Конспект урока по окружающему миру в 3 классе МОУ«СОШ №82» с использованием современных образовательных технологий.

Тема: Превращения и круговорот воды

Учебный предмет: окружающий мир

Учитель: Низовцева Ирина Владимировна

УМК: «Школа России»

Цель: познакомить учащихся с круговоротом воды в природе.

Планируемые результаты:

Коммуникативные УУД:

- слушать речь учителя, сверстников, сотрудничать с одноклассниками и учителем, работать в парах;

Регулятивные УУД:

- по окончанию совместной работы делать выводы, прогнозирование, целеполагание, контроль, самопроверка, самооценка.

Познавательные УУД:

- определять и формулировать тему урока и цель урока с помощью учителя, учиться искать и выделять необходимую информацию, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания. Учащиеся научатся сопоставлять круговорот воды с ее свойствами, создавать модель круговорота воды в природе, доказывать предположения, делать совместные выводы, составлять устные сообщения.

Личностные УУД: самоопределение, смыслообразование, чувство ответственности за состояние окружающей среды, любовь к природе.

Оборудование: учебники, классная доска, компьютер, экран, проэктор, музыкальные колонки, раздаточный материал с заданиями, сигнальные карточки «Цветные капельки», лед, тарелочки.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная по уровням (дифференцированные задания).

Используемые технологии: 

ИКТ:

- презентация;

- музыкальное сопровождение.

технология учебного сотрудничества

:

- работа учащихся в парах

.

технология

игрового обучения

:

- игровая ситуация

;

-

чтение стихов, загадок.

технология проблемного

обучения:

- проблемная ситуация;

- исследовательский метод;

-эвристическая беседа

.

Информация о возрасте обучающихся, особенностях класса: 25 человек, 9-10 лет, 10 - девочек и 15 мальчиков. 2 ученика - ОВЗ. Класс активный, стараются поднимать руку, отвечать. Любят работать в парах. Узнавать что-то новое, игровые моменты.

Ход урока

Этап

Содержание

Организационный

Он совсем неслышно

На прогулку вышел.

Мокрым, мягким клювом

Постучал по крышам.

Полосатым следом

Прочертил окошко.

А пройдя, остался

У меня в ладошках. (1 слайд)

- Ребята, какое сейчас время года (осень)? Дождик льёт часто? (Да) А сегодня за окном моросит дождь? (Да) Но мы не будем грустить, подарим друг другу солнечные улыбки, сядем на свои места, с хорошим настроением начнём урок!

(Звучит отрывок песенки про дождик «Кап-кап...»)

Актуализация знаний,

проверка домашнего задания

- Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость, герой из мультфильма. Какой попробуйте догадаться, разгодав загадку.

Снова кто осенней ранью
Мне в окошко барабанит,
Только мошек мокрых «стаю»
Внутрь квартиры не пускают?

(Капельки дождя)

- Посмотрите, кто пришёл к нам в гости? (2 слайд) (Капелька дождя)

- Ребята, это весёлый Капитошка. Он пришел к нам в гости, чтобы рассказать и показать много интересного! Как вы думаете, где живёт Капитошка? (В тучке)

- Сегодня Капитошка приглашает нас в волшебную лабораторию, которая находится в тучке, где живёт наш герой. (3 слайд)

- У вас на столах лежат цветные капельки (зеленая, жёлтая, красная), эти капельки пришли к нам из волшебной тучки, с помощью них мы будем оценивать свою работу на уроке.

- Ребята, что такое лаборатория? (Место, где проводят опыты, исследования)

- А что мы сегодня будем изучать, догадайтесь, послушайте загадку:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

- Что это за вещество? (Вода) Сегодня мы с вами будем говорить о воде. (4 слайд)

- Нашему гостю Капитошке очень интересно узнать, что вы уже знаете о воде, он приготовил вам задания (индивидуальная работа, дифферинцированные задания по уровням сложности). На столах у вас лежат цветные карточки с заданиями от Капитошки и его друзей цветных капелек, возьмите их.

