«Развитие духовности и нравственности учащихся при обучении иностранному языку (английскому языку)»
Дошкольное образование является основой всего дальнейшего образования, основой духовного роста и развития человека. По своей природе иностранный язык является одним из предметов, который может обогатить начальное дошкольное образование. В системе непрерывного образования раннее (с английским языком – это примерно с четырехлетнего возраста) изучение иностранного языка позволяет очеловечить процесс воспитания детей, усиливая его развивающую, образовательную, культурную и прагматическую направленность. Основной целью раннего изучения иностранного языка является подготовка ребенка к изучению иностранного языка в школе, которое, в соответствии с Государственным образовательным стандартом, осуществляется ныне со второго класса, а в некоторых учебных заведениях и с первого класса начальной школы. Раннее изучение иностранного языка благотворно влияет на общее развитие ребенка.
Воспитательный компонент обучения состоит в том, чтобы:
вызвать у учащихся интерес к культуре и народам других
стран;
развить культуру общения;
поддержать интерес к учебе и познавательной деятельности;
развить потребность в использовании языка в различных сферах
деятельности.
Одной из центральных задач на занятиях по иностранному языку является нравственное и духовное воспитание дошкольников.
Духовное воспитание - "воспитание души", воспитание личности, близкой по духу людям, обществу, в котором она живет.
Нравственное воспитание — это воспитание гражданина, для которого социальные принципы и нормы являются естественными и наиболее важными в любых жизненных ситуациях.
Среда на занятиях по иностранному языку, в которой воспитывается ребенок, должна быть образовательной: известно, что в воспитании нет мелочей. Буквально все - от внешнего вида и поведения взрослых до игрушек и предметов быта - должно служить поставленным педагогическим задачам. Эти условия являются основой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Духовно-нравственное воспитание дошкольников основано на гуманистическом мировоззрении, вобравшем в себя все высшие ценности человечества. Наиболее значимыми идеальными основаниями, к которым должны стремиться дошкольники на занятиях, являются:
гуманизм, основанный на уважении, доброте и благожелательности к
другим;
ответственность как нравственная готовность отвечать за свои
мысли и поступки;
самоуважение (достоинство) как моральное самоутверждение, основанное на
эмоциональной и рефлексивной установке на самоуважение и уважение к другим людям;
чувство гражданственности как чувство принадлежности к свое
й
Родин
е
.
Как развивать духовность и нравственность у дошкольников на занятиях по иностранному языку.
Средства достижения поставленных целей на занятиях по иностранному языку могут быть многочисленны:
слово в его широком смысле,
литература,
детские фильмы,
природа,
искусство различных жанров,
общение с носителями
иностранного
языка,
собственная деятельность на уроках, вне занятий в будни и в праздничные дни.
Выбор средств воспитания диктуется не только возрастом воспитанника, но и уровнем сформированности в нем тех или иных нравственных качеств. Изучение языка и культуры, нравственных ценностей одновременно обеспечивает как эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, так и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых. Для плодотворной и эффективной работы учащихся на уроках учитель должен использовать, как и традиционные так и нетрадиционные формы проведения занятий.
К таким нетрадиционным формам проведения занятий следует отнести:
- урок – экскурсия;
- видеоурок;
- урок – спектакль;
- урок –праздник;
- урок – интервью;
- интегрированный урок и др.
Нетрадиционные формы урока иностранного языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Помимо этого, мы можем сказать, что нетрадиционные формы уроков дают большую возможность для реализации воспитательных задач и способствуют формировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации и воспитать нравственные ценности
Также педагог должен находить возможности и формы взаимодействия с другими культурно-педагогическими учреждениями, которые также занимаются воспитанием детей, в том числе если это возможно и сотрудничество с культурно-педагогическими учреждениями других стран. Т.к. педагогическое партнерство обогащает новыми идеями, формами, методами работы с детьми и их родителями.
Методы и приемы воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку.
Темы духовно-нравственного воспитания дошкольников разнообразны. Их выбор и подбор совокупности методов и техник для реализации поставленных перед ними задач зависит от уровня сформированности этических представлений и поведения детей.
Этическая история, объяснение, предложение, увещевание, беседа по этическим вопросам, пример - формируют личностное самосознание.
Упражнение, задание, тренировка- организуют духовную и нравственную деятельность детей.
Поощрение, похвала - стимулируют одобряемое поведение дошкольников.
Программа нравственно-духовного воспитания дошкольников на занятиях по иностранному языку включает в себя:
Четко сформулированную образовательную цель. При этом должны учитываться возрастные особенности развития детей и результаты анализа уровня их нравственного и духовного развития.
Задачи, решение которых в совокупности приведет к достижению поставленной цели.
Перечень конкретных образовательных мероприятий с указанием их целей и задач, основных методов и средств, сроков проведения, места проведения, участников (тематические занятия, беседы, организация различных мероприятий, чтение детской литературы, экскурсии и т.д.
)
Педагоги по иностранному языку находятся в постоянном поиске методик и приемов, которые обеспечивали бы проникновение морали, нравственных ценностей в учебный процесс и способствовали бы их практическому усвоению и улучшению нравственного облика учащихся. Основанный на личностном и гуманном подходе процесс изучения иностранного языка можно рассматривать как мощное средство личностного развития.
Таким образом, мы можем сказать, что сейчас общество нуждается в реализации духовно-нравственного воспитания дошкольников. Однако нельзя не отметить, что процесс формирования духовно-нравственных качеств обучающихся является крайне сложным и многоплановым явлением и зависит от множества факторов. Одним из наиболее важных из них является личность самого педагога, а также весь методический арсенал применяемых им методов и приемов духовно-нравственного воспитания личности. Педагог в тесном контакте с родителями призван обеспечить понимание обучающимися ценности определенных понятий, норм, правил жизни для становления духовно-нравственной, полноценной и гармоничной личности.