Методическая разработка «Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Каждое занятие строится по единой схеме:

Ритуал приветствия и включение в ход работы, снятие напряжения обозначение темы занятия.

Непосредственно игры, упражнения и специально организованные этюды по театрализации, которые направлены на развитие эмоций удивления, печали, гнева, страха, радости у старших дошкольников.

Рефлексия прошедшего занятия для осознания и обобщения детьми полученного опыта.

Используемые принципы при подборе материала:

Первый принцип заключается в акцентировании проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственного урока, который дает сказка, доступного для детей старшего дошкольного возраста.

Второй принцип заключается в четкой возрастной границе выбранных сказок, они должны быть интересны и увлекательны для детей.

Для проведения постановок были выбраны следующие сказки: “Теремок” С. Я. Маршака и «Репка» А. Н. Афанасьева.

Таким образом, были составлены 10 занятий по театрализованной деятельности (см. приложение 1), проводилось по 1 занятию в день.

План занятий:

Подготовительное занятие: Игры на знакомство и установление контакта.

Цель: познакомиться с детьми, наладить контакт, установить доброжелательную атмосферу.

Виды работы:

Игры: “Клубочек”, “Ласковое имя”, “Мое имя”, “Я люблю”, “Реклама”, “Рука к руке”.

Вопросы

: Как

ваше настроение сегодня? Вы знаете, что такое театр? А какие сказки вы знаете, может вы видели кукую-

нибудь

театральную постановку? Какие герои сказок вам нравятся?

Методики: «

Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» разработка Л.Ф.

Фатиховой

и А.А. Харисовой, методика «Эмоциональная сфера ребенка» В.М. Минаева.

Рефлексия.

Занятие №1: Приветствие и игра, направленная на подготовку к занятию, а также беседа на тему «Что такое театр?» на основе методического пособия А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет».

Цель: закрепить представления детей о театре. Познакомить с видами театров: художественный, драматический, кукольный и др. Формировать устойчивый интерес к разным театральным жанрам.

Виды работы:

Ритуал приветствия «Здравствуй дружный круг», игра «Испуганный ежик».

Показ иллюстраций театра.

Рефлексия.

Занятие №2: обучение техники речи на основе методического пособия В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников».

Цель: учить пользоваться интонациями при произнесении фраз - грустно, радостно, сердито, удивлённо и т.д. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.

Виды работы:

Показ, объяснение, рассуждение, помощь.

Упражнения: «Считай до пяти», «Резиновые игрушки», «Веселый язычок», «Веселый пятачок», «Птичий двор», «Эхо».

Рефлексия.

Занятие №3: Актерское мастерство на основе методического пособия М. Д. Маханаевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду».

Цель: овладение умением концентрировать внимание на одном или нескольких объектах; не выпускать ситуацию из-под контроля; воспринимать информацию всеми органами чувств.

Виды работы:

Показ, объяснение, рассуждение, помощь.

Упражнения: «Самолет», «На пальцах», «Телеграмма», «Фотография».

Рефлексия.

Занятие №4: Психогимнастика на основе методического пособия А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет».

Цель: формирование выразительного изображения отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства (радость, удивление, интерес, гнев и др.).

Виды работы:

Показ, объяснение, рассуждение, помощь.

Упражнения: «Вкусные конфеты», «Очень худой ребенок», «Гадкий утенок», «Король Боровик не в духе», «Ваське стыдно», «Медвежата в берлоге».

Рефлексия.

Занятие №5: Творческая мастерская по изготовлению масок для детей из одноразовых тарелок по сказке «Репка».

Цель: научить детей передавать в поделке характерные особенности внешнего вида героев сказки, развивать умение пользоваться ножницами, воображение, чувство цвета, формы, поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность, в поиске средств художественно - образной выразительности.

Виды работы: показ, объяснение, рассуждение, помощь, распределение ролей.

Занятие №6: Игра-театрализация русской народной сказки «Репка» А. Н. Афанасьева.

Цель: развивать ответственное отношение к выразительному исполнению ролей сказки; мимику, жесты.

Виды работы: объяснение и помощь в постановке сказки.

Занятие №7: Изучение русской народной сказки «Теремок» С. Я. Маршака.

Цель: познакомить детей со сценарием сказки, описать характерные черты героев сказки, их эмоциональное состояние в различных ситуациях, воспитывать умение прислушиваться к мнению других. Развивать выдержку и терпение.

Виды работы: чтение сказки, обсуждение сценария.

Занятие №8: Игра –театрализация русской народной сказки «Теремок» С. Я. Маршака.

Цель: воспитывать умение согласованно и дружно распределять роли, развивать выразительность речи, силу голоса.

Виды работы: объяснение и помощь в постановке сказки.

Занятие №9: Работа над альбомом «Всё о театре».

Цель: воспитывать умение согласованно и дружно распределять роли, развивать выразительность речи, силу голоса.

Виды работы: объяснение и помощь в постановке сказки.

Занятие №10: Подведение итогов, итоговая диагностика (методики).

