Развитие читательской грамотности в работе школьной библиотеки.
Новые стандарты в образовании ставят задачу на формирование и развитие читательской грамотности, как основного компонента функциональной грамотности. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. В исследовании РISA, в аспекте функциональной грамотности, читательская грамотность рассматривается как «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. И перед библиотекой стоит задача ее развития.
У развитого читателя должны быть сформированы:
1.Умения, целиком основанные на тексте:
- извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения,
- находить информацию и формулировать простые выводы,
- находить в тексте информацию, представленную в явном виде.
2. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
- интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных
знаний читателя,
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
3.Умения, основанные на осмыслении и оценки с опорой на внетекстовые знания:
- способность осмыслить и оценить форму текста;
- способность связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте
информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
4.Умения, связанные с использованием информации из текста:
- использовать информацию из текста для решения практической задачи ;
- формулировать собственную гипотезу на основе информации, полученной из текста;
- прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе
информации текста;
- выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Работа библиотекаря по приобщению к чтению обучающих является основной задачей работы библиотеки. Это и традиционные тематические мероприятия, это и проекты, нацеленные на развитие знакомства с произведениями писателей родного языка, и поддержка исследовательских работ учащихся по изучению чтения сверстников. Одним из мероприятий, которые могут заинтересовать на чтение какого-либо произведения, это «громкие читки» для школьников 5-7 кл.
Пример задания для учащихся 6 кл
Назавтра Маленький принц вновь пришел на то же место.
— Лучше приходи всегда в один и тот же час, — попросил Лис. — Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа, я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливее. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце… Нужно соблюдать обряды.
— А что такое обряды? — спросил Маленький принц.
— Это тоже нечто давно забытое, — объяснил Лис. — Нечто такое, отчего один какой-то день становится не похож на все другие дни, один час — на все другие часы. Вот, например, у моих охотников есть такой обряд: по четвергам они танцуют с деревенскими девушками. И какой же это чудесный день — четверг! Я отправляюсь на прогулку и дохожу до самого виноградника. А если бы охотники танцевали когда придется, все дни были бы одинаковы и я никогда не знал бы отдыха.
Так Маленький принц приручил Лиса. И вот настал час прощанья.
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
— Значит, тебе от этого плохо.
— Нет, — возразил Лис, — мне хорошо. Вспомни, что я говорил про золотые колосья.
Он умолк. Потом прибавил:
— Поди взгляни еще раз на розы. Ты поймешь, что твоя роза — единственная в мире. А когда вернешься, чтобы проститься со мной, я открою тебе один секрет. Это будет мой тебе подарок.
Маленький принц пошел взглянуть на розы.
— Вы ничуть не похожи на мою розу, — сказал он им. — Вы еще ничто. Никто вас не приручил, и вы никого не приручили. Таким был прежде мой Лис. Он ничем не отличался от ста тысяч других лисиц. Но я с ним подружился, и теперь он — единственный в целом свете.
Розы очень смутились.
— Вы красивые, но пустые, — продолжал Маленький принц. — Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Для нее убивал гусениц, только двух или трех оставил, чтобы вывелись бабочки. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она — моя.
И Маленький принц возвратился к Лису.
— Прощай… — сказал он.
— Прощай, — сказал Лис. — Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
— Самого главного глазами не увидишь, — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.
— Потому что я отдавал ей всю душу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
— Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
— Я в ответе за мою розу… — повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.
Задания:
Смог ли Маленький принц приучить Лиса?
Объясните свою точку зрения, опираясь на текст.
____________________________________________________________________
Что за секрет или секреты раскрыл Лис Маленькому принцу
? Перечисли:
-
-
-
— Я буду плакать о тебе, — вздохнул Лис.
— Ты сам виноват, — сказал Маленький принц. — Я ведь не хотел, чтобы тебе было больно, ты сам пожелал, чтобы я тебя приручил…
— Да, конечно, — сказал Лис.
— Но ты будешь плакать!
— Да, конечно.
Как думаешь, стоит ли приручать (дружить)?
____________________________________________________________________
В какой форме речи дан этот
текст?:
А. Монолог
Б. Диалог
В. Реплика
Г. Ремарка
Что такое обряд? По мнению Лиса.
_________________________________________________________________________
Есть ли в тексте афоризмы? Если да, то выпиши
Школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.
Оконешникова А.М.