Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования ?Детская школа искусств г. Печора? Методическое сообщение преподавателя высшей квалификации по классу фортепиано Богдановой Н.В. Тема: ?Разные этапы работы над произведением в классе фортепиано? 2022 г. Оглавление Введение 3 1. Первый этап работы над музыкальным произведением 4 2. Второй этап 5 3. Третий этап (заключительный) 6 Заключение 8 Список используемой литературы Введение Пробуждать глубокий интерес ученика к музыке - одна из самых важных задач педагога. Благодаря этому у ученика повышается работоспособность, сосредоточенность, усиливается слуховой контроль. Художественная сторона исполнения становится более яркой, выразительной, осмысленной. Необходимую помощь для пробуждения интереса оказывают посещения концертов, просмотр биографических фильмов о композиторах, чтение книг об авторах разучиваемых произведений - всё это расширяет кругозор ученика в области искусства. Педагогу необходимо сделать всё зависящее от него для того, чтобы заинтересовать ученика, воспитать в нём любовь к работе за инструментом. Это достигается вдумчивой грамотной работой на уроке, прослушиванием произведения в исполнении педагога и других музыкантов, поощрение за достигнутые успехи при выполнении домашнего задания. Необходимо в ученике воспитывать пытливость мысли - это является ключом к самостоятельной творческой работе. Преподаватель приучает ученика не только слушать своё исполнение, но и контролировать себя в тех местах, где могут появиться ошибки и погрешности в исполнении, и самостоя тельно работать над их исправлениями. Для развития самостоятельности и самоконтроля полезно без помощи преподавателя принести на урок самостоятельно выученную пьесу. К каждому ученику для успешных занятий необходим индивидуальный подход. При настойчивой воспитательной работе преподавателя неорганизованных учеников удаётся дисциплинировать, выступления застенчивых учеников становятся более уверенными, малоинициативные ученики проявляют больше самостоятельности. У талантливых учеников должна быть возможность много и систематично упражняться за инструментом для полноценного и скорейшего развития. У каждого преподавателя есть много своих наработок, много своих методов работы с учениками. Но существует три основных этапа работы над произведением, через которые проходит каждый ученик. Методы, которые прошли испытание временем, дают очень высокие результаты. Многие обучающиеся в ДМШ и ДШИ становятся профессиональными музыкантами, остальные становятся любителями музыки. Но всех их объединяет безграничная любовь к искусству. 1. Первый этап работы над музыкальным произведением Для полного раскрытия содержания произведения требуется логическая, целенаправленная работа. Этот процесс можно разделить на три этапа. Каждый из них требует определённой цели и соответствующих методов работы. Ученик знакомится с произведением, слушает его в исполнении преподавателя, получает представление о характере, содержании, стиле, технической концепции. С помощью общения с преподавателем вникает в эмоциональную сущность и художественную идею произведения, получает первые внутренние представления об образном развитии. Какие методы работы применяются? 1.Чтение с листа произведения целиком (допускается вольное обращение с деталями текста). Но по возможности с движением. 2. Во время прослушивания произведения в исполнении преподавателя ученик может дирижировать, пропевать, стараться соблюдать ритм и темп. 3. Проигрывание учеником отдельных элементов музыкальной структуры разучиваемого произведения (темы, модуляции). Знакомится с музыкальной формой произведения. Если подобная форма встречалась учащимся раньше, то он определяет её самостоятельно. 4. Необходимо изучение литературы о композиторе, стиле, эпохе, составить общую оценку произведения исходя из современных эстетических взглядов. Преподаватель рекомендует ученику читать литературу о композиторе, с чьим произведением он знакомится, о стиле, об эпохе, когда творил этот композитор. Помочь ученику составить общую оценку произведения исходя из современных эстетических взглядов. 2. Второй этап На данном этапе происходит работа над точным усвоением нотного текста (овладение музыкальными и техническими деталями), формируются слуховые и мышечные рефлексы. Способы работы: 1. Игра каждой рукой в отдельности мелодии, аккомпанемента, в полифоническом произведении каждого голоса, затем двумя руками вместе. 2. Если для ученика в работе над произведением появились сложные построения, после того, как ученик понял, в чём заключается сложность и как достичь положительного результата, эти построения необходимо проработать отдельно. 3. Игра произведения без педали и с педалью помогает ученику почувствовать насколько звучание с педалью становится интересным. Ученик осознаёт, что педаль не просто добавка в игре на фортепиано, а очень важная её составная часть. Преподаватель с учеником определяют, какая педаль необходима в разучиваемом произведении, чтобы добиться большей выразительности и красочности исполнения. 4. Также необходимо подобрать для ученика наиболее удобную аппликатуру. Удачно выбранная аппликатура - ключ к преодолению пианистических трудностей, с её помощью решаются задачи художественной выразительности разучиваемого произведения. 5. Наизусть ученик учит произведение дома. Можно учить частично. При начальном разучивании произведения наизусть необходим медленный темп, чтобы успевать контролировать слухом поставленную задачу. Затем ученик учит и полностью исполняет наизусть, работает над темпом, который необходим при исполнении. 3. Третий этап (заключительный) Исполняется произведение целиком для закрепления технической и художественной стороны. Способы работы: На последнем этапе работы преподаватель с учеником добиваются ?отшлифовки? произведения. Выученное произведение играется наизусть в нужном темпе, исполнение становится более убедительным, при исполнении произведения ученик начинает чувствовать себя более свободно. Для ощущения уверенности в исполнении необходимо давать ученику возможность играть на разных инструментах, выступать перед различной аудиторией. На этом этапе он будет часто возвращаться к методу работы 2-го этапа для совершенства техники, закрепления игры наизусть. Чтобы совершенствовать образную трактовку произведения необходимо обратиться к 1-му этапу, так как там сложились первые внутренние представления о характере, стиле, содержании произведения. При более глубоком общем представлении об образном развитии у ученика складывается собственная интерпретация на основе индивидуальной звуковой реализации. Какое-то время произведению необходимо ?отлежаться?, после этого в исполнении находятся новые выразительные возможности. Исполнение становится более эмоционально насыщенным, более ярким, более выразительным. При выборе методов работы над произведениями педагог должен иметь о каждой стадии чёткое представление и не допустить того, чтобы отдельные элементы работы не были слишком длинными или слишком короткими. Не следует полностью игнорировать ни одну из стадий. Если ученик более способный, ему стоит уделять больше времени на то, чтобы он самостоятельно смог вникнуть в художественную идею и эмоциональную сущность произведения – это 1-ый этап. Только после этого он работает над деталями. В этот момент работы не стоит пренебрегать 3-им этапом. Даже, когда пьеса хорошо исполнена на уроке, необходимо оттачивать техническое и музыкальное мастерство исполнителя. Есть ученики малоодарённые. Они не могут достаточной степени совершенства достичь. На отшлифовку произведения педагог тратит много сил и времени. Ученику это не под силу. Его исполнение неубедительно. Тогда бесполезно очень долго разучивать программу. После натаскивания ученик исполнил экзаменационную программу, для музыкального развития ученика не будет никакой пользы. Неохота, инертность приведут ученика к нежеланию заниматься музыкой вообще. Не стоит чересчур застревать на отдельных проблемах, так как исчезает общее представление о произведении, занятия становятся менее продуктивными. Если работа не приводит к результатам, не укладывается в нормальные сроки - значит эта пьеса по степени трудности не соответствует возможностям ученика. Педагог должен помнить: какой бы ученик не был (начинающий, малоспособный или способный) при постоянном напряжении усилий 2-й этап необходимо заканчивать в кратчайший срок. Утомляется ученик не только при длительной тренировке, но и когда материал занятий слишком однообразен. Программу следует составлять так, чтобы в ней присутствовали произведения различных стилей, чтобы в работе они находились на разных стадиях разработки. При составлении программы должны учитываться способности, восприимчивость ученика, количество и качество домашних занятий, интерес к занятиям музыкой. Заключение Дарование и мастерство музыканта - педагога проявляются в умении выявить и развить способности ученика. Опытные преподаватели соединяют в своей работе воспитание и обучение. Главный принцип педагогов - воспитателей: глубокий контакт с учеником на занятиях в процессе творческой работы. На таких занятиях ученик увлекается работой, в нём появляется энергия, он старается добиться хороших результатов в своей работе. Методы воздействия преподавателя на ученика самые различные: эмоциональное воздействие на ученика, стремление развить в ученике увлечение искусством. Беседы с учеником о музыкантах, художниках, поэтах, писателях вводят его в мир искусства, делают его жизнь гармоничной, счастливой. ?Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни?. Эти слова Золтана Кодая каждый преподаватель должен принимать близко к сердцу, они могут служить большим стимулом и опорой в их кропотливой работе. Проявляются результаты воспитания лишь с годами. Ничего не может доставить большей радости педагогу - воспитателю, чем чувство, что его кропотливый и терпеливый труд был не напрасен. Список используемой литературы: 1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – М.: Музыка, 1971. 2. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Музгиз, 1961. 3. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Музыка, 1971. 4. Лонг М. Фортепиано. – М.: Композитор, 2005. 5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. - М: Музыка, 1982 6. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1988. 7. Перельман Н. В классе рояля. – Л.: Музыка, 1970. 8. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1984. HYPER13PAGE HYPER15 9
Разные этапы работы над произведением в классе фортепиано