Цель: оценка эффективности проведённых занятий.

Виды работы: методики «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» разработка Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой, методика «Эмоциональная сфера ребенка» В.М. Минаева.

Подготовительное занятие

«Здравствуйте, меня зовут Екатерина Александровна, давайте познакомимся с вами поближе».

Игры на знакомство и установление контакта

«Клубочек»

Цель: знакомство, установление доверительного контакта с детьми, сплочение группы. Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой вопрос участнику игры (Например: «Как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься» и т. д.). Ребенок ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.

«Ласковое имя»

Цель: формирование положительной самооценки и самопринятия, знакомство.

Один из детей - водящий - встает в центр круга. Дети, передавая друг другу мяч, называют ласковую форму имени водящего. Он последним получает мяч и называет ту ласковую форму своего имени, которая ему понравилась. Упражнение продолжается до тех пор, пока в центре круга не побывает каждый ребенок.

«Моё имя»

Цель: работать над развитием внимания, умением воспринимать информацию на слух и имитировать движения животных.

Ход игры: Взрослый предлагает детям немного подвигаться, например, попрыгать, как зайчик (походить, как медведь, как лиса и т.д.). Задаёт вопрос: «Кто у нас Маша?» Ребёнок, услышав своё имя, должен встать и выполнить движение.

«Я люблю»

Цель: узнать новую информацию о ребёнке.

Ход игры: взрослый называет блюдо или продукт и, если ребёнок это любит, то он хлопает в ладоши (топает ногами, прыгает и т.д.) и кричит: «Я люблю!». Взрослый, наряду с детьми, при упоминании предпочитаемого блюда, начинает хлопать в ладоши. Так дети узнают, что любит взрослый.

«Реклама»

Цель: работать над развитием речи, умением грамотно строить предложения.

Ход игры: дети делятся на пары и в течение двух минут задают друг другу различные вопросы: «Какой твой любимый цвет?», «Сколько тебе лет?» и т. д. Затем они должны разрекламировать своего товарища перед всей группой детей, рассказав о нём. Если кому-то из детей не хватает пары, то он опрашивает воспитателя, а воспитатель – его.

«Рука к руке»

Цель: создание положительного эмоционального фона. Ход игры: водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!» и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнёром руками. Тот, кто не успел найти себе пару, становится водящим. Варианты команд: «Спина к спине», «Нос к носу», «Плечо к плечу», «Пятка к пятке» и т. д.

Занятие №1 (разработано на основе методического пособия А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет»)

Ход занятия

Ритуал приветствия «Здравствуй дружный круг»

Здравствуй правая рука-протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука- протягиваем вперёд,

Здравствуй друг-

берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй друг-

берёмся другой рукой,

Здравствуй, здравствуй дружный круг-

качаем руками.

Мы стоим рука в руке, вместе мы большая лента,

Можем маленькими быть-приседаем,

Можем мы большими быть-встаём,

Но один никто не будет

Игра, направленная на подготовку к занятию: «Испуганный ёжик»

Цель: Развитие эмпатии (сочувствие и понимание), доверия к миру, коммуникативных умений.

Содержание

Один из участников изображает испуганного ежа, свернувшегося в клубок. Задача другого — попытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ёжиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.

«Кто из вас видел настоящего ежа? Вы знаете, что делает ёжик, когда его пугает неожиданно появившаяся лиса или собака? Один из вас сейчас будет ёжиком, которого сильно испугали собаки. Другие по очереди будут подходить и успокаивать ёжика. Кто из вас хотел бы быть ёжиком? Ёжик, свернись калачиком. Представь себе, что ты ещё очень маленький ежик и тебя напугал громкий лай собаки. А когда собака еще и ткнулась в тебя носом, чтобы обнюхать, тебе стало совсем страшно. Поэтому ты свернулся в крепкий клубочек, чтобы защититься. К тебе на помощь придет ребенок, но ты недоверчив, потому что ты еще не знаешь, кто такие дети и что ожидать от этого ребенка. Кто хочет успокоить ежа? Подойди к ёжику, тихонько поговори с ним. Скажи ему, что окажись ты на его месте — тоже испугался бы… Можешь его погладить. Если ты будешь осторожен, ёжик тебя не уколет. Попытайся и руками показать ёжику, что ты к нему очень хорошо относишься. Поговори с ним еще — и ты увидишь, что он расслабился и раскрылся». Затем ёжиком становятся другие участники группы.

Обсуждение. Что чувствовали, когда были ежиками, а когда были детьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ёжика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ёжику? Что помогает установить контакт в реальных ситуациях?

Беседа на тему «Что такое театр?»

Цель: Формировать интерес к театру, к театрализованной деятельности.

Задачи: Расширять знания детей о театре, как о разновидности искусства. Закрепить знания о видах театров. Продолжать знакомить с театральной терминологией (актер, режиссер, осветитель, костюмер, гример). Активизировать речь детей через развитие диалогической беседы, введение в активный словарь новых слов-понятий (фойе, софиты). Закреплять знания у детей о профессиях людей, служащих в театре. Воспитывать культуру общения между детьми.

