Конспект НОД с элементами сказкотерапии ?Расскажем сказку? Цель: Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на состояние сверстников и героев сказок. Обучение детей вместе со взрослым пересказывать сказку ?Кот, петух и лиса?. Развивать умение входить в определенный образ, представлять его, выполнять имитационные движения. Способствовать улучшению социально-эмоционального состояния детей, недавно поступивших в группу, детей, имеющих проблемы в общении со сверстниками. Готовить их к взаимодействию в привычной среде группы, предлагая сказочные ситуации, обращаясь к положительному опыту персонажей, который малыши могут использовать в жизни. Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звука [ш]. Связная речь: учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки по вопросам. Грамматика: активизация прилагательных, учить подбирать характерные определения. Словарь: хитрая лиса, доверчивый петушок. Оборудование: персонаж кукольного театра ?Петушок?, музыкальный инструмент гусли, игрушка Кот. Предварительная работа: чтение сказки ?Кот, петух и лиса?, рассматривание иллюстраций. Дидактические игры ?Ласковые имена?, мимическое упражнение ?Изобрази эмоцию?. Ход занятия: /В группу входит девочка Маша, она плачет./ Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришла девочка Маша, но она такая расстроенная, плачет. Давайте попробуем ее успокоить. Скажите, как можно успокоить Машу? Ребенок: Пожалеть. Воспитатель: Давайте пожалеем Машу, погладим ее ласково, осторожно. /Дети жалеют девочку, но она не успокаивается. / Воспитатель: Не успокаивается Маша. Может быть, еще как-то можно ее успокоить? Дети: Сказать ласковые слова. Воспитатель: Какие ласковые слова можно сказать? Ребенок: Не плачь, добрая, хорошая, красивая… Воспитатель: Не успокоилась Маша. Давайте спросим, почему она плачет? Ребенок: Почему ты плачешь? Света: Я потеряла свою любимую книжку про петушка. Воспитатель: Дети, Маша потеряла книжку про петушка, а мы ведь знаем сказки о петушке? Давайте расскажем ее Маше. Вы мне будете помогать? Дети: Да. Воспитатель: Но сначала, чтобы она перестала плакать, укроем ее ласковым платочком, и сами тоже укроемся. /Упражнение “Ласковый платок”. Воспитатель укрывает детей пуховым платком. Внимание детей фиксируется на приятных ощущениях близости и единения с другими детьми. Упражнение служит психологической поддержкой и помощью неуверенному ребенку, снимает страх общения, боязнь тактильного контакта, формирует установку на позитивное взаимодействие со сверстниками. / Воспитатель: Потрогайте, какой платочек? Дети: Теплый, мягкий, пушистый. Воспитатель: А теперь укутаем Машу ласковым платком и позовем слушать нашу сказку. Садись, Маша, и дети тоже садитесь на стульчики, я буду рассказывать сказку, а вы мне помогайте. Сказка называется ?Кот, петух и лиса?. В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил. /Воспитатель достает персонаж кукольного театра – петушка/. А Петя-петушок все в доме чисто приберет, пол чисто подметет, сядет на жердочку, песни поет, кота ждет. Дети, кто услышал песенку петушка? Дети: Лиса. Воспитатель: Никита, что сделала лиса? Ребенок: Села под окошко и запела: ?Петушок-петушок…? Воспитатель: Катя, что закричал петушок? Ребенок: Несет меня лиса… Воспитатель: Кот услышал петушка, догнал лису, отобрал петушка и принес домой. На другой день собирается кот на охоту, а петушку наказывает… Что кот наказывал петушку? Ребенок: Не выглядывай в окошко, а то лиса тебя унесет, съест и косточек не оставит. Воспитатель: Наказал и ушел. А Петя-петушок все прибрал, пол чисто подмел, сел на жердочку, кота ждет. А лиса тут как тут. / Имитационное упражнение ?Лисичка?