«Путешествие в страну интервалов»
разработка учебного занятия по сольфеджио
1 класс
автор: Прытова-Поварницына Людмила Николаевна
преподаватель теоретических дисциплин
МАУДО «Детская музыкальная школа №2»
г. Набережные Челны, 2024г.
Сольфеджио – как учебная дисциплина, не самый популярный урок в музыкальной школе. Очень часто его сравнивают с математикой, считая предметом сложным и заумным. И, проводя аналогии с общеобразовательной школой говорят, что сольфеджио «даётся на всем». И если с самого начала, на первоначальном этапе обучения, что то не получается, или усваивается с большим трудом, то считают, что и стараться не стоит, «сольфеджио не для них». Тем более ни ученики, ни родители, не видят практического результата. Конечно, это связано с тем, что они не понимают – сольфеджио развивает музыкальный слух, память, чувство ритма. Но факт остаётся фактом.
Выходом из этой ситуации могут стать уроки-концерты для родителей, основанные на теоретическом материале. Готовясь к таким урокам, ученики тщательно учат стихотворный текст-правила, много поют, работая над чистотой интонации. И видят результат своей работы на концерте. Данная разработка может быть использована во втором полугодии 1 класса. Музыкальный материал данного урока-концерта основан на учебном пособии «Музыкальная азбука» Т.Сиротиной, где теоретический материал излагается в песенках.
Цель: осуществление связи теории с практикой на уроках сольфеджио;
повышение заинтересованности в предмете;
Задачи: развитие творческих способностей; закрепление полученных
знаний; развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти,
внимания, мышления;
Здравствуйте, дорогие гости! В прошлый раз мы с вами начали путешествие по музыкальной стране и познакомились с нотами, длительностями и средствами музыкальной выразительности. Сегодня наше путешествие продолжится, и мы познакомим вас с «семьей интервалов».
Ученица:
Сижу за пианино я
Клавиатура длинная
Все клавиши блестят
По-разному звучат
Их изучу старательно,
Я с ними разберусь
И песни обязательно
Играть я научусь!
Т.Сиротина «Нотный стан» из сборника «Музыкальная азбука» (исполняют песню под аккомпанемент)
У: Нотки те народ веселый
Ходят вместе по утрам
А когда две нотки вместе,
То зовем их - интервал.
У: Я Белоснежка – октава. Мама всех гномиков-интервалов.
Семья интервалов
Заведует домиков.
И каждый в семье
Зовется там гномиков.
У: Самый маленький из них
Примою зовется.
Он лентяй и вечно сонный
Гномик – лежебока.
Т.Сиротина «Прима»
У: Гном постарше любит строить
И пилить и забивать.
Трудолюбивого такого
Мы секундой будем звать.
День и ночь он всё при деле
Всё торопится быстрей
Принести домой побольше
Шустрый гномик Муравей.
Т.Сиротина «Секунда»
То веселый, а то грустный.
Угадай, какой сейчас?
Гномик терция, наверно,
Переменчивый у нас?
Т.Сиротина «Терция»
День и ночь дудит в трубу
Средний гномик кварта.
Утром всех поднимет он
Быстро на зарядку!
Т.Сиротина «Кварта»
С гномом «Квинта» познакомьтесь
Он – пустая голова.
И не может сделать толком
Ничего. Ну и дела!
Т. Сиротина «Квинта»
Секста – гном оригинальный,
Он художник. Занятой.
Разукрасит дом и стены –
Всё вокруг. Вот он какой!
Т.Сиротина «Секста»
Гном септима смельчак
Он клоун – весельчак.
Весь вечер на арене
Смешит толпу детей он.
Т.Сиротина «Септима»
Тот же ученик: А я для вас приготовил музыкальную игру. Хотите со мной по играть? (Дети поют песню «Маленький клоун» м. Е.Попляновой, сл. Пикулевой. Вспоминают музыкальные термины, инструменты на букву «с», «к»).
У: Спасибо, добрые гномики! Теперь знаю все интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Они живут дружной семьей и поют такую замечательную песенку.
В. Герчик «Песенка друзей»