Развитие детей с интеллектуальными нарушениями

 

Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни существенно отличается от развития нормальных детей.

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности. Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными. При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.

Плохо развита моторика.

Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.

Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.

Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.

Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.

В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело

представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.

Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.

Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Начинать работу с умственно отсталым ребенком необходимо с самого раннего детства. Здесь необходима целенаправленная коррекция, чтобы ребенок овладел правильными формами поведения, видами деятельности, характерными ребенку. Мышление, восприятие окружающего мира у детей с умственной отсталостью оказываются на низком уровне, если с этими детьми не заниматься. Если пустить развитие умственно отсталого ребенка на самотек, то он упустит навык общения с людьми, навык предметного действия. Если ребенок не будет достаточно контактировать со своими сверстниками и со взрослыми, не будет играть с детьми в игры либо участвовать в какой-нибудь деятельности, то это негативно отразится на социальной адаптации, на развитии мышления, памяти, самосознания, воображения, речи, воли и так далее. При правильном подходе к организации воспитания и обучения, можно корригировать нарушения развития познавательных процессов и речи. Для продвижения умственно отсталого ребенка в общем развитии, в усвоении им знаний, умений и навыков необходимо специально организованное, коррекционно-направленное воспитание и обучение, строящееся с учетом имеющихся у него положительных возможностей. Надо дать ребенку почувствовать, что его любят, ему рады, он не одинок. Родители должны быть ласковы со своим ребенком, доброжелательны, терпеливы и, вместе с тем, требовательны и строги, когда это необходимо.

Основной задачей воспитания умственно отсталого ребенка является обеспечение максимально возможного уровня физического, умственного и нравственного развития. Эта работа должна проводиться с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. В нашей стране создана дифференцированная система учреждений для умственно отсталых детей. В соответствии с характером дефекта и степенью его выраженности дети воспитываются в специальных учреждениях системы образования, здравоохранения или социального обеспечения.

Если ранее усилия направлялись в сторону максимально возможного совершенствования учебной деятельности и подготовки к овладению конкретной профессией, то в настоящее время приоритеты должны быть отданы формированию сферы жизненной компетенции, ориентированной на перспективу развития.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

Предполагается, что при планировании работы с умственно- отсталыми школьниками, разработке программ сопровождения и построении их индивидуальных образовательных траекторий, будут учитываться характеристики психосоциального развития детей.

Задачами воспитания и социализации личности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью становится- обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания.