МИНИСТЕРСТВО МОЛОДЕЖИ, СПОРТА И ТУРИЗМА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОНЕЦКОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. С.БУБКИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
«Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Истоки его бунта.»
по дисциплине ОДб.02 Литература
специальность СПО 49.02.01 Физическая культура
направление подготовки 49.00.00 Физическая культура и спорт
Донецк
2023
Введение.
Методическая разработка открытого урока по теме «Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Истоки его бунта» подготовлена в соответствии с рабочей программой по литературе (Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.02Литература) и предназначена для подготовки и проведения современного занятия с использованием интерактивных методов обучения, навыков самостоятельного приобретения знаний. Методика проведения открытого урока направлена на формирование навыков сотрудничества и сотворчества обучающихся и учителя, работы обучающихся в группах, развитие навыков использования информационного пространства для поиска необходимой информации.
Данное занятие является очередным в рассмотрении проблемы социальной несправедливости в романе, духовных исканий интеллектуального героя и способов их выявления. Занятие имеет большое значение для последующих выводов о жанре романа (первый идеологический роман), о гуманизме писателя, о его значении для русской и мировой культуры. Учебные возможности студентов 1 курса могут быть определены типами деятельности: самостоятельной поисковой и межличностного общения. Изучаемая тема позволяет сочетать коллективную, индивидуальную и групповую формы работы студентов, репродуктивную и поисковую деятельность.
Использование мультимедийных средств на уроке позволяет удвоить степень восприятия учебного материала (визуальное сочетается со слуховым). Используемые на уроке формы и методы работы стимулируют учебно-познавательную деятельность обучающихся к обучению.
Урок играет большую роль в духовно-нравственном воспитании обучающихся.
План занятия.
Тема программы: Реализм Х1Х века.
Тема урока:«Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Истоки его бунта.»
Цели урока:
Образовательные:
- сформулировать предпосылки возникновения бунта Раскольникова.
- сформулировать мотивы совершения преступления.
- показать ответственность человека за совершенное преступление;
- помочь понять, какую власть над человеком может иметь любая теория;
- на примере Раскольникова объяснить, как ответственен человек за идею, которой он руководствуется;
Развивающие:
- формировать умение анализировать эпизод текста.
- формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста.
- формировать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы, подтверждая суждения текстом.
- совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные качества обучащихся: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближним.
- способствовать духовно-нравственному развитию обучащихся.
- формирование умения вырабатывать личную позицию обучающегося на основе прочитанного художественного произведения.
- создать условия для осмысления учащимися опасности, которую таит для человечества осуществление индивидуальных идей и теорий.
Дидактическая: добиваться осознания при изучении нового материала темы «Реализм Х1Х века».
Методическая: формировать УУД и метапредметный подход.
Задачи урока:
-познакомить обучащихся с концепциями по поводу мотивов преступления Раскольникова;
-подвести обучащихся к ответу на вопрос: «Раскольников – закоренелый и хладнокровный убийца?» и «В чем заключается опровержение теории Раскольникова?»;
- помочь обучащимся разобраться в жизненно важных вопросах, имеющих непреходящее значение.
Тип урока:
- обобщение и систематизация знаний;
-комбинированный.
Вид урока: урок-семинар с элементами ролевой игры
Средства обучения: электронная презентация, ноутбук, видео-проектор, портреты, иллюстрации.
Методы и методические приёмы:
- коммуникативно-ориентированный;
- учебная работа под руководством учителя;
- репродуктивный метод (активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации);
- наглядно-иллюстративный метод (демонстрация слайдов);
- словесный метод (рассказ, элементы беседы);
-методы стимулирования учения (создание ситуации эмоционального переживания);
- логические методы (сравнение, анализ);
- метод формирования познавательного интереса (художественность, яркость, эмоциональность речи учителя).
Методы работы обучающихся:
1) Ориентировочно-мотивационный:
- создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы;
- формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном уроке);
2) Операционально-исполнительский:
- усвоение темы, овладение учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием;
- положительные эмоции, подкрепляющие учебную деятельность, достижение конкретного результата.
3) Рефлексивно-оценочный:
- анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы;
- подведение итогов, переводящее удачные и неудачные ответы учащихся в позитивную плоскость приобретенного опыта;
- «подкрепление» учебной мотивации, что, в свою очередь, приводит к формированию ее устойчивости.
Межпредметные связи: литературоведение, обществознание, право, история.
Место проведения урока: кабинет русского языка и литературы
Время проведения: 45 минут.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая (литературоведы-исследователи, адвокаты Раскольникова (речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова), историки.
Тут дьявол с Богом борется,
а поле битвы – сердца людей
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы»
Ход урока
1-й этап. Актуализация знаний обучащихся, предьявление проблемной ситуации
Цели: закрепить умение анализировать, обобщать, формулировать и умозаключать.
Слово учителя.
Зачем человек рождается на свет… Какова цена человеческой жизни… В чем эта истина и где ее искать… Ответы на эти вопросы мы попытаемся найти в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Федор Михайлович Достоевский помогает нам ответить на вопрос, который зародился одновременно с жизнью на Земле. Может ли человек ставить себя выше себе подобных? Может ли человек ставить эксперименты над живыми людьми?
Постановка проблемного вопроса: «Можно лишать человека жизни ради идеи?»
2-й этап. Организация взаимодействия обучащихся, организация решения, сбор и обсуждение результатов в парах
Цель: применять полученные ЗУН в измененных условиях, осуществлять взаимоконтроль.
Выступление литературоведов-исследователей.
По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев).
В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».
Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения.
Часть I – подготовка и совершение преступления
Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.
Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев). Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями. Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности». Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.
А. А. Фадеев о произведении Ф. М. Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…»
Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».
«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».
Вопросы:
Расскажите о Раскольникове
.
Родион Романович Раскольников – бывший студент Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова.
Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»
Почему писатель дал главному герою такую фамилию?
(Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством».)
Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников?
По словам Свидригайлова, Петербург — это город канцеляристов и семинаристов: "Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!..." (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)
Господин Свидригайлов считает Петербург городом "полусумасшедших", в частности из-за климата: "...я убежден, что в Петербурге много народу, ходя, говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем..." (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III).
Петербург середины XIX века — это крупный, густонаселенный город, из-за чего здесь нередко случается "толкотня": "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня..." (часть 1 глава I) "Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела всё ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой." (часть 3 глава VI)
Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся "громадными, теснящими и давящими", по словам Достоевского: "...его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам..." (часть 1 глава V).
По вечерам в Петербурге бывает небезопасно, поэтому женщинам не стоит одним ходить по улицам. Об этом в романе упоминает Разумихин: "...я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…" (Разумихин сестре и матери Раскольникова, часть 3 глава I)
4. Что еще происходит на улицах города? (Самоубийство женщины на мосту, падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя. От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.)
5. Где живут герои Достоевского?
Описание каморки Раскольникова
Бывший студент Родион Раскольников снимает комнату в доме Шиля в Петербурге. Комната Раскольникова под номером 14 находится на 5-ом этаже. Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик:
"Я Родион Романыч Раскольников, бывший студент, а живу в доме Шиля, здесь в переулке, отсюда недалеко, в квартире нумер четырнадцать." (часть 2 глава VI)
"Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру." (часть 1 глава I)
"Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову." (часть 1 глава III)
"Перед софой стоял маленький столик." (часть 1 глава III)
"Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку..." (часть 1 глава III)
"...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца..." (комната похожа на шкаф, часть 1 глава V)
"...тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова..." (часть 2 глава V)
"...на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего на мизерном грязном своем диване..." (часть 2 глава V)
"Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, — сказала вдруг Пульхерия Александровна..." (часть 3 глава III)
"Наконец ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук." (часть 1 глава III)
"Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова..." (часть 3 глава IV)
"...воротился Раскольников назад и поднялся в свою каморку..." (часть 3 глава VI)
Комната старухи-процентщицы
"Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня." (о прихожей и кухне, часть 1 глава I) "Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем… Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…" (о гостиной, часть 1 глава I)
"Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире. «Это у злых и старых вдовиц бывает такая чистота», — продолжал про себя Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую, крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. Вся квартира состояла из этих двух комнат." (о спальне, часть 1 глава I)
"Тотчас же он побежал с ними в спальню. Это была очень небольшая комната, с огромным киотом образов. У другой стены стояла большая постель, весьма чистая, с шелковым, наборным из лоскутков, ватным одеялом. У третьей стены был комод." (спальня старухи, часть 1 глава VII)
проходная комната Мармеладовых
"...а живем мы в холодном угле..." (часть 1 глава II)
"Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель... Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…" (часть 1 глава II)
"Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике." (часть 1 глава II)
"…комната его [Мармеладова и его семьи] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки ...была приотворена." (часть 1 глава II)
"В комнате было душно…" (часть 1 глава II)
"…с лестницы несло вонью…" (часть 1 глава II)
"…из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…" (часть 1 глава II)
жилище Сони (
ч
. IV, гл. 4)
"...Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое..." (часть 4 глава IV)
"Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула. Затем у противоположной стены, поблизости от острого угла, стоял небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок." (часть 4 глава IV)
3-й этап. Поиск рационального способа учебной задачи, самостоятельное выполнение заданий, самопроверка
Цель: закрепить умение работать самостоятельно, контролировать правильность своих действий.
Слово учителя.
Много писателей до Достоевского изображали Петербург в своих книгах:
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, Н.А. Некрасов. И всё-таки, чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.
В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность – лейтмотив романа.
Рассуждение литературоведов-исследователей
В чем состоит необычность преступления, совершенного
Р. Раскольниковым?
Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это. Эпизод убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы можно разбить на три этапа:
1. Подготовка к преступлению. Перед тем как совершить преступление, Раскольников готовится к нему. Он заранее обдумывает, как и с помощью чего совершить задуманное. Перед преступлением Раскольников делает петлю для топора, чтобы скрыть его под пальто. Также он делает подобие заклада, фальшивый заклад, который затем несет старухе-процентщице. Когда Раскольников приходит к старухе, та с осторожностью, но все же пускает его в квартиру. Старуха думает, что Раскольников, как и все клиенты, снова пришел что-то заложить у нее.
2. Сцена преступления Раскольникова. Войдя в квартиру старухи, Раскольников отдает ей свой ненастоящий заклад, фальшивку. Когда женщина поворачивается спиной к нему, молодой человек замахивается на нее топором и попадает прямо в темя. Затем преступник еще 2 раза ударяет жертву по голове. Убедившись, что старуха убита, Раскольников снимает кошелек с ее шеи. В спальне старухи он отыскивает драгоценности и деньги, спрятанные в сундуке. Вдруг в этот момент в квартиру возвращается Лизавета. Раскольников видит, что Лизавета стоит возле тела убитой сестры. Преступник боится, что она испортит его план. В итоге он убивает бедную Лизавету топором.
3. Побег с места преступления. На кухне у старухи Раскольников быстро отмывает топор от крови в ведре воды. Он также моет руки с мылом. Затем он вешает топор в петлю под пальто, после чего вытирает пятна крови на сапогах. Родион готовится уйти, но слышит чьи-то голоса на лестничной площадке. Какие-то люди поднимаются наверх к квартире процентщицы. Раскольников запирает квартиру изнутри и стоит у двери. Вдруг два человека стучатся в дверь к старухе. Не получив ответа, они подозревают что-то странное (так как старуха обычно сидит дома) и уходят, чтобы позвать кого-то на помощь. Тем временем Раскольников идет на отчаянный шаг и выбегает из квартиры старухи. Он замечает пустую квартиру на втором этаже, где работают маляры, и прячется в этой квартире за дверью. Он ждет, когда те люди снова поднимутся к старухе и таким образом он не пересечется с ними. Убедившись, что свидетелей нет, Раскольников покидает здание и возвращается к себе домой. Вернувшись в свой дом, Раскольников незаметно возвращает топор в кухню хозяйки, поднимается в свою каморку и ложится спать.
4-й этап. Контроль и коррекция знаний.
Цель: применять полученные ЗУН на практике .
Слово учителя.
Была ли в теории Раскольникова праведная цель? Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорблённым», избавить («очистить») мир от зла. Как вы считаете? Отраву или лекарство предложил миру Раскольников? Оправдать или осудить вам хочется героя?
Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?
Выступление ребят.