Зеленая карточка: впиши слова, характеризующие свойства воды.

Вода ... (бесцветна),...(прозрачна),...(текуча)... (не имеет запаха)... вода- ... (растворитель), при нагревании... (расширяется), при охлаждении ... (сжимается).

Желтая карточка: прочитай предложения. Вместо точек впиши пропущенные слова.

В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода — хороший (растворитель).Вода... (расширяется) при нагревании и... (сжимается) при охлаждении. Воду можно очистить с помощью ... (фильтра).

Красная карточка: прочитай, выбери слово, характеризующее свойство воды, подчеркни его.

Вода - бесцветная, цветная;

Вода - прозрачная, непрозрачная;

Вода - имеет запах, не имеет запаха;

Вода - не текуча, текуча;

Вода при нагревании сжимается, расширяется;

Вода при охлаждении сжимается, расширяется.

- А сейчас покажите Капитошке, как вы выполнили задание.

- У кого нет ошибок - поднимает зелёную капельку, у кого 1-2 ошибки - жёлтую капельку, кто не смог выполнить задание - красную капельку.

Какие вы молодцы! Капитошка очень рад!

Постановка цели и задач урока

- Ребята, а я тоже для вас подготовила интересное задание, давайте отгадаем ребус. (5 слайд)

- Какое слово у вас получилось? (Круговорот)

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (предположения детей)

(6 слайд - «Превращения и круговорот воды»)

- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Изучить круговорот воды в природе.)

- Молодцы!

Самоопределение к деятельности

- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

- Мы постоянно пользуемся водой: готовка пищи, стирка белья, умываемся, чистим зубы... Как думаете, изменяется ли количество воды на планете, её становится меньше, может произойти так, что вода вовсе закончится? (Ответы учеников, предположения)

- На этот вопрос мы ответим на нашем уроке.

Физкультминутка

(зарядка для глаз)

Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза) Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох)

Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу)

Много-много раз моргнут (Частое моргание)

Глазкам стало хорошо. Увидят мои глазки все!

(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)

Работа по теме урока

Беседа «Три состояния воды»

- Ребята, о

тгадайте загадки

от весёлых капелек

.

Бел, да не сахар,

Нет ног, а идёт.
(Снег)

И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт.
(Иней)

Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко —
Видно стало далеко.

(Туман)

Что случилось? Ой-ой-ой!

Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.

рад)

Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем — не найдём.

оса)

- Что общего у этих явлений? (Всё это вода. Она в трех состояниях: газообразном, жидком, твердом)

- Приведите примеры воды в природе, которая находится в твердом состоянии. (Сосульки, лед, снег, град)

(Ребята делятся своими знаниями о снежинках, о снеге, о граде...)

- Ребята скажите, при какой температуре воздуха вода из жидкого состояния переходит в твердое? ( О °С.)

- Как называется вода в газообразном состоянии? (Пар.)

- Давайте протерем классную доску мокрой тряпкой, подождем пару минут. Что произошло? (Доска стала сухой, вода испарилась, превратилась в пар) (6 слайд)

- Пар - это вода в газообразном состоянии, он бесцветный.

- В природе вода испаряется с поверхности рек, морей, озер. Невидимый водяной пар всегда содержится в воздухе .

- Откройте учебники на с.55, прочитайте текст.

- В каких трех состояниях вода находится в природе? ( Газообразном, жидком, твердом)

- Как образуется снег? (Капельки воды высоко в облаках увеличиваются и превращаются в снежинки при низкой температуре)

-

Что значит «вода испаряется?»

(превращается в пар)

.

Практическая работа «В лаборатории Капитошки, на волшебной тучке».

А сейчас, ребята, мы с вами все полетим в гости к Капитошке на волшебную тучку. В его лабораторию. Мы на месте. (7 слайд) Смотрим внимательно. В лаборатории мы проведём опыт.