Оборудование: ноутбук, экран, картинки театра.

Ход беседы:

Ведущий: «Дети, сегодня мы с вами поговорим о театре. Что же такое театр?» (ответы детей)

Ведущий: «Ребята, а вы были в настоящем театре?» (ответы детей)

Ведущий: «Как вы думаете, зачем люди ходят в театр? (ответы детей). Взрослые и дети ходят в театр, чтобы посмотреть спектакль, сказку, послушать музыку, узнать новое, отдохнуть».

Ведущий: «Каждое посещение в театр – это праздник! Слово ТЕАТР пришло к нам из греческого языка и означает «место для зрелищ, зрелище». Но театр – это не только вид искусства, но и здание, куда мы приходим на спектакли. Хотите узнать больше о театре?»

Ведущий: «Давайте отправимся в театр. А я буду вашим экскурсоводом. Приглашаю вас на экскурсию!»

Презентация «Знакомство с театром»

Ведущий: «Театры бывают разные по жанру: театры, в которых артисты не разговаривают, а поют, и их пение, сценическое действие и поступки согласовываются с музыкой, написанной специально для данной пьесы - это опера.

ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

В опере не говорят, а поют. То, что исполняет оперный певец, называется ария.

Театры, в которых артисты не разговаривают, а танцуют, и все чувства выражаются танцевальными движениями — это балет.

Артисты балета рассказывают зрителям обо всех событиях и отношениях героев друг с другом с помощью танца. Много замечательных опер и балетов поставлено по сказкам:

«Алиса в Стране Чудес», «Щелкунчик», «Сказка о царе Султане»

ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР

В драматическом театре актеры разговаривают. О героях и событиях драматург рассказывает в пьесе через диалоги.

ТЕАТР ЗВЕРЕЙ

Самый старый театр существует в Москве - это театр В. Л. Дурова. «Уголок дедушки Дурова», где выступают животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.

КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР

Есть кукольные театры, где зрители смотрят не на живых артистов, а на управляемых артистами кукол: куклы-перчатки, куклы-марионетки, театр теней.

ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ

Давайте рассмотрим зрительный зал. Самое главное место в зрительном зале – это сцена, на которой играется спектакль. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Если вы сидите далеко от сцены, вам понадобится театральный бинокль, который можно принести с собой или приобрести в гардеробе.

ПАРТЕР, БЕНУАР, БЕЛЬЭТАЖ, 1 ЯРУС, 2 ЯРУС, БАЛКОН

ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. Музыкальные оперы и балет, в опере артисты поют, их называют солистами, а помогают им хореографы и оркестр. Оркестром руководит дирижер, чтобы музыканты играли в одном ритме и темпе, а в балете артисты танцуют. В постановке танца им помогает хореограф. Музыканты сидят в оркестровой яме. Оркестровая яма - специальное помещение для оркестра в театре, находящееся перед сценой.

ЗАНАВЕС. Что же такое театральный занавес? Это полотно, закрывающее сцену от зрительного зала. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется, так как они бывают раздвижные или поднимающиеся.

ДЕКОРАЦИИ. Декорации для спектакля изготавливаются в цехе по эскизам художников-декораторов. Декорации для спектакля изготавливаются в живописно-декорационном цехе по эскизам художников.

БУТАФОРИЯ. Бутафория – поддельные, специально изготовляемые предметы скульптуры, мебели, посуды, употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей. Работник театра, изготовляющий предметы бутафории, называется бутафором. Бутафорскими могут быть посуда, угощение, оружие, мебель.

СОФИТЫ. С помощью софитов осветители могут изобразить на сцене рассвет или закат, вспышки молнии, звездное небо и многое другое.

ЗВУКООПЕРАТОР во время спектакля может включить фонограмму: шум дождя или рокот волн, гул толпы или свист ветра – смотря, что в это время происходит на сцене.

ГРИМЕР. Перед спектаклем гример накладывает актерам грим. Опытный мастер может изменить лицо актера до неузнаваемости. Актерам для спектакля могут понадобиться cамые разные костюмы - и старинные, и современные, и даже cказочные.

Весь костюм должен сначала придумать, а потом нарисовать художник. Затем портные воплотят его идеи в жизнь. Мастера могут так расписать кусок мешковины, что из зала он будет казаться богатой парчой, бархатом или шелком.

-А самый главный человек, который всем спектаклем заправляет, это режиссёр. Он выбирает, какую пьесу ставить, распределяет роли, организует и проводит репетиции и всё, что происходит на сцене.

РЕЖИССЁР. Режиссёр также выбирает, какую пьесу ставить, работает с художником-постановщиком, организует все, что происходит на сцене.

Наконец, спектакль готов, и театр приглашает зрителей. Новый спектакль называется премьерой. Итак, мы с вами – зрители. Спектакль скоро начнется и нам пора отправляться в зрительный зал. Но что это? (Колокольчик) Кто из вас самый внимательный и услышал необычный звук? Это театральный звонок. Всего в театре перед началом спектакля подают три звонка. Третий звонок свидетельствует о том, что спектакль начинается. После третьего звонка в зале гаснет свет. Заходить в зрительный зал после третьего звонка неприлично. Аплодисменты!».

