* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}

Конспект интегрированного занятия

«Разноцветные бусы Осени» для детей среднего и старшего дошкольного возраста


Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, речевое развитие.

Цель - закрепление представлений детей о красоте осени, ее характерных признаках и периодах через приобщение к художественному слову и музыкальным произведениям русских и зарубежных композиторов – классиков.

Задачи:

- развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального), мира природы;

- повышение культурного уровня детей;

- обогащение и активизация словарного запаса детей;

- знакомство с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов и музыкальными инструментами;

- формирование навыков слушания музыки, устойчивого интереса и вкуса у дошкольников;

- обучение умению передавать с помощью различных шумовых инструментов характер и настроение музыки; обогащение музыкальных впечатлений детей;

- формирование бережного отношения к природе; воспитание нравственно-эстетических качеств;

- воспитание культуры поведения, создание положительного эмоционального настроя и доброжелательного отношения всех участников мероприятия;

Методы и приемы: рассказ, показ иллюстраций, вопросы к детям, объяснение, оценка.

Атрибуты: Зонт, игрушки (бельчонок, зайчонок), разноцветные листья (бумажные), корзинка с фруктами и овощами, ягоды, шишки, орехи, карточки с изображением птиц, разноцветные деревянные бусы, шкатулка.

Музыкальные инструменты. Фортепиано, флейта, саксофон, аккордеон, шумовые инструменты (маракасы, колокольчики, бубны).

Музыкальный материал. П.И. Чайковский «Вальс», «Сладкая греза» из цикла «Детский альбом», М. Глинка «Полька», К. Глюк «Веселый хоровод», В. Моцарт «Allegretto», Р. Шуман «Веселый крестьянин», сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко «Пляска с листочками».

Ход

Вводная часть

Звучит «Сладкая греза» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом».

Входит Ведущий в костюме Осени с кленовыми листьями в руках.

Осень. Здравствуйте, ребята! Сегодня у вас в гостях я - Осень разноцветная. Прихожу я после жаркого солнечного лета. Иногда я бываю хмурой, ветреной, дождливой - могу послать на землю озорной легкий грибной дождик, а иногда нагнать тучи – и начнется сильный дождь; я могу срывать с деревьев листья и превращать их в легкие кораблики, которые кружатся в прозрачных лужицах. Но, несмотря на это, я все же очень теплая, веселая, добрая и золотая! Я дарю всем ягоды и грибы, фрукты и овощи, раздаю теплые шубки зверям, отправляю птиц в теплые края, рисую яркими красками все вокруг.

II. Основная часть

Сегодня я хочу рассказать вам одну интересную историю, которая со мной приключилась.

Живу я в прекрасной стране, в сказочном дворце. Но не люблю я на троне золотом сидеть, а люблю путешествовать. Хлопу в ладоши, и появится передо мной мой самый лучший друг - Осенний ветер. Подхватит он меня и понесет над землей. Любуюсь я сверху вниз на поля, на леса, на сады, Всего много! И радостно на душе у меня.

А еще я большая модница и платьев у меня не счесть – и красное, и желтое, и оранжевое, но бусы люблю я только одни. Подарил мне их Осенний ветер. Красивые они – разноцветные, к каждому платью подходят.

Вот как – то раз, пригласил меня Осенний ветер полетать с ним - пошалить, поиграть, покружиться, порезвиться. Я надела самое красивое платье и свои любимые бусы. Во время прогулки зацепилась бусами о ветки высокого – высокого дуба, порвались они и разлетелись разноцветные бусины в разные стороны. Очень жалко мне стало мои бусы, начала я грустить и слезы лить. Ничего меня не радует. Серые угрюмые тучи затянули небо. Дождь идет день и ночь. Холодно стало, сыро. Начали грустить люди, звери и птицы.

Жалко стало меня моему другу Осеннему ветру и решил он мне помочь. Полетел он над полями, лесами, городами, всем рассказывая о моей беде: «Кто поможет царице Осени найти рассыпавшиеся бусины, для них она ничего не пожалеет и одарит дорогими подарками…» Всем захотелось помочь Осени, порадовать меня.

И вот рано утром постучали в мои двери два друга – зайчонок Веня и бельчонок Сеня (ведущий берет в руки игрушки). В своих лапках они держали зеленые бусины. Я очень обрадовалась этой находке и подарила зайчонку белую теплую шубку, которая будет греть его в стужу и помогать прятаться от волка и лисы, собак и охотников, а бельчонку грибы, орешки и шишки, которые он будет грызть длинной холодной зимой.

Зеленые бусины Осень кладет в шкатулку.

Звучит «Вальс» П.И. Чайковского из цикла «Детский альбом».

Осень. Днем я вышла прогуляться в парк, который находится за моим дворцом, и на ветках большого раскидистого красавца - клена я заметила синие бусины – в благодарность за эту находку я разрисовала скучные зеленые листья на деревьях в разные цвета. Деревьям очень понравился их новый наряд, и они махали мне вслед своими ветками, а разноцветные листья отлетали от них и получился разноцветный листопад. Листья кружились в осеннем вальсе!

Осень кружится с листьями в руках, подбрасывая их вверх, имитируя листопад.

Осень. В осенний сад гулять пойдем.

Листья сыплются дождем!

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят…

Все такие разные:

Желтые и красные.

Мы их в букеты соберем.

И с ними танцевать пойдем!

Дети встают врассыпную по залу, в одной руке у них осенний листок.

«Пляска с листочками» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко) с разноцветными листьями в руках.

Покачайся надо мной, Дети качают листочком над головой

Мой листочек золотой.

Листики дубовые. Кружатся на шаге.

Листики кленовые.

Мы за листиком сидим, Дети «прячутся» за листок.

Из – за листик глядим. Такт 1. Отводят листок от лица.

Такт 2 «Прячутся».

Листики дубовые. Кружатся на шаге.

Листики кленовые.

Вдруг веселый ветерок Быстро потряхивают листочками.

Хочет вырвать мой листок.

Листики дубовые. Кружатся на шаге.

Листики кленовые.

Мы листочек не дадим, Прячут листочек за спину.

Пригодится нам самим.

Листики дубовые. Кружатся на шаге.

Листики кленовые.

Листья соберем в букет, Дети собираются в круг и поднимают листья вверх.

Скажем осени привет! Машут листьями и кричат «Привет».

Листики дубовые.

Листики кленовые. Кружатся на шаге.

Бусины синего цвета Осень складывает в шкатулку.

Осень. Еще две бусины желтого цвета положили на мое окно птицы – маленький серый воробей и длинноногий журавль (ведущий показывает детям картинки, на которых изображены воробей и журавль.). Я их тоже поблагодарила. Всем птицам, которые остаются зимовать я подарила гроздья рябины и калины, еловые и сосновые шишки (ведущий берет со стола ягоды и шишки, показывает ребятам); а перелетным птицам я показала путь в теплые края (машет рукой).

Журавли на юг летят,

Журавли тепла хотят.

Вы, журавки, улетайте,

Весной снова прилетайте.

Мы вас будем очень ждать,

Мы по вам будем скучать.

Бусины желтого цвета Осень складывает в шкатулку.

Осень. Бусины красного цвета принесла мне девочка Маша. Она нашла их недалеко от ручейка, где набирала воду. В благодарность я подарила Маше красивый зонтик и резиновые сапожки (Ведущий раскрывает зонт, показывает детям картинку, на которой изображены резиновые сапожки). Когда девочка вышла из дворца, на улице начался дождь, но Маше он не был страшен. Она прыгала через лужицы и танцевала под зонтиком в своих красивых сапожках.

- Осень задает детям вопрос: «Знаете ли вы, на что похожи лужи?»

- Ответы детей.

Осень. Правильно, ребята, лужи могут быть похожи на разные предметы.

Ведущий предлагает детям встать в круг и выполнять действия за ней.

Это лужа как колечко. Дети выполняют по тексту.

Эта лужа как сердечко.

Эта лужа как банан.

Эта лужа океан.

А вот в этой длинной луже

Сам себя я обнаружил.

