* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-bottom: 8pt;}

Тема : «Развитие чувств патриотизма и гражданственности у детей, с учетом их возрастных особенностей».

План:

Актуальность темы.

Цель и задачи формирование патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.

Направления и виды проведения мероприятий по развитию чувств данной направленности.

Воспитание патриотизма и гражданства имеет большое значение для поддержания должного уровня жизни граждан и страны в целом и сопровождает человека в течение всей его жизни. Любовь к Родине, к стране поэты и писатели высказывают в своих произведениях, как в примере стихотворения русской советской поэтессы Зинаиды Николаевны Александровой

Если скажут слово “Родина”,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…

В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!

Данная тема, как я считаю, наиболее актуальна на сегодняшний день.

Россия – многонациональная страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Величайшей национальной ценностью всегда был и есть чувство патриотизма – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Воспитание гражданина - одно из главных условий национального возрождения, которое берет свое начало в освоении качеств в раннем возрасте.

Под развитием чувств патриотизма и гражданственности понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе русских традиций, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей. Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Основы закладываются в период дошкольного развития, поэтому так важно формировать с детских лет уважение к духовным ценностям.

К целям по формированию этих важных качеств мы можем отнести:

Организацию эффективной системы работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

Развитие основ начала нравственно-патриотического воспитания через обращение к истории родного края, ознакомление с прошлым и настоящим.

Задачами проведения тематических мероприятий по развитию чувства патриотизма и гражданственности являются:

1.Расширение и углубление знаний о родном крае, его истории, достопримечательностях.

2.Развитие нравственно – патриотических качеств, гордости, гуманизма, желание сохранять и преумножать богатство родного края, воспитание уважения к труду людей, создающих красивый город, поселок.

3.Воспитание чувства любви к Родине, родному краю, природе через непосредственное общение с ней, восприятие её красоты и многообразия.

4. Вовлечение родителей в образовательный процесс для совместной работы по изучению родного края, ориентировка родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к истории своей семьи.

Дошкольный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.  

Основные формы работы по воспитанию гражданина и патриота своей родины - это кружковая, поисковая, исследовательская деятельности, развитие самостоятельности, умения принимать правильные решения. Во время подготовительной работы дети должны прочувствовать всю ответственность, значимость и серьезность возлагаемой на их плечи деятельности.

Работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно разделить на четыре тематических направления:

1. Мой дом - моя семья - Любовь ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам в детском саду. 

2. Понимание малой и большой Родины - Расширение представлений у дошкольников с родным городом, областью и родной природой, воспитывая у детей любви к своему городу.

3. Знакомство детей с культурой страны - со столицей нашей Родины Москвой, с гимном, флагом и гербом РФ. Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии как нашего так и других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.

4.  Изучение памятных дат и великих побед нашей страны. Очень яркий пример для воспитания патриотических чувств у дошкольников являются

события Великой Отечественной Войны 1941 – 1945 годов.

Примерами таких мероприятий является проведение:

- Акция: «День Народного единства»;

- Акция «Дети против Терроризма»;

- Акция «Возложение цветов к вечному огню»;

- Посещение музеев по тематическим мероприятиям;

- Участие вместе с родителями в акциях: «Фронтовая открытка», «Новогодняя сказка»;

- Формирование трепетного чувства любви, внимания, заботы к близким у детей;

- Знакомство с традициями и культурой своего народа;

- Формирование бережного отношения к природе родного края;

- Дидактические игры на изучение и закрепление изученного материала.

Все эти мероприятия направлены на знакомство с историей символов России, малой и большой Родины, на изучение достопримечательностей и культуры своего города.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.