Путешествие в Древний Египет
Сценарий интеллектуальной игры по теме "Древний Египет". 5-й класс
Машинская Лариса Геннадьевна, учитель истории и обществознания
Интеллектуальная игра завершает изучение раздела “Древний Египет” в 5 классе. Предварительно (за 1-2 недели) учащиеся получают задания для подготовки команд.
Цели:
обобщить знания по истории Древнего Востока (тема “Древний Египет”);
углубить знания учащихся по мифологии Древнего Египта;
активизировать интерес к изучению истории;
воспитывать сотрудничество, взаимопомощь;
развивать творческую активность при подготовке и во время игры.
В игре принимают участие 2 команды по 10 человек (капитан и 9 игроков). Участники готовят название и эмблему команды и, вместе с группой поддержки, небольшую сценку на тему “Религиозные верования Древнего Египта ”. Баллы, полученные болельщиками за правильные ответы в конкурсе для зрителей, прибавляются к баллам, заработанным командой.
Жюри и помощники ведущих выбираются из старшеклассников, обучающихся в гуманитарном (профильном) классе. Максимальное число баллов за правильный ответ объявляется перед каждым конкурсом.
Реквизит и оборудование, необходимые для проведения игры:
раздат
очный материал для конкурсов № 2
, 3;
презентация на тему урока;
две коробки, фигурка кошки,
календарь
(для конкурса капитанов);
жетоны, которые выдаются зрителям за правильные ответы;
таблица для подведения итогов каждого конкурса (заполняется жюри в течение игры);
грамоты и призы для награждения победителей.
Продолжительность игры: 45 минут:
План проведения:
Представление команд – 3 минуты;
Разминка
– 4 минуты;
Конкурс «Исторические задачи» - 5 минут;
Конкурс
“Посылка из Египта”
– 5 минут;
Конкурс капитанов «Экскурсия по Египту»
10 минут;
Конкурс
болельщиков
«Узнай Бога»
– 5 минут (
во время подготовки команд к «Театральному конкурсу»
).
Домашнее задание
«Театральный конкурс»
– 10 минут.
Подведение итогов и награждение – 3 минуты.
Ход игры
Уважаемые участники и зрители! Мы рады вас приветствовать на игре, посвященной Древнему Египту – стране, где строились пирамиды и правили великие фараоны, велись кровопролитные войны и создавались великолепные произведения искусства.
Представление жюри.
Представление команд: 5 а класс – «Фараоны» и 5 б класс – «Воины»
Чтобы попасть в современный Египет, достаточно купить билет на самолёт. Но мы с вами воспользуемся машиной времени, которая переместит нас в Древний Египет. Приготовились. Полетели! Вот мы и в Древнем Египте.
Конкурс 1. Разминка.
Каждая команда должна ответить на 10 вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. (максимум 10 баллов)
Конкурс 2. Исторические задачи.
Командам по очереди дается по 3 задачи. За каждую правильно решенную задачу по 3 балла. (максимум 9 баллов)
Задача «Новый дом»
Из дошедших до нас документов мы узнаём, что в Древнем Египтк можно было приобрести дом в обмен на кровать или дверь. Не слишком ли маленькая цена? Подумайте, чем можно объяснить возможность такого обмена?
Задача «Скульпторы»
Каждому хочется выглядеть на фото хотя бы немного красивее, чем в жизни. А вот скульпторы Древнего Египта обычно не преукрашивали того, кого изображали. Чем это объяснить? Почему вельможи не гневались на мастеров передающих недостатки их внешности?
Задача «Любимые цвета»
Говорят, на вкус и цвет товарищей нет… А вот в Древнем Египте все земледельцы считали два цвета очень хорошими, а третий – заведомо плохим. Какие это цвета? Почему к ним было такое отношение?
Задача «Песни Нилу»
Египтяне пели Нилу жвалебные песни. В одной из них сказано, что если Нил медлит, жизнь прекращается и люди гибнут. Дайте объяснение этим словам.
Задача «Две шапки»
Вряд ли разумно надеть на голову одновременно два головных убора. Однако, один египтянин именно так и поступил.
Кем он был? Сумел ли выполнить свое странное желание? Чем оно было вызвано?
Задача «Письмо в «царство мёртвых»
Известно, что египтяне писали письма своим умершим родственникам. В них звучали просьбы о помощи или упрёки в бездействии. Писать письмо умершему, с нашей точки зрения, по меньшей мере, бессмысленно. Но видимо египтяне так не считали. Подумайте, почему?
Конкурс капитанов 3. Экскурсия по Египту.
Как морской капитан ведет корабль по выбранному курсу, так и капитан команды ведет игроков нашего конкурса по Древнему Египту. Задание: провести экскурсию по Египту. Объекты и экспонаты предоставляются в виде набора из 5 иллюстраций. За каждую – по2 балла. (максимум 10 баллов)
Конкурс 4. Посылка из Египта.
Представьте, что вы правитель государства, желающего заключить мир с египетским фараоном. Из Египта вам присылают пестрый ящик с заключенным внутри священным объектом. Капитан спрашивает совета у главного вельможи – визиря. Если он угадает, что находится в ящике, мирный договор вам обеспечен.
Вам будет сделано 5 подсказок. Чем меньше подсказок вы используете, тем выше окажется заработанный вами балл. В крайнем случае, капитан может попросить помощь команды. (Минимальное количество баллов за конкурс – 1, максимальное – 5.)
Подсказки первому визирю:
Он был очень важен для земледельцев
;
Его
составили
наблюдая за небом
;
Важное значение
имела звезда Сириус;
Этим достижением пользуемся и мы
;
Он состоит из 365 дней
.
Ответ: календарь.
Подсказки второму визирю:
первыми их стали почитать земледельцы;
у них была своя богиня – доброе божество любви, веселья, музыки;
бог солнца Ра в трудной битве принял облик одного из них;
в XV веке до нашей эры фараон запретил держать их египтянам, оставив эту привилегию лишь за собой;
их древнеегипетское название – “
миу
”.
Ответ: кошка.
Конкурс болельщиков 5. «Узнай Бога» (Команды готовятся к 6-му конкурсу)
На экране рисунки богов Древнего Египта. Болельщики команд по очереди называют. За каждый правильный ответ команда получает по 2 балла. ( 1 – за имя, 1 – за указание, какой это бог) (максимум 8 баллов)
Конкурс 6. Театральный. Домашнее задание.
В этом конкурсе командам предстоит проявить себя в роли артистов и показать сценку из мифологии Древнего Египта. Оцениваются: сценарий, костюмы, артистизм.(по 2 балла. Максимальная оценка – 6 баллов)
Команды показывают сценки: “В царстве мёртвых ”, “ ”.
Пока жюри подводит итоги, демонстрируется видеоролик «Искусство Древнего Египта»
Жюри объявляет итоги игры и награждает команду победителей.