* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

«Путешествие в страну интервалов»

разработка учебного занятия по сольфеджио

1 класс

автор: Прытова-Поварницына Людмила Николаевна

преподаватель теоретических дисциплин

МАУДО «Детская музыкальная школа №2»

г. Набережные Челны, 2024г.

Сольфеджио – как учебная дисциплина, не самый популярный урок в музыкальной школе. Очень часто его сравнивают с математикой, считая предметом сложным и заумным. И, проводя аналогии с общеобразовательной школой говорят, что сольфеджио «даётся на всем». И если с самого начала, на первоначальном этапе обучения, что то не получается, или усваивается с большим трудом, то считают, что и стараться не стоит, «сольфеджио не для них». Тем более ни ученики, ни родители, не видят практического результата. Конечно, это связано с тем, что они не понимают – сольфеджио развивает музыкальный слух, память, чувство ритма. Но факт остаётся фактом.

Выходом из этой ситуации могут стать уроки-концерты для родителей, основанные на теоретическом материале. Готовясь к таким урокам, ученики тщательно учат стихотворный текст-правила, много поют, работая над чистотой интонации. И видят результат своей работы на концерте. Данная разработка может быть использована во втором полугодии 1 класса. Музыкальный материал данного урока-концерта основан на учебном пособии «Музыкальная азбука» Т.Сиротиной, где теоретический материал излагается в песенках.

Цель: осуществление связи теории с практикой на уроках сольфеджио;

повышение заинтересованности в предмете;

Задачи: развитие творческих способностей; закрепление полученных

знаний; развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти,

внимания, мышления;

Здравствуйте, дорогие гости! В прошлый раз мы с вами начали путешествие по музыкальной стране и познакомились с нотами, длительностями и средствами музыкальной выразительности. Сегодня наше путешествие продолжится, и мы познакомим вас с «семьей интервалов».

Ученица:

Сижу за пианино я

Клавиатура длинная

Все клавиши блестят

По-разному звучат

Их изучу старательно,

Я с ними разберусь

И песни обязательно

Играть я научусь!

Т.Сиротина «Нотный стан» из сборника «Музыкальная азбука» (исполняют песню под аккомпанемент)

У: Нотки те народ веселый

Ходят вместе по утрам

А когда две нотки вместе,

То зовем их - интервал.

У: Я Белоснежка – октава. Мама всех гномиков-интервалов.

Семья интервалов

Заведует домиков.

И каждый в семье

Зовется там гномиков.

У: Самый маленький из них

Примою зовется.

Он лентяй и вечно сонный

Гномик – лежебока.

Т.Сиротина «Прима»

У: Гном постарше любит строить

И пилить и забивать.

Трудолюбивого такого

Мы секундой будем звать.

День и ночь он всё при деле

Всё торопится быстрей

Принести домой побольше

Шустрый гномик Муравей.

Т.Сиротина «Секунда»

То веселый, а то грустный.

Угадай, какой сейчас?

Гномик терция, наверно,

Переменчивый у нас?

Т.Сиротина «Терция»

День и ночь дудит в трубу

Средний гномик кварта.

Утром всех поднимет он

Быстро на зарядку!

Т.Сиротина «Кварта»

С гномом «Квинта» познакомьтесь

Он – пустая голова.

И не может сделать толком

Ничего. Ну и дела!

Т. Сиротина «Квинта»

Секста – гном оригинальный,

Он художник. Занятой.

Разукрасит дом и стены –

Всё вокруг. Вот он какой!

Т.Сиротина «Секста»

Гном септима смельчак

Он клоун – весельчак.

Весь вечер на арене

Смешит толпу детей он.

Т.Сиротина «Септима»

Тот же ученик: А я для вас приготовил музыкальную игру. Хотите со мной по играть? (Дети поют песню «Маленький клоун» м. Е.Попляновой, сл. Пикулевой. Вспоминают музыкальные термины, инструменты на букву «с», «к»).

У: Спасибо, добрые гномики! Теперь знаю все интервалы: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Они живут дружной семьей и поют такую замечательную песенку.

В. Герчик «Песенка друзей»