Рефлексия.

Ведущий: «Вот наша экскурсия и подошла к концу, вам понравилось путешествовать? Что вам больше всего понравилось? Давайте вспомним, где мы побывали? Что видели? Молодцы! Вы были внимательны, пора возвращаться в детский сад».

Ведущий: «Ребята, вот мы и познакомились с волшебным театром! Давайте нарисуем с вами сцену для нашего театра. Как вы ее представляете?»

Дети рисуют сцену для театра. Рассматривают, какие прекрасные сцены получились.

Занятие №2 (разработано на основе методического пособия В. М. Минаевой «Развитие эмоций дошкольников»)

Ход занятия

Ритуал приветствия «Здравствуй дружный круг» и обсуждение прошлого занятия.

Ведущий: «Здравствуйте ребята, мы начинаем 2 занятие. Что больше всего вам запомнилось из прошлого занятия? О чем мы с вами говорили? (ответы детей). Отлично, а сегодня мы будем тренировать свою технику речи. Как вы думаете, что такое техника речи и для чего она нам нужна? (ответы детей). Мы будем совершенствовать ваш речевой слух, закреплять навыки правильной и четкой речи, а еще развивать дыхание.

Упражнения на развитие речевого дыхания.

«Считай до пяти»

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.

В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

«Резиновые игрушки»

 Ведущий – «насос». Дети (сидят) – «не надутые мягкие игрушки». Игрушки внимательно слушают голос «насоса».  «Насос» говорит громко, тяжело Ш, Ш, Ш …

«Игрушки» тихонько отвечают: ш, ш, ш … И немного надуваются, постепенно поднимаясь и поднимая кверху руки. Ведущий произносит: с – с – с (резко), как будто открывает пробку из игрушек. Дети продолжительно произносят «с», постепенно приседая и «сворачиваясь».

Упражнения на развитие артикуляции:

«Веселый язычок»

а) Этот маленький дружок –

Твой веселый язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай 

Перед зеркалом, шутя! 

Наша сказка – вам подсказка, 

Ведь зарядку каждый день 

Должен делать непослушный язычок

Забыв про лень. 

б) Вот проснулся язычок, выглянул в окошко. 

Видит: спинку выгнула 

Розовая кошка. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счет 5-7.) 

В) Расстелил половичок 

На крылечке язычок.

Взял он клещи, 

Взял топор 

И пошел чинить забор. 

(Улыбнуться, приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10.).

«Веселый пятачок» (для губ)

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

Упражнения на опору дыхания:

«Птичий двор»

Дети воображают, что попали на большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети коллективно или по одному зовут уток (уть-уть-уть-уть), петушка (петь-петь-петь-петь), цыплят (цып-цып-цып), гусей (тега-тега-тега-тега), голубей (гуль-гуль-гуль), вдруг появилась кошка (кис-кис-кис-кис), она попыталась поймать цыпленка (брысь! брысь!). Курица зовет разбежавшихся цыплят:

«Эхо» (по Н. Пикулевой)

Ведущий                                 Дети

Собирайся, детвора!                        Ра! Ра!

Начинается игра!                         Ра! Ра!

Да ладошек не жалей!                   Лей! Лей!

Бей в ладошки веселей!                   Лей! Лей!

Сколько времени сейчас?                Час! Час!

Сколько будет через час?                 Час! Час!

И неправда: будет два!         Два! Два!

Дремлет ваша голова!         Ва! Ва!

Как поет в селе петух?         Ух! Ух!

Да не филин, а петух?         Ух! Ух!

Вы уверены, что так?         Так! Так!

А на самом деле, как?         Как! Как!

Если кто-то закукарекал, отдает фант, и игра начинается сначала.

Рефлексия.

Ведущий: Вот наше занятие подошло к концу, чему вы сегодня научились? Как вы думаете, хороши ли иметь четкую и выразительную речь? Где бы она вам точно пригодилась? Конечно же в театральных постановках, которые мы с вами будем попозже учить.

Занятие №3 (разработано на основе методического пособия М.Д. Маханаевой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»)

Ход занятия

Ритуал приветствия «Здравствуй дружный круг»

Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся в 

путешествие на необитаемый остров

. Для этого нам понадобиться дружная команда и хорошее настроение! Вы готовы? Тогда отправляемся, а я буду вашим капитаном. И первое, что нам нужно это отправиться на самолете на наш прекрасный 

остров

.

Упражнение «Самолет»

Первый участник выходит на площадку и начинает свое действие, изображая самолет. Второй после секундного раздумья выходит на площадку и подстраивается к движению первого. Желательно, чтобы между действиями возникла какая-то взаимосвязь: причинно-следственная или эмоционально-действенная оценка происшедшего. Третий участник, оценив за короткую паузу, что происходит уже с действующими частями механизма, добавляет к существующему новое движение. Так же, как первые два участника, он продолжает возвращаться к избранному действию вновь и вновь, как заводная кукла. Так от участника к участнику работа «самолета» становится все более и более многоуровневой. Возникают логические связи, и вся цепочка продолжает работать до тех пор, пока последний участник не подключится к упражнению. При этом участники могут произносить какие-то звуки.

Если «самолет» работал ритмично, слаженно, бесперебойно, если была достигнута логическая согласованность действия каждого из партнеров с работой всего механизма, то мы можем увидеть целую «развернутую сцену» и др.

Упражнение «На пальцах»

Ведущий: «Ну, вот мы и приземлились. Пора искать безопасное место для привала, для этого мы должны очень аккуратно пробраться через джунгли, но, чтобы не привлечь на себя внимание хищных животных, передвигаться мы должны максимально тихо.

Я повернусь к вам спиной, показываю какое-то количество пальцев. Затем веду отсчет (до трех или до пяти, после чего резко поворачиваюсь к вам. На момент поворота количество стоящих должно быть равно числу пальцев. Условием упражнения является полная бесшумность исполнения».

Упражнение «Телеграмма»

Ведущий: «Молодцы, добрались без происшествий. А теперь привал. И пока отдыхаем, надо напечатать телеграмму домой о том, что мы добрались и все у нас хорошо и поделимся впечатлениями от острова. Для этого, каждому по очереди надо произнести предложение, в котором используется слово:

- море

-пальма

-солнце

-звери

-банан

- ноги и т. д.

У нас должен получиться один интересный общий рассказ».

Общий этюд «Фотография»

Ведущий: «Очень здорово, ну что нам осталось только сделать фото на память о нашем путешествии. Сейчас я выберу фотографа, который построит всех на одну общую фотографию, это могут быть не только люди, могут быть животные растения и пр. В конце у нас должна получиться одна общая картинка под названием «Необитаемый остров». А по моему хлопку фотография оживет».

Рефлексия.

Ведущий: «Здорово, ребята вы большие молодцы. Сегодня вы попробовали себя в роли актёров, думаю, у вас всё получилось. Какие игры вам понравились больше всего? «Театр – это улей. Одни пчёлы строят соты, другие собирают цвет, третьи воспитывают молодое поколение», – говорил К. С. Станиславский, – а у всех вместе получается чудесный ароматный продукт их работы – мед… Но для этого нужно постоянно, изо дня в день, много, упорно, а главное дружно работать…» Всего вам доброго!»

Занятие №4 (разработано на основе методического пособия А. В. Щеткина «Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5–6 лет»)

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”.

 

Упражнения по 

психогимнастике

.

 

Ведущий: «Здравствуйте дети, сегодня у вас будет занятие по психогимнастикеПсихогимнастика — это такие специальные упражнения, которые направленны на развитие ваших эмоций. А какие вы знаете эмоции?»

Этюд на выражение удовольствия и радости “Вкусные конфеты” 

Ведущий: «У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам должно быть видно, что угощение вкусное». Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфетки». Мимика: Жевательные движения, улыбка.

Этюд на выражение страдания и печали “Очень худой ребенок”  

Ведущий: «Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног.  

Это кто там печально идет?  

И печальную песню поет?  

Муравей пробежал, 

 Повалил его с ног, 

 И вот он лежит одинок,  

Муравей повалил его с ног. 

 Митя из дому шел,  

До калитки дошел, 

 Но дальше идти он не смог!  

Он каши, он каши, он каши не ел, 

 Худел, худел, болел, слабел!  

И вот он лежит одинок,  

Муравей повалил его с ног!» (Э. Мошковская 

Дети по очереди показывают, какое худое лицо у Мити. Затем дети распределяют между собой роли бабушки, муравья и Мити. Бабушка кормит Митю с ложечки. Митя с отвращением отодвигает от себя ложку. Бабушка одевает Митю и отправляет его гулять. Звучит песня 3. Левиной «Митя». Мальчик, пошатываясь, идет по направлению к калитке (специально поставленный стул). Навстречу ему выбегает муравей и трогает его своим усиком (пальцем) — Митя падает.

Этюд на выражение отвращения и презрения “Гадкий утенок” 

 Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Г. X. Андерсена «Гадкий утенок», затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе, в котором птицы и человек демонстрируют свое презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не был похож на других утят. Они считали его безобразным и гадким. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою». Утенок не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора. Выразительные движения. 1. Отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены или, наоборот, верхняя губа подтягивается вверх. 2. Униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.

Этюд на выражение гнева “Король Боровик не в духе”  

Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.  

Шел король Боровик  

Через лес напрямик. 

 Он грозил кулаком 

 И стучал каблуком. 

 Был король Боровик не в духе;  

Короля покусали мухи. (В. Приходько).

Этюд на выражение вины и стыда “Ваське стыдно” 

Ведущий: «Жила-была девочка Галя. У нее была кукла Таня. Галя играла с куклой, кормила ее, спать укладывала. Один раз положила свою куклу спать на кроватку. Забрался туда кот Васька и уронил куклу на пол. Пришла Галя домой, увидела, что ее кукла лежит на полу, подняла куклу и стала ругать Ваську: «Зачем ты, Васька, мою куклу уронил?» А Васька стоит, голову опустил: стыдно ему. Прослушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было коту Ваське».

Упражнение на саморасслабление «Медвежата в берлоге»

Ведущий: «Осень. Рано темнеет. Медвежата сидят на лесной полянке и смотрят вслед уходящей в лесную чащу маме-медведице. Она пошла стелить им кроватки в берлоге. Медвежатам хочется спать. Они по одному идут домой, точно придерживаясь следа медведицы. Медвежата забираются в свои кроватки и ждут, когда мама-медведица поиграет с ними перед сном. Медведица пересчитывает медвежат. Все на месте, можно начинать игру».

Рефлексия.

 

Ведущий: “Вот наше интересное занятие закончилось, какие эмоции мы сегодня с вами выражали в разных играх? Какие игры вам больше понравились? А теперь мы встанем в круг и по очереди покажем эмоцию, которую вы чаще всего испытываете”. 

Занятие №5

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”

Подготовка к занятию

Ведущий: «Здравствуйте ребята, я пришла к вам из русской сказки, а как она называется, вы узнаете, отгадав загадку:

Круглая, да не мяч,

Желтая, да не масло,

Сладкая, да не сахар,

С хвостиком, да не мышь. (Репка).

Правильно, и сказка называется "Репка"

А какие еще вы знаете русские народные сказки (ответы детей)?»

Знакомство со сказкой

Прослушивание аудиозаписи (в обработке В. Фуктинова) сказки "Репка", Показ мультфильма "Репка" (художника В. Лосина). Обсуждение сказки, подражание интонации, жестов, мимики героев.

Мастер-класс по изготовлению масок для детей из одноразовых тарелок по сказке «Репка»

Ведущий: «Вы хотите встретиться со сказкой? Тогда приготовились, отправляемся! Смотрите, следочки, пойдем по ним».

Дети встают друг за другом и идут по следочкам

Ведущий: «По следочкам дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешочек непростой,

Он волшебный – вот какой! (показывает)

-Ребята, интересно, что там в мешочке? Давайте посмотрим!

(достает маски, раскладывает)

-Что это, ребята? (маски)

-Хотите научиться делать такие маски своими руками? подойдите к столу, посмотрите, что у вас лежит на столе? (одноразовая тарелка)

- Да, ребята, это одноразовая тарелка, но оказывается из нее можно не только кушать, а еще и сделать маску. Для этого мы должны сначала ее покрасить гуашью. Выбирайте себе героя сказки (какую маску будете делать) и определяемся с цветом, гуашью какого цвета будете красить краску.

- Берем тарелку, вырезаем по контуру, получается форма мордочки. Затем оформляем мордочку: вырезаем канцелярским ножом глаза (с помощью взрослого, приклеиваем носики, ушки, рисуем рот, обводим глаза фломастером. Теперь приклеиваем держатель. Вот и маска наша готова!»

Рефлексия

Ведущий: «Вам понравилась сказка? Какие чувства вы испытывали при просмотре сказки? Что вы чувствовали, когда мастерили свои маски? У нас с вами теперь есть все герои сказки и на следующем занятии мы будем уже разыгрывать целый спектакль».

Занятие № 6

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”

Игра-театрализация русской народной сказки «Репка»

Ведущий: «Давайте вспомним, с какой сказкой мы познакомились на прошлом занятии. Верно, сегодня мы с вами отправимся в сказку и называется она «Репка». Для начала, давайте достанем свои маски и вспомним у кого какая роль.

Действующие лица: рассказчик, дедка, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка, репка.

Рассказчица: Дедка репку посадил(Репка садится на корточки)

Лето все ее растил (дед поливает)

Репка быстро подрастала.

К осени большущей стала. (Репка встает, поднимает руки вверх)

Стал дедок ее тянуть

ДедРепка, ну послушной будь,

Вылезай-ка из земли

Меня, старого, не зли (тянет)

Репка: Огород- мой дом родной!

Я отсюда ни ногой!

Рассказчица: Притомился, было, Дедка.

Только все на месте Репка.

Держит Дедка за ботву,

Дед: Эх, дай-ка, Бабку позову!

С Бабкою вдвоем сейчас

Вытянем мы Репку враз!

(Выход Бабки под музыку).

Рассказчица: Бабка тут же появилась,

За дедулю ухватилась.

Дед: Ну, родимая, тяни!

Бабка: Ууух, не вытянем одни!

Репка: Огород- мой дом родной!

Я отсюда ни ногой!

Рассказчица: Стали внучку они звать.

Не пришлось им долго ждать.

Бабка: Мы сейчас ее втроем,

Прямо, с корнем оторвем!

(Выход Внучки под муз.)

Рассказчица: Внучка на подъем легка,

Уж держит бабку за бока.

Внучка: Старушка, держись,

3,4-все взялись?

Рассказчица: Пот с лица у всех уж льется,

Только Репка не дается.

Да над ними все смеется!

Репка: Огород- мой дом родной!

Я отсюда ни ногой!

(Выход Жучки под муз.)

Рассказчица: Тут собачка Жучка шла,

Ее Внучка позвала.

Внучка: Репка наша- ишь красавица!

Мы не можем с нею справиться.

Ей пора уж в погребок,

С нами стань в один рядок.

Рассказчица: Вчетвером тянули снова,

Только толку –никакого.

(Выход Кошки под муз.)

Рассказчица: Жучка Кошку увидала

И сквозь зубы прорычала:

Жучка: Что ты вертишь здесь хвостом?

Стань, потянем впятером.

Рассказчица:

Кошка смотрит. (оглядывает Репку со всех сторон)

Кошка: Что рычать, Репку надо раскачать!

(Все начинают раскачивать репку)

Рассказчица: Все качали Репку дружно,

Ну, а Репке то и нужно!

Она глазки призакрыла

И наружу не спешила.

Репка: Огород- мой дом родной!

Я отсюда ни ногой!

(Выход Мышки под муз.)

Рассказчица: Пробегала Мышка мимо,

Наша Мурочка взмолила:

Мурка: Уж большая Репка слишком,

Помоги, прошу нам, Мышка.

Рассказчица: Мышь вцепилась в Мурку крепко,

Рааааз… и вытянули Репку!

Все смеются и хохочут.

Ешьте Репку, все, кто хочет!

Внучка: Как же Мышка, вот дела,

С Репкой справиться смогла?

Дед: Дружба и взаимопомощь

Помогла убрать нам овощ!

3. Итог

Ведущий: «Вот и сказочке конец. Как хорошо, что всё хорошо закончилось. Вам понравилось исполнять свою роль? А почему удалось вытянуть репку(Потому что все вместе, дружно тянули). В народе говорят: «Берись дружно – не будет грузно». С самым трудным делом можно справиться, если взяться за него всем вместе. Желаю вам оставаться дружными, всегда приходите друг другу на помощь. Любите сказки, в них много мудрости».

Занятие №7

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”

Знакомство со сказкой

Ведущий: «Дети! Сегодня к нам в гости пришло много гостей. Они хотят посмотреть, как вы умеете играть, чем занимаетесь, какие вы молодцы! (в руках у психолога красивая коробочка, внутри пальчиковые игрушки по сюжету сказки) По дорожке я шла, красивую коробочку нашла. А коробочка – то не простая, она волшебная – вот какая! Как вы думаете, что в коробочке? Может сказка?

Сказка спряталась в загадку.

Ну, попробуй, отгадать.

Если верной будет отгадка

Сказка к нам придет опять!

(психолог начинает загадывать загадки).

1. Маленький шарик под лавкою шарит. (Мышка).

(коробочка открывается, и психолог достает игрушку-мышку, ставит ее на стол).

2. Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка, кто это? (Лягушка).

3. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка).

4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк).

5. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый - краса! Как зовут ее? (Лиса).

6. Зимой спит, - летом ульи ворошит. (Медведь).

Ведущий: - Молодцы, детки! Все загадки отгадали, вот, сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка!

Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Давайте вспомним название зверей, которые поселись в теремочке. Я буду начинать, а вы заканчивать.

(проводится словесная игра)

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Я мышка … (Норушка)

Я лягушка … (Квакушка)

Я зайчик … (Побегайчик)

Я лисичка … (Сестричка)

Я волк … (Зубами щелк)

И медведь.

Ведущий: «А сейчас мы все вместе поиграем» (дети вытягивают картинку животного из сказки и имитируют их движения).

Игра имитация "Покажи образ сказочного героя

Лиса, лисонька, лиса!

Очень хитрые глаза,

Шубка - глазки не отвесть.

«Курочек люблю поесть!»

Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если спросят, что он любит,

Скажет«Меду бы поесть!»

Вышел зайка погулять,

Стал он прыгать и играть.

Вдруг раздался треск и щелк,

Прижал зайка ушки и прыг-скок.

Лягушка, выпучив глаза, сидит,

Не по-русски говорит.

В болоте любит жить одна,

Ловит комаров она.

Серый зубастый волк по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Серенькая, маленькая мышка

Под полом таится, кошки боится.

Ведущий: «Молодцы ребята. А сейчас мы посмотрим эту сказку, смотрите внимательно».

Рефлексия.

Ведущий: «Вам понравилось изображать героев сказки, было трудно или легко? Кто из зверей вам больше всего понравился? В чем главный смысл сказки? Сказка закончилась хорошо или плохо?»

Занятие № 8

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”

Игра –театрализация русской народной сказки «Теремок»

Ведущий: «Здравствуйте, ребята. Давайте вспомним, какую сказку мы изучали на прошлом занятии? Верно, это была сказка «Теремок». А кто помнит героев сказки и о чем в ней говориться? Молодцы! Сегодня мы еще раз послушаем эту сказку и разыграем ее по ролям. Будет весело, давайте начинать (психолог включает аудиокнигу сказки «Теремок», дети запоминают слова).

