Урок № ____________________                                              Дата ____________

Класс ___________

Тема урока: ?Сила трения?.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: сформировать представление о силе трения.
Планируемые результаты: 
Личностные: показать владение теоретическим материалом при решении экспериментальных задач, проявлять интерес к изучению темы, желание применять приобретенные знания и умения; участвовать в обсуждении проблем; формировать умение слушать и вступать в диалог.
Метапредметные: формировать умение видеть физическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Предметные: изучить новые факты проявления силы трения, запомнить зависимость силы трения от силы нормального давления, применять законы Ньютона для обоснования метода измерения силы, использовать формулу силы трения скольжения в простейших условиях.
Основные понятия: сила  трения: покоя, качения, скольжения. Коэффициент трения.
Ресурсы: 
Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый и профил. уровни — М.: Просвещение, 2009.
Рымкевич А.П. Сборник задач по физике: для 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1994.
мультимедийная презентация к уроку.
Формы обучения на уроке: индивидуальная, фронтальная, групповая.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося

1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, контроль готовности к уроку, мобилизация внимания.
Включаются в учебную деятельность.


2. Актуализация знаний.
Постановка проблемы урока, ее обсуждение. (слайд 1)
Участвуют в беседе с учителем.

3. Изучение нового материала.
Комментирование при просмотре учебного материала по теме: ?Силы трения? с использованием видеофрагмента.
Электромагнитная природа сил трения.
Силы сухого трения, их направление.
Сила трения покоя.
Сила трения скольжения.
Коэффициент трения скольжения.
Сила трения качения.
(слайд 2-9)
Сравнивают явления, формулируют и обобщают теоретические выводы.

4. Закрепление новых знаний.
Комментирование и оказание помощи при решении физических задач.
Работая в группах, записывают в тетради решения, представляют для всего класса на доске 

5. Самостоятельная работа.
Предлагает самостоятельно выполнить задания (слайд 10), оказывает помощь обучающимся, если у них возникают вопросы.
Выполняют работу. Делают выводы.
Сверяются с ответами, выставляют баллы.

6. Рефлексия. 
(слайд 11)
— Сегодня я узнал…
— Урок для меня был…
Самооценка.

Анализируют работу на уроке через самооценку.


7. Домашнее задание.
Подготовить рассказ с примерами о различных видах трения.



Ход урока:
1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.  Проходит в виде фронтальной беседы:
-Сформулируйте закон, определяющий зависимость силы тяготения от других физических величин.
-Сформулируйте закон, определяющий зависимость силы упругости от других физических величин.
-Что общего в зависимость силы тяготения и упругости от других физических параметров?
- С какой еще силой вы знакомились в 9 классе? Эта сила возникает при соприкосновении двух тел и препятствующая их относительному движению.
(Учащиеся называют силу трения.) 
-Действительно темой сегодняшнего урока является ?Сила трения?. Целью нашего урока является формирование знаний о силе трения, о видах трения. (Учащиеся записывают тему урока).
3. Изучение нового материала.
Зачем нам сила трения?Полезна? Есть сомнения,Что ехать нам мешает,И скорость уменьшает.
Она порой сбавляет ход,Но ты не сдвинешься вперёд,Совсем без силы тренияС дорогой нет сцепления!
Чтобы уменьшить, масло льём,Затем подшипники берём,Но часто сыплем мы песок,Чтобы хоть сдвинуться чуток!
Индивидуальная работа учащихся с учебным материалом по теме: ?Силы трения?. 
(Учебник стр. 95.)
После самостоятельного изучения. Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
-Какие известные опыты и наблюдения показывают, что существуют силы трения?
-Приведите примеры, в которых проявляется действие силы трения, но тело покоится или движется равномерно.
-Что такое трение? (Один из видов взаимодействия тел, возникающего при соприкосновении двух тел.)
-Вследствие чего возникает трение? (Вследствие взаимодействия между атомами и молекулами соприкасающихся тел.)
Следовательно,?сила трения имеет электромагнитную природу.
-Как направлена сила трения? (По касательной к соприкасающимся поверхностям.)
-Какая сила называется силой трения? (сила, возникающая при соприкосновении поверхностей тел, препятствующая их относительному перемещению, направленная вдоль поверхности соприкосновения.)
-Какие виды трения вы знаете? Приведите примеры. (покоя, скольжения, качения.)
-Назовите формулу для определения силы трения. От каких величин и каким образом зависит увеличение или уменьшение силы трения?
Все виды трения можно систематизировать:
сухое трение: покоя, скольжения, качения.
жидкое (вязкое) трение: в жидкостях, в газах.
-?Как вы понимаете: сухое трение? (при отсутствии между соприкасающимися телами жидкой или газообразной прослойки.)
Пример:?На столе лежит брусок. Действует ли на него сила трения? Почему брусок не получает под действием этой силы ускорение? (ускорение равно нулю, т.к. равнодействующая силы тяжести и силы реакции опоры равна нулю, сила трения не действует.)
-Что такое трение покоя? (трение, возникающее при отсутствии относительного перемещения соприкасающихся тел.)
-Попробуйте сформулировать понятие силы трения покоя (сила трения, возникающая при относительном покое тел. Она стремится удержать тела в состоянии покоя.)
Сила трения покоя не может превышать максимального значения силы трения.
4. Закрепление новых знаний.

Решение задач группах. Представление решения на доске для всего класса.
1 группа
На покоящиеся тело массой 1кг подействовали силой 0,5 Н. Определите ускорение, сообщаемое силой, если коэффициент трения равен 0,1.
2 группа
Каким должен быть минимальный коэффициент трения между шинами автомобиля и асфальтом, чтобы автомобиль мог пройти без проскальзывания закругление радиусом 100 м со скоростью 14 м/с?
3 группа
Тело массой 40 г, брошенное вертикально вверх с начальной скоростью 30 м/с, достигло высшей точки подъема спустя 2,5 с. Найти среднюю силу сопротивления воздуха, действующую на тело во время движения.
(Взаимооценивание групп)

Вопросы для закрепления и проверки знаний, полученных на уроке.
В чем состоит основное отличие сил трения от сил тяготения и упругости?
От чего зависят модуль и направление силы трения покоя?
Приведите примеры полезного и вредного действия сил трения всех видов.

5. Самостоятельная работа.
Проведение кратковременных экспериментов по теме урока
1 группа Зависимость силы трения от вида соприкасающихся поверхностей.
2 группа Зависимость силы трения от давления на поверхность. 
3 группа Зависимость силы трения от площади соприкосновения тел.
(Самооценивание работы в группе)

6. Рефлексия.
— Сегодня я узнал…
— Урок для меня был…
Самооценка.

7. Домашнее задание.
Подготовить рассказ с примерами о различных видах трения.