(Учитель над тарелочкой с водой закрепляет тарелочку со льдом и до кипения нагревает воду)

- Посмотрите, что происходит при нагревании с водой.

-Что появилось под верхней тарелкой? (На дне появились капельки. Капельки становятся все больше и падают на нижнюю тарелку)

- Как на дне тарелки появились капли? (Испарились с поверхности воды.)

- Как повлиял на этот процесс лед? (Лёд охладил пар, который превратился в капли воды, капли воды снова упали на нижнюю тарелку)

- Ребята, как происходит движение капель? (По кругу.)

- Получился круговорот воды. (слайд 8)

- Вода испаряется с поверхности озёр, рек, океанов, превращается в пар и поднимается вверх, остывает, пар вновь превращается в капельки воды, они более тяжёлые, падают вниз в виде дождя. Так совершается круговорот воды в природе. (слайд 9)

А теперь, ребята, ответьте на вопрос. Количество воды стало меньше? (Нет, потому что происходит круговорот воды)

На с.57 учебника прочитайте текст.

— Как появляются облака? (От земли поднимается пар, охлаждается и образует множество крошечных льдинок или водяных капелек. Из этих льдинок и капелек формируются облака)

А дождь идет почему? (В облаках пар охлаждается, превращается в воду, капли падают на землю, идёт дождь)

Количество воды в природе изменяется? (Не меняется) (слайд 10)

- А сейчас волшебные капельки и Капитошка предлагают нам отдохнуть, проведем физкультминутку. (слайд 11)

Физкультминутка

Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию 
И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)
Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)
Туфли – посмотрите –
Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем. (Движения плечами.)
От дождя убежим,
Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.)

Закрепление изученного материала

Выполнение заданий «Покажем Капитошке, что мы запомнили»

с.23 №1

Прочитайте текс задания. В каких трёх состояниях может находиться вода.

— Прочитайте примеры. Напишите в тетради, какое это состояние воды.

(По окончанию выполнения задания проводится взаимопроверка в парах)

с.23 №2

Прочитайте текст задания. При испарении, что происходит с частицами воды? (Когда вода становится паром, расстояние между частицами становится больше)

С помощью схематического рисунка изобразите этот процесс .

с.24 №3

Прочитайте текст задание. Во что превратилась вода (Пар, лед, дождь, облако, капля, снежинка, туман, туча.)

(После выполнения задания проводится взаимопроверка в парах)

А сейчас Капитошка вместе со своими друзьями цветными капельками проверят, как вы усвоили материал урока. Выполните задание.

- Перед вами элементы схемы круговорота воды в природе и картинка природы.

-Вы должны составить схему кроговорота воды в природе, наклеив элементы на картинку.

- Посмотрим, как вы справились с заданием Капитошки и капелек. (12 слайд)

- А сейчас покажите Капитошке и капелькам, как вы выполнили задание.

- У кого нет ошибок - поднимает зелёную капельку, у кого 1-2 ошибки - жёлтую капельку, кто не смог выполнить задание - красную капельку.

Какие вы молодцы!

Рефлексия

,

Работа в группах

- Расскажите о круговороте воды, используя опорные слова. (13 слайд) - Образование облаков. Испарение. Выпадение осадков. Стекание в водоемы. Просачивание воды в землю. )

- Таким образом, вода находится в природе в трех состояниях: газообразном, жидком и твердом. Вода совершает круговорот: испаряется с поверхности водоемов, земли, образует облака, в виде дождя и снега вновь возвращается на землю.

Подведение итогов урока

- Изменяется ли количество воды на планете Земля?

- О каких трех состояниях воды вы узнали сегодня на уроке?

- Что было для вас более интересным на уроке?

- достигли ли мы поставленной цели урока? (14 слайд)

Домашнее задание

Сочинить сказку «Как путешествует капелька воды». (15 слайд)