Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Тип урока: изучение нового материала (первый урок по теме).

Тема: «Однородные члены предложения».

Цель: познакомить учащихся с особенностями однородных членов предложения; ввести термин однородные члены предложения; развивать умение находить в предложении однородные члены; учить определять, каким членом предложения являются; развивать речь, орфографическую зоркость, способность сопоставлять, проводить обобщение; развивать умение работать в группе.

Задачи урока

Образовательные:

создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой темой

формировать умение определять, каким членом предложения являются однородные члены.

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы

способствовать развитию орфографической зоркости

развивать умение работать в паре

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Планируемые результаты

Предметные:

познакомить с особенностями однородных членов предложения.

Метапредметные

:

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

понимать информацию, осуществлять поиск информации для выполнения

учебных заданий;

составлять алгоритмы учебных действий на основании имеющихся.

Коммуникативные

УУД:

вступать в диалог, сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе.

Регулятивные УУД:

самостоятельно определять роли и действовать в соответствии с ними; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, работу группы, отдельных детей.

Личностные

:

ставить учебную задачу, выполнять ее и оценивать по предложенным критериям.

Формы организации учебной деятельности: 

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Приемы деятельности учителя:

 приемы создания проблемных ситуаций, приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций — высказывание предположений, приемы доказательства учебных гипотез, приемы формулирования новых учебных выводов.

Образовательные технологии:

 личностно-ориентированная технология, технология критического мышления, технология сотрудничества.

Ресурсное обеспечение: 

компьютер, проектор, учебник по русскому языку для 4 класса (авторы:

В.Г.Канакина

,

В.Г.Горецкий

), раздаточный материал

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.

Мотивирование к учебной деятельности Организационный момент (эмоциональный настрой)

1.Проверка готовности к уроку.

Глубоко вздохнули, выпрямили спины, улыбнулись друг другу.

2.Читает отрывок из стихотворения И. Бунина Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной

-Какое время года на улице?

-Какой месяц, число?

Приветствуют учителя. Организуют

свое рабочее место.

Записывают число, классная работа.

II

Актуализация знаний

Чистописание

Повторим написание некоторых букв и соединений.

Ее ле ет

По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры.

Назовите и подчеркните орфограммы в предложениях.

 Прописывают буквы и сочетания, называют орфограммы.

Словарная работа

-Называет признаки словарных слов,

-Запишите словарные слова в тетрадь через запятую.

1.Осенью становится холодной (погода)

2. Овощ, который убирают с огорода после первых заморозков (капуста)

3. Животное, которое осенью становится белым (заяц)

4. Ложится в спячку (медведь)

5. Цвет осенних листьев (желтый).

6.Остается на поле после уборки зерновых культур (солома).

7. Температура ниже 0 градусов (мороз).

8. Сельскохозяйственная машина необходимая для уборки зерновых культур (комбайн)

-Как записали это слово?

-Пользуясь толковым словарём, узнают лексическое значение слова

-Запишите, поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

-Придумайте однокоренное слово (комбайнер)

- Запишите.

-Что вы можете сказать о труде комбайнера?

Дети угадывают слова и записывают в тетрадь: погода, капуста, заяц, медведь, жёлтый, солома, мороз.

комбайн

Зачитывают лексическое значение слова.

Записывают однокоренное слово комбайнер

Дают ответы

Это очень тяжелый труд.

III

Организация познавательной деятельности

1.Что такое предложение?

2.Какие бывают предложения по цели высказывания?

3.Какие бывают предложения по интонации?

4.Что такое подлежащее?

5.Что такое сказуемое?

Обучающиеся дают ответы на вопросы

IV

Открытие новых знаний. (Создание проблемной ситуации)

Ребята, прочитайте мои предложения и попытайтесь обнаружить недочеты в тексте.

1. Осенью на юг улетают журавли. Улетают грачи. Улетают скворцы.

- Понравились вам предложения?

-Какие недочеты вы обнаружили?

- Как это можно исправить?

- Запишите получившиеся предложения.

- Можно ли сказать, что объединив предложения, мы более грамотно выразили мысль? Запишите предложение.

-Подчеркните главные члены предложения. О ком говорится в предложении?

- А что интересного вы заметили?

- А разве так бывает?

-Прочитайте предложения на экране.

В болоте урчали лягушки.

В болоте урчали, квакали лягушки.

-В чём различие предложений?

-Какими членами предложения являются выделенные слова?

-Что общего у этих слов?

-Как же называются такие слова?

Если дети затрудняются ответить, предлагает открыть учебник на

стр.26 и прочитать сноску (обратите внимание)

-Сформулируйте тему нашего урока.

Дети читают предложение и дают ответы.

В предложениях повторяется слово «улетают»

Можно объединить предложения в одно.

На юг улетают журавли, грачи, скворцы.)

В предложении три подлежащих и одно сказуемое.)

Дети читают предложения, отвечают на вопросы и делают выводы:

Выделенные слова отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Дети читают и дают ответ на вопрос)

Такие слова называются однородными членами.

V.

Физминутка

Создаёт условия для отдыха обучающихся.

Поднимитесь, потянитесь,

Пошагайте, улыбнитесь,

Потанцуйте, постучите,

Помашите, пошепчите,

Поморгайте, посидите,

Успокойтесь, подремлите.

А теперь все поднимайтесь

И за дело принимайтесь.

Выполняют зарядку.

VI.

 Первичная проверка понимания нового учебного материала

Предлагает выполнить задания к упр. 33 в учебнике (устно).

-Используя свои выводы и  таблицу, дайте определение:

Какие члены предложения называются однородными?

Приведите примеры.

Зачитывают предложения с однородными членами, определяя, какими членами в предложении они являются.

VII.

Закрепление знаний и способов действий

Самостоятельно выполнить из учебника упр.№34 стр.27..

Самостоятельная работа в  тетради.

VIII.

 Рефлексия(подведение итогов урока)

На столах у вас лежат карточки с заданиями и карточки самоконтроля.

1. Члены предложения называются однородными, если ….
1) отвечают на один и тот же вопрос;
2) относятся к одному и тому же члену предложения:
3) состоят из одних и тех же частей речи;
4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?
1) подлежащие;
2) сказуемые;
3) второстепенные члены.

3. Найди предложение с однородными членами.
1) Ласточки питаются мошками, комарами, мухами.
2) Цапля живёт на болоте.
3) Солнце встало и осветило окрестность.

1.Выполните каждый задание в своей карточке.

2.Поменяйтесь карточками с соседом по парте и оцените работу друг друга.

3. Занесите результат работы в карточки самоконтроля.

Сделайте вывод и определите чему вы научились и над чем нужно поработать.

 Обобщают сведения, полученные по теме урока, называют трудности, делятся достижениями.

IX.

Домашнее задание

домашнее задание: (слайд)

С. 27 (правило), с. 28, упр. 35 или

составить 5 предложений с

однородными членами,

подчеркнуть

- Найдите в художественной детской литературе 3 предложения с однородными членами предложения и запишите их.

Если во время выполнения домашнего задания, у кого - то возникнут трудности, то можно выполнить упр. 38, с. 30.

домашнее задание: (слайд)

С. 27 (правило), с. 28, упр. 35 или

составить 5 предложений с

однородными членами,

подчеркнуть

Запись в дневниках