Осень. Ребята, оказывается лужи тоже могут быть вредными, злыми и, наоборот, веселыми, озорными. Недавно я услышала разговор двух луж – Злючки и Веселючки. Послушайте, я вам расскажу, о чем они беседовали.

Речедвигательная игра «Разговор двух луж»

Дети делятся на две команды – Злючки и Веселючки.

Закричала лужа луже: Одна команда обращается к другой.

До чего ты неуклюжа!

Растеклась по всей дороге - Дети выполняют по тексту.

Берегите, люди, ноги.

И обрызгать всех успела.

Ох, ужасно надоела.

Лужа луже отвечала: Вторая команда отвечает первой.

Мне все время места мало! Дети выполняют по тексту

Вот что я тебе скажу,

Где хочу, там и лежу!

Захочу и стану тучкой,

В небесах поегожу.

Ну а ты, подружка – злючка, Посылают воздушный поцелуй и уходят.

Поскучай, я - ухожу!

После этого Осень складывает в шкатулку бусины красного цвета.

Осень с зонтиком в руках.

Звучит «Allegretto» В. Моцарта.

Ра–рара, рара - ра,

Дождик капает с утра.

Но погоды не боится

Озорная детвора.

Мы по зонтику возьмем

И во двор гулять пойдем.

А в резиновых сапожках

Не промокнут наши ножки.

Танец с зонтиками (дети повторяют движения за ведущей).

Осень рассказывает детям о том, что при помощи шумовых инструментов можно изобразить звуки дождя.

Звучит «Веселый хоровод» К. Глюка.

Дети сопровождают музыку игрой на шумовых инструментах (легкий озорной дождик – маракасы, сильный дождь с громом – бубны, капельки дождя, превратившиеся в льдинки – снежинки – колокольчики).

Осень. Недалеко от моего дворца, в домике у самого леса, жил мальчик Ваня. Мама и папа очень любили своего сына, потому что он был очень добрым, заботливым и трудолюбивым. Днем Ваня помогал маме в саду и нашел две оранжевые бусины. Он помчался со всех ног, чтобы обрадовать меня своей находкой. За доброту я одарила его большой корзиной овощей и фруктов. Ваня сказал: «Спасибо» и отправился домой.

Рассказ о труде и отдыхе взрослых осенью.

Звучит «Веселый крестьянин» Р. Шумана.

Дети делятся на 2 команды. Осень берет в руки корзину с овощами и фруктами. Одна команда складывает на поднос фрукты, другая – овощи. После завершения игры, дети озвучивают названия овощей и фруктов со своих подносов.

Во время игры звучит «Полька» М. Глинки.

Осень складывает в шкатулку бусины оранжевого цвета.

Осень. Две последние бусины – фиолетовые, я нашла в лесу, где гуляла со своим другим Осенним Ветром. В тот же миг я рассыпала из своего рукава грибы, ягоды, орехи, которыми будут лакомиться не только люди, но и все звери и птицы.

Осень складывает в шкатулку бусины фиолетового цвета.

III. Заключительная часть

Наконец, все мои бусины были найдены, осталось их только нанизать на ниточку. Ребята, вы поможете мне?

Дети вместе с Осенью нанизывают бусины на ниточку.

Осень. Надела я свои любимые разноцветные бусы и вновь стала веселой, теплой и доброй. Вот такая история приключилась со мной!

В завершении мероприятия ведущий представляет своих помощников – преподавателей ДШИ, которые в свою очередь рассказывают детям об инструментах, которые были представлены на занятии.

Список литературы:

1. Горчакова Л.Н. Музыкальная корзинка Осени // Музыкальная палитра. – СПб., 2017. №5.

2. Казакова Л.А. Путешествие в осенний лес // Музыкальная палитра. – СПб., 2017. №5.

3. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке». - М., 2007.

4. Красноруцкая Е.А. Осень разноцветная // Музыкальная палитра. – СПб., 2017. №5.

5. Судакова Е.А. Слушание музыкальных произведений с детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - СПб.,2015. №8.

6. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. – М., 2011.

7. http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-luzhu.html.