет неполноценным в звуковом и дикционном отношении. 
В работе над подвижностью голоса должна соблюдаться постепенность: прежде чем петь упражнения и песни быстро, надо научить детей петь в умеренном темпе. Следует помнить что: излишне быстрый темп ведёт к потере дикции. 
Излишне громкое пение - к заболеванию голосовых связок. 
Утрированные эмоции - к утере вокального и художественного контроля.Навыки многоголосного пения. 
Интонационно чистый унисон, который вырабатывается на основе правильной вокализации, является основой красивого многоголосного пения. 
Начальным этапом изучения многоголосия является пение каноном. Дети легче осваивают такую форму двухголосия, где второй голос имеет мелодическую самостоятельность. Целесообразно вначале использовать знакомые детям попевки, напевы типа русских народных песен: ?Не летай соловей?; ?Во поле берёза стояла? и т.д. 
По мере освоения, предлагать новые, более сложные задания. 
Перед разучиванием двухголосных упражнений делим ансамбль на две группы. В первую, основную группу - большую часть с узким диапазоном. Во вторую группу, исполняющих второй голос, детей с нормальным диапазоном. Приступая к пению, следует просольфеджировать каждый голос отдельно, а затем уже делиться по группам. 
При исполнении трёхголосных песен и упражнений третья группа голосов может состоять из учеников с хорошим слухом и голосом. Все нотные примеры следует исполнять по партитуре. Таким образом, на занятиях по распеванию техническая работа должна идти вместе с работой над музыкальной выразительностью, и только тогда вокальное развитие детей будет носить более широкий и гармонический характер. 
У детей разовьются не только певческие навыки, но так же музыкальный вкус и художественные представления.










Список литературы 
1. Апраксина О.А. ?Методика музыкального воспитания в школе? -М.: 1983 
2. Вопросы музыкального воспитания в школе. Сост. Н.Б. Тимофеев – Чебоксары, 1990; 
3. Галкина В.Л. Творческая лаборатория учителя музыки: учебно-методическое пособие. – Чебоксары, 2003; 
4. Дмитриева Л. Т., Черноиваненко Н. М. ?Методика музыкального воспитания? -М.: 1989 
5. Жданова Т. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших