Технологическая карта

по учебному курсу математика

класс 2 класс

Составила: учитель начальных классов Баруткина В.В.

УМК Школа России

Тема урока

«Квадрат».

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель урока

Создание условий для формирования у учащихся понятия о геометрической фигуре - квадрат и его свойствах, через совместную познавательную деятельность.

Задачи урока

Образовательные: ознакомить с основными свойствами квадрата; показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата; сформировать навык определения фигур по сторонам и углам;

Развивающие: развивать пространственные навыки, логическое мышление, внимание, память.

Воспитательные: воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность

Основные термины и понятия

квадрат, прямоугольник, стороны квадрата.

Информационно-образовательная среда:

Ресурсы

Межпредметные связи

Интерактивная доска, презентация, рабочие листы, набор фигур для игры «Танграм»

Технология, окружающий мир

Формы организации работы на уроке

Групповая, парная, индивидуальная.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Распознавать изученные геометрические фигуры;

2.Умение соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими фигурами;

3.Находить сходство и различия; решать задачи творческого и поискового характера.

3.Умение построения квадрата в тетради.

4.Умение принимать и сохранять цель урока

Умение осуществлять анализ, сравнение объекта, проводить классификацию изучаемых объектов, под руководством учителя осуществлять обобщение.

Положительное отношение к урокам математики;

Выражать положительное отношение к процессу познания.

Развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Проявлять интерес к творческому труду. Самооценка на основе критерия успешности.

Этапы урока

Формируемые УУД

1. Мотивационно-ориентировочный этап

Мотивационно-ориентировочный этап

I.Орг.момент:

Эмоциональный и организационный настрой

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Проверьте, все ли у вас готово к уроку на парте?

-Какое сейчас время года? (Слайд 2) Покажите, что вы замерзли, А теперь покажите, что вы согрелись, расслабились. Теперь с такой же улыбкой повернитесь к друг другу, и пожелайте рабочего настроения.

II.Актуализация знаний обучающихся

ейчас мы поиграем в игру «Чистая доска».(Слайд 3) Вспомним понятия которые мы уже изучили. (На доске понятия: прямоугольник, отрезок, луч, ломаная, периметр. После каждого верного ответа, с доски исчезает это понятие)

III. Постановка проблемы урока

Посмотрите на слайд. Какие фигуры вы видите?(Слайд 4)

Какие фигуры вы уже знаете, назовите? А какую фигуру мы еще не изучали?

IV. Определение темы урока.

Я сегодня принесла на урок волшебную коробку, в которой находится название нашей темы урока. (слайд 5) Посмотрите на доску, какая связь между этими предметами? (Они все квадратной формы)

Значит давайте подумаем, какая тема сегодняшнего урока?

- Какую цель и задачи поставим на уроке? (слайд 6)

УУД

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность

Познавательные: умение формулировать проблему, делать правильные выводы. Регулятивные: ставить и формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Коммуникативные: умение слушать учителя, участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя.

2. Поисковый этап

I."Открытие" детьми нового знания.

У Вас на партах лежит квадрат. Давайте его рассмотрим.

-Сколько у квадрата вершин? Покажите.

-Углов? Что можем сказать об углах?

-Проверим. Как называется фигура, у которой все углы прямые?

-Значит, квадрат –это что? (Прямоугольник)

-Что можем сказать о сторонах? Проверим. Наложением.

-Итак, сделаем вывод, что такое квадрат? (слайд 7)

II. Беседа.

-Посмотрите на слайд. (слайд 8) Рассмотрите предметы. Из каких геометрических фигур они состоят? (Из кругов, квадратов и прямоугольников, треугольников)

-Какие фигуры имеют прямые углы? (Квадраты и прямоугольники.) (слайд 9)

-Чем похожи квадрат и прямоугольник? (4 угла, прямые углы, четыре стороны, противоположные стороны равны.)

- Что вы можете сказать о сторонах квадратов? (У квадратов все стороны равны.)

III. Работа с учебником.

Давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Сравним с выводом авторов учебника. Найдите в учебнике и прочитайте, что такое квадрат. (с. 34)

- Так чем же отличаются друг от друга квадрат и прямоугольник?

- Найдите квадраты среди других прямоугольников? С.34 №1 (1,4) (Работа в парах) пользуясь алгоритмом (слайд 10) Давайте ещё раз проговорим, какие действия вы должны выполнить, чтобы доказать, что эта фигура - квадрат? 

IV. Первичное закрепление нового материала

-У вас на парте лежат рабочие листы. Их нужно заполнить, пользуясь своими знаниями о свойствах квадрата и прямоугольника. А также в разлинованной части листа построить с помощью линейки. (слайд 11)

-Давайте сделаем вывод, какие свойства у этих фигур одинаковые, а какие разные? (слайд 12)

Познавательные: формировать умение рассуждать, доказывать.

Регулятивные: формировать умение осуществлять самоконтроль.

Коммуникативные: умение работать в паре.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; сравнение;

Регулятивные: анализ, обобщение.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической речью.

Познавательные: (логические): синтез

Коммуникативные: умение правильно строить монологическую речь.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Познавательные: применять базовые знания для решения конкретной проблемы.

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;

3. Практический этап

Физминутка. (Дети рисуют в воздухе геометрические фигуры.) Много ль надо нам, ребята, Для умелых наших рук? Нарисуем два квадрата, А на них огромный круг, А потом еще кружочек, Треугольный колпачок. Вот и вышел очень, очень Развеселый чудачок.

I.Систематизации знаний. Игра «Танграм

Ребята, оказывается с помощью квадрата можно еще и поиграть, сейчас мы познакомимся со старинной китайской игрой «Танграм», в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».(слайд 13)

И это разрезанный квадрат на 7 частей. Ребята, что есть у каждой игры?(правила)

Складывая фигуру, нужно помнить о том, что задействованы должны быть все 7 частей. Части должны соприкасаться, но они не могут налегать друг на друга. У каждого на столе лежит конверт.

Вам нужно его открыть и вынуть содержимое. Что вы обнаружили в конверте? Посчитайте фигуры. Сколько их? (7)

Назовите каждую фигуру (большие треугольники, маленькие треугольники, средний треугольник, квадрат, четырёхугольник).

Найдите одинаковые фигуры. (Два больших треугольника, два маленьких треугольника). Вспомним, что танграм – это разрезанный на 7 частей квадрат, поэтому сначала давайте сложим квадрат. Давайте еще раз повторим его свойства.

Ребята, оказывается танграм-это магический квадрат из которого можно сделать много интересных фигур. На слайде вы видите примеры фигур которые можно сложить. (слайд 14) Вам нужно в парах приклеить на лист А4 выбранные фигуры из частей танграма.

Личностные: проявлять интерес к творческому труду. Самооценка на основе критерия успешности;

Познавательные: структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; (логические универсальные действия) анализ; синтез

Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;

Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество.

4. Рефлексивно-оценочный этап

I. Домашнее задание- учебник с. 34 № 4

II. Подведение итогов

– Чему вы научились? Все ли цели нам удалось выполнить? Понравилось вам на уроке? Понадобятся вам эти знания в жизни?

III. Этап рефлексии (слайд 15)

У каждого из вас есть лист с «лестницей успеха», вам нужно с помощью фломастера нарисовать соответствующий символ, который покажет ваше настроение после урока. Если вы совсем ничего не поняли-нарисуйте на первой ступеньке тучку. Если поняли, но не все- нарисуйте смайлик на второй ступеньке. Если все поняли и довольны своей работой, нарисуйте солнышко на третьей ступеньке.

-А теперь посмотрим сколько у нас получилось тучек?

Смайликов? А солнышек?

-Урок окончен.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.