/. Воспитатель: Дети, покажите, как лисичка кралась, какие глазки хитрые сощурила, как подпрыгивала, в окошко заглядывала. А петушок выглядывает в окошко. Лиса и говорит: ?Какой ты, Петя, важный стал, смотри, сколько у меня гороху, я не знаю, куда его девать?. А сама горстку гороха в окошко бросила. Петушок его склевал и еще захотел, выглянул в окошко, а лиса его цап-царап и понесла. А петушок кричит… Что кричал петушок? / Воспитатель передает петушка ребенку/. Ребенок: Несет меня лиса… Воспитатель: Котик услышал, догнал лису, забрал петушка, принес домой. На третий день собирается кот на охоту и петушку наказывает: ?Смотри, Петя, не слушай лису…? Но петушок опять не послушался кота, выглянул в окошко, лиса его схватила и унесла. А кот вернулся домой, смотрит: нет петушка. Затужил котик, загоревал. Потужил, погоревал, да делать нечего, пошел он петушка выручать. Зашел сначала на базар, купил сапоги, кафтан, шляпу и музыку – гусли. / Воспитатель достает гусли/. Идет он по лесу, на гуслях играет. / Имитационное упражнение ?Смелый котик?/. Покажите, какой он смелый, отважный. Шел котик по лесу, шагал, никого не боялся. Храбрый котик. Пришел к дому лисы и поет… Дети, какую песенку пел котик? Давайте споем все вместе. Дети: Трень-брень гусельки, золотые струнушки… Воспитатель: Лисе интересно выйти, посмотреть, кто ее зовет, да некогда – блины печет. Посылает она петушка: ?Выйди, Петя, посмотри, кто меня зовет, только скорей возвращайся?. Петушок вышел на крылечко, котик его увидел, обрадовался, схватил петушка и отнес домой. И стали они жить-поживать да добра наживать. А лиса уже больше не показывалась. Маша, понравилась тебе сказка? Маша: Понравилась. Воспитатель: А вам, дети? Дети: Понравилась. Воспитатель: Маша, кого из сказки ты запомнила? Маша: Лисичку. Воспитатель: Дети, что можно сказать про лисичку, какая она? Дети: Хитрая, рыжая. Воспитатель: А какой петушок? Дети: Непослушный. Воспитатель: Еще он доверчивый, верил лисе. И трудолюбивый, ведь он в доме прибирал, пол подметал. Повторите слова: доверчивый, трудолюбивый. /Дети повторяют/. Воспитатель: Дети, а какой котик? Дети: Добрый, смелый, храбрый. / Воспитатель заносит игрушку – кота/. Кот /озвучивает воспитатель/: Мяу, кто тут про меня такие хорошие слова говорит? Шел я мимо, услышал про себя такие слова хорошие и решил зайти. А вы сами, дети, хорошие, добрые? Воспитатель: У нас дети очень хорошие, добрые, дружные. Они сейчас девочку Машу успокоили. Дети, расскажите котику, как вы ее успокаивали? Дети: Мы ее пожалели, погладили, сказали добрые слова, рассказали сказку. Кот: Правда, детки какие замечательные. Воспитатель: Котик, а я еще хочу рассказать тебе про наших детей /передает кота ребенку и о нем рассказывает/: наша Катя – очень ласковая, веселая. Всегда помогает мне развеселить детей, спеть им песню, рассказать им сказку, стихотворение. Максим – очень внимательный, он знает, где живет каждая игрушка, всегда расставляет их по местам. Никита – очень добрый, он любит свою младшую сестричку и нашим малышам помогает надеть носочки, застегнуть пуговки. Саша всегда дружно играет с детками, делится игрушками. Аня самостоятельная, очень быстро одевается. Лера ласковая, всегда пожалеет того, кому грустно. А это наша гостья – Машенька. Она раньше ходила в нашу группу, а теперь выросла, ходит в старшую группу, а к нам приходит в гости. Кот: Ой, какие вы хорошие, добрые, дружные дети. Мне так хотелось бы показать вас своему другу петушку. Воспитатель: Котик, а я знаю, что можно сделать. Ты вместе с детьми сфотографируешься, покажешь фотографию петушку и расскажешь про наших детей. /Фотографирование/. Воспитатель: Дети, а теперь приглашайте котика, покажите ему наши игрушки, книжки.
Расскажем сказку