Герои: ведущий, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок и медведь.

Ведущий: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка бежит, у ворот остановилась, говорит.

Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Ведущий: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.

Ведущий: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка!

- Я, лягушка-квакушка!

- А ты кто?

- А я зайчик-побегайчик.

- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.

Ведущий: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Ведущий: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок-серый бочок.

- Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Ведущий: Стоит в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

Терем-теремок! Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- Я, волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь косолапый.

- Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез —никак не мог влезть и говорит:

- А я лучше у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас раздавишь.

- Нет, не раздавлю.

- Ну так полезай!

- Влез медведь на крышу и только уселся —трах! —развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок —все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить —новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Дружно жили, не тужили,

Печку в домике топили.

Чай пили, песни пели

Танцевать все захотели.

Ведущий: - Давайте и мы потанцуем все вместе.

(включается фонограмма песни "Ах, вы сени, мои сени".)

Ведущий: «Вот как весело мы потанцевали.

Тут и сказке конец, а кто слушал молодец».

Рефлексия

Ведущий: «Вам понравилось показывать сказку? Как чувствовали себя герои, когда их пускали жить в теремок? А что они почувствовали, когда мишка разломал теремок? Они его выгнали или простили? А вы бы как поступили на их месте?»

Занятие № 9

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”

Создание альбома «Все о театре»

Для изготовления данного альбома понадобиться: альбом для рисования 12л., клей-карандаш, фото на тему «Театр» для украшения альбома, фотографии детей с занятий, скотч.

Ведущий: «Здравствуйте, мои юные актеры и актрисы! Наши занятия подходят к концу и сегодня мы будем выполнять интересную работу. Я принесла много фотографий и картинок на тему «Театр» и ваших фотографий с занятий. Мы будем составлять общий альбом о театре, чтобы вы лучше запомнили все занятия и вспоминали их в будущем. Начнем!»

Изготовление: вырезаем фото, наклеиваем в альбом, ламинируем при помощи скотча каждую страничку, украшаем лицевую сторону альбома при помощи фото и дорисовываем необходимое на свое усмотрение! Альбом готов!

Рефлексия.

Ведущий: «Легко ли было вспоминать прошлые занятия? Чему вы научились на наших встречах? Как думаете, легко ли быть актером?»

Занятие № 10

Ход занятия

Ритуал приветствия “Здравствуй дружный круг”

Подведение итогов всех занятий

Ведущий: «Дорогие ребята, вы большие молодцы, я рада была заниматься с вами, но наши занятия закончились. Я надеюсь, вы узнали много нового для себя. Сейчас мы с помощью клубочка поделимся своими эмоциями и впечатлениями от занятий по очереди».

Игра «Волшебный клубочек»

Ведущий: «У меня в руках клубок. Он не простой волшебный. Этот клубок поможет нам сейчас поделиться своими эмоциями. Мы будем передавать его по кругу. Каждый из вас, у кого окажется в руках клубок, расскажет нам о своих впечатлениях после проведенных занятий: понравились они ему или нет, что нового узнали».
Для примера психолог первым начинает. Затем он, разматывая клубок, берётся за начало нити и передаёт клубок ребёнку, сидящему рядом. Участники передают клубок друг другу, рассказывая о эмоциях и держа в руках разматываемую нить. Когда клубок вновь приходит к психологу, он говорит:
«Вот мы и подвели итог А теперь натяните нить и закройте глаза. Представьте, что вы одно целое, что каждый из вас важен и значим в этом целом».

Итоговая диагностика(методики)

Ведущий: «Вот и позади наши занятия и для того, чтобы отследить ваши результаты получения новых знаний, вам нужно будет еще раз пройти уже знакомые методики. Не переживайте, это не оценка и никто не будет вас осуждать».

Ведущий: «Спасибо вам за работу, вы очень дружные, активные и веселые дети. Мне было очень интересно пообщаться и поиграть с вами. Всем до свидания!»

Список литературы:

Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: книга для воспитателя детского сада / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 1991. – 126 с.

Афанасьева, Т. В. Развитие эмоциональной сферы дошкольников в процессе театрализованной деятельности:

руководство для детских психологов, педагогов и специалистов, работающих с детьми / Т. В. Афанасьева. – Москва: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения, 2016. – 188 с.

Данилина, Т. А. В мире детских эмоции: пособие для практических работников ДОУ / ред. В. Я

Зедгенидзе

, Н. М. Степина. – Москва: Айрис-пресс, 2017. – 160 с.

Ежкова, Н. И. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждения / Н. И. Ежкова. – Москва: ВЛАДОС, 2010. – 128 с.

 Минаева, В. М. Развитие эмоций дошкольников: пособие для практических работников дошкольных учреждений / В. М. Минаева. – Москва: АРКТИ, 2003.

48 с.