Прокурор. Хладнокровное убийство было совершено в один из летних, самых обыкновенных июньских дней. Орудие убийства – топор. Убийство совершено самым злодейским способом: «Удар пришелся в самое темя, чему способствовал малый рост Алены Ивановны. Затем преступник изо всей силы ударил еще два раза, все обухом, и все по темени. Тело лежало навзничь. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все лицо были сморщены и искажены судорогой…». Также безжалостно преступник совершает и второе убийство – убийство кроткой, тихой Лизаветы: «Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени». После убийства и ограбления преступник «… стал отмывать себе руки. Отмыв их, он тщательно отмывал топор. Затем все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке. Следов не осталось». Такая вот ужасающая картина зверского убийства предстала перед глазами полицейских. Каковы же причины, побудившие преступника совершить злодеяние? Подсудимый, согласно своей теории, разделил людей на две категории: «обыкновенные» - «твари дрожащие» и «необыкновенные» - «право имеющие», что уже бесчеловечно и антигуманно. Себя он отнес к «необыкновенным», т.е. к тем, кому можно совершать преступления и переступать нравственный закон. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - задает себе вопрос подсудимый. Чтобы проверить свою теорию, он решается на преступление. В его душе давно созрела такая мысль. Раскольников бросил учебу, друзей, кое-как существовал, не читал, не ел, только думал. Он вообразил себя Наполеоном. Не изменить мир, а изменить свое положение в мире – вот идея Раскольникова. Изменить мир – невозможно, изменить свое положение в нем – необходимо, иначе не стоит жить. «Теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорей».
Адвокат. Сейчас рассматривается дело моего подзащитного. Дело об убийстве. Умышленном. Это слово означает замысел, тайный сговор. Но кто же задумал данное убийство ? Мой подзащитный ? Что довело его до этого преступления ? Давайте пошлём свой взгляд в глубь веков и увидим аналогию в прошлом. Сто двадцать лет назад в узенькой каморке лежал на кровати бывший студент Родион Раскольников и терзал себя планами убийства. Он был человеком высокого ума, как и мой подзащитный, и понимал всю сложность такого преступления.
Подсудимый давно стремился проверить себя как личность. Его стать я в журнале "Периодическая Речь" выводит идею о двух типах людей - обычных и сверхлюдей. Раскольников решился на преступление не ради денег, а ради самоутверждения; он хотел доказать себе и другим, что он "...не тварь дрожащая...", но находится выше обычных людей, над серой безликой массой. К тому же, вспомните, обвиняемый ни копейки не потратил из унесённых денег. И Замётов говорил : "Убить - убил, а обокрасть толком то не сумел...". Напротив, я хочу обратить Ваше внимание на духовные качества подзащитного. Ещё учась в университете, он взял на себя заботу о своём бедном товарище и его престарелом отце; он выносит из горящего дома людей, становится лучшим другом семьи Мармеладовых. Разве эти факты не характеризуют Раскольникова с самой лучшей стороны ? И только страстное стремление доказать всем и каждому своё превосходство заставило принять обвиняемого план преступления.
Прокурор. Хочу обратить ваше внимание, господа присяжные, и на внутренний склад личности преступника: «…угрюм, мрачен надменен и горд, мнителен и ипохондрик. Чувств своих не любит выказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно высоко себя ценит». На допросах Родион Раскольников говорил о том, что его мучили такие вопросы, как: «Почему одни живут в нищете и бедности в то время. Как другие процветают в роскоши и богатстве? Почему страдают невинные дети? Как это изменить? Кто такой человек? «Тварь ли дрожащая» или владыка мира, «право имеющий» переступать моральные устои общества?» Но ведь эти вопросы мучают и многих других людей, но не идут на преступление. Совершив преступление, подсудимый переступил не только человеческий закон – закон нравственный, но и божий закон, который гласит: «Не убий!». Разве можно после совершенного им злодеяния говорить о гуманности и доброте?
Адвокат. План был безупречен, но только одну вещь не учёл составитель - слабость человеческого духа. И это неудивительно, потому что автором этого плана являлся не Раскольников. Замысел преступления рождала Среда, окружающая Родиона, вся та грязь и слякоть, которой так много было вокруг.
Если бы Раскольников жил в "Петербурге небожителей", пришла бы ему на ум идея об убийстве ? О чём ещё может думать человек, существующий в "...крошечной клетушке, имевшей самый жалкий вид, и до того низкой, что вот-вот стукнешься головой...". "...Отставшие, жёлтого цвета обои..." вызывают такое же расслоение в душе, калеча и ломая её навсегда. Как гроб видится нам постель Раскольникова - "...неуклюжая большая софа...", которую, как саван, сплошь покрывают лохмотья. Выгляните на улицу : жёлтые, пыльные, высокие дома с "дворами-колодцами", "слепыми окнами", выбитые стёкла, развороченный асфальт - человек не может долго существовать в таком кошмаре без вреда для своего рассудка. Этот ужас нельзя выразить, но его можно назвать. Это одно-единственное слово. И хотите ли Вы узнать это слово, господа присяжные заседатели? Этот монстр - ... Петербург !!!
Прокурор. Во время следствия по делу обвиняемый говорил о тех душевных муках, которые он испытывал после совершенного им преступления. На мой взгляд, это лишь шаг во избежание наказания. По его вине чуть не пострадал Миколка. Несколько раз подсудимый бывал в конторе квартального надзирателя, что могут подтвердить Порфирий Петрович, а также Илья Петрович Порох. Безусловно, он знал о расследовании убийства и о том, что в нем подозревают Миколку; видя все это, он молчал. При встречах же со следователем Порфирием Петровичем Раскольников все отрицал. С каждым разом он пытался отдалить, отсрочить свое признание. На мой взгляд, он пытался это сделать еще и потому, что не считал свою теорию неверной, а потому что убедился, испытав душевные муки отчужденности, что он не принадлежит к разряду людей, «право имеющих», т.е. он осознал всю антигуманность своей теории.
Адвокат. И всё-таки Петербург "...Вонючий, пыльный, заражённый городом воздух..." разлагающе подействовал на личность Раскольникова. В его теле борются два сознания - циничное, низкое, преступное, принадлежащее городу, и доброе, отзывчивое, сострадательное, пронизанное всей сущностью подлинной души Родиона. Из-за противостояния этих двух разумов Раскольников совершал подчас противоречащие вещи : он разрывался, когда отдал деньги Катерине Ивановне; то хотел защитить, то бросить девочку на бульваре; пришёл в контору с желанием сознаться, и тут же затуманивает мозги Порфирию Петровичу. У Раскольникова происходило раздвоение личности, вызванное грубейшим вмешательством Петербурга во внутренний мир обвиняемого. Для окружающих Родион и мой подзащитный казались больными людьми, не способными связно мыслить. Но это являлось лишь следствием их тяжких дел, наказанием, которое всегда следует за преступлением.
О, господа присяжные заседатели! Не поддаются описанию муки, которые испытал на себе Раскольников! Подозрительность подсудимого превысила все границы: в каждом человеке он видел потенциального обличителя. На этой же почве случилось и его болезнь - землетрясение, расколовшее внутренний мир Родиона и причинившее ему невыносимые страдания. Те гордость и настойчивость, которые были лучшими чертами его характера, обратились против его. Но Раскольников не сдаётся, не падает духом ! Он гордо, молча несёт свой крест до конца. Петербург сделал страшную вещь с подзащитным - он извратил его изнутри, превратил из доброго, честного, любящего сына, друга и брата в молоха, разрушителя, машину! И после этого Вы скажете, что Раскольников виновен?! Настоящий убийца, сгубивший множество жизней - Петербург!
Слово учителя.
Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?
Выступление литературоведов-исследователей.
1. Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).
2. Преступление совершено. Какое же наказание?
Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ” ( нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том , что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.
Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?
5-й этап. Контроль результата учебной деятельности, оценка знаний.
Цель: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.
Слово учителя.
Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой? Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?
Выступление литературоведов-исследователей
1. Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению.
2. Что такое преступление? И что есть наказание для убийцы?
Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина: ”Мы все глядим в Наполеоны…”)
История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.
Выступление историков
- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. История разных веков доказывает нам это.
-Наполеон Бонапарт хотел завоевать и подчинить себе весь мир. «Осталась одна Россия, но я раздавлю и её.» (конец цитаты)
- В 1917году, чтобы не дать возможности восстановления монархии, большевики расстреливают всю царскую семью. Во имя этой идеи не один раз покушались и на царя Александра 2.
- Владимир Ленин был одержим идеей установления Советской власти. В итоге произошел раскол общества на белых и красных, что привело к братоубийственной гражданской войне.
- Адольф Гитлер создал человеконенавистническую идею о превосходстве арийской нации над другими народами.
- Иосиф Сталин создал культ своего имени, ради чего был уничтожен цвет нации, тысячи жизней ученых и писателей унесли сталинские лагеря по всей России. Он превратил жизни людей в маленькие винтики огромной бездушной машины.
- Исламские радикалы ежегодно совершают десятки террористических актов по всему миру, бессовестно и неоправданно прикрываясь своей верой.
- Националисты совершают преступления против памяти и оскверняют памятники и кладбища. Их идея основана на уникальности одной нации и выраженной агрессии против всех других.
Выступление литературоведов-исследователей
1. Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:
убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;
развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.
2. Какие же нравственные уроки получает Раскольников?
1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.
2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.
3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.
4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.
5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.
3. Где же источник противостояния злу?
Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя.
И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.
Вывод.
Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли, важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.
Подведение итогов урока.
Итак, уважаемые студенты, напоминаю вам о том, что сегодня в начале урока я сказала о глобальной проблеме, которую поднимает Достоевский. Проблеме всех времен и народов. Продолжите эту мысль – (на доске записано – «Можно ли… (учащиеся заканчивают (лишать человека жизни ради идеи?)
- Как бы вы ответили на этот вопрос? Ваши мнения. (Любая теория абсурдна. Строить жизнь по теории нельзя!)
- Совершенно верно, ребята. Роман Достоевского «Преступление и наказание» - это роман-предупреждение. Человечество постоянно страдает от безумных идей, которые также как и идеи Раскольникова приводят к страданиям и смерти невинных людей. А.С. Пушкин в «Цыганах» и «Пиковой даме» предупреждал, к чему ведёт своеволие, безответственная игра в сверхчеловека, неуважение к чужой жизни. Но Раскольников этим предупреждениям не внял, к тому же ему очень помогли модные книги и журналы, новейшие естественные науки, социальные теории и политические учения. Тогда многие утверждали, что преступления нет, есть законный социальный протест личности против угнетения. Они забыли о человеческой натуре, забыл о ней и гордый мечтатель. Гениальное произведение Достоевского в начале ХХ века в России обернулось реальной исторической трагедией: «Железной рукой загоним человечество в счастье» - вот лозунг большевиков времен гражданской войны. «Бесовством» называл Достоевский такие идеи, он не признавал социальной арифметики, которую в романе обосновывает Раскольников. Достоевский считал, что в основе справедливого устройства общества не может лежать насилие – цель не оправдывает средства. Историей преступления и наказания Раскольникова он доказывает это. Крушение Раскольникова оглушительно: на практике его стройная теория сразу начинает ломаться (Лизавета). Арифметике Раскольника Достоевский противопоставляет высшую математику жизни. Теория Раскольникова носит антигуманный характер, то есть оправдывает природное неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с ее проповедью о превосходстве арийской расы. Тем более важна для нас сегодня гениальное пророчество-предупреждение Достоевского, потому что фашистские идеи живы и по сей день, об этом нужно помнить, потому что мы знаем, к чему они могут привести. Закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы словами Достоевского: «Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного».
Рефлексивно-оценочный этап
Интерактивное упражнение «Микрофон»
Продолжите предложение:
Относительно теории сильной личности, «сверхчеловека» я считаю ...
Мне более близка идея ...
Очень хотелось бы ...
Домашнее задание: написать сочинение-размышление «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?»
Литература, использованная при подготовке урока:
Волкова Л. Д. Р
оман Достоевского «Преступление и наказание» в школьном изучении. М.: Просвещение, 1987.
История русской литературы (вторая половина) / Под ред. Проф. Н.Н.
Скатова
. М.: Просвещение, 1991.
Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература 10 класс: Метод. Советы. М.: Просвещение, 2000.
Прокурова
Н.С. Не сотвори зла (К проблеме преступления и наказания в русской художественной литературе и публицистике). М., 2001
Скоркина
Н. М. Нестандартные уроки по литературе. Волгоград: Учитель-АСТ, 1999.