Развитие функциональной грамотности
во внеурочное время
?
Уважаемые коллеги! 
Начать свое выступление мне хочется с притчи, которая известна с давних пор, но не потеряла актуальности и в наше время. Называется она ?Чайная церемония?. 
?Сегодня изучите обряд чайной церемонии?, – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день. Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке. Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали. 
- ?Белый журавль моет голову? – это значит, прополощи чайник кипятком, – с гордостью сказал первый ученик. 
- ?Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник? – добавил второй. 
- ?Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник? – подхватил третий. 
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем. 
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: ?Говори не о том, что прочел, а о том, что понял?. 
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то. 
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель. 
Притча ?Чайная церемония? - о знаниях и применении их на деле, говоря современным языком, это и есть ?функциональная грамотность школьников?. 
Тема моего выступления: пути формирования функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности. ФГОС 3 поколения ставит перед нами новые задачи, одна из которых формирование функциональной грамотности.
Все мы знаем, что функциональная грамотность?- способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
Функциональная грамотность?– это уровень образованности, который может?быть?достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
?Зачем вообще воспитателю заниматься развитием функциональной грамотности у детей??
Разумеется, это важно для будущего детей, их востребованности на рынке труда и общего успеха в жизни. А, кроме того, на формирование таких знаний нацелена современная российская система образования: среди ее задач – выйти на высокие позиции в мировых рейтингах, проверяющих функциональную грамотность школьников, наподобие PISA или PIRLS. Участие в таких рейтингах – показатель того, что система образования трансформируется, отвечая на вызовы времени.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Для формирования функциональной грамотности в начальной школе важно, чтобы задания, которые получают дети, были близки их опыту и окружению. То есть токари и детали, изготавливаемые на станках, явно проигрывают?дронам?и?Minecraft. Близкая тема вдохновляет ребенка узнавать, потому что знания могут быть сразу применены в реальной жизни – в той же игре.
Но заданий, которые развивают функциональную грамотность ребенка, к сожалению, не так много. Это связано с тем, что их разработка достаточно сложна, в ней нужно учесть много факторов. Задания должны быть не только привязаны к реальности, но и соответствовать возрасту детей и их когнитивным особенностям. Они должны быть системными, содержать много фактов – в том числе и тех, которые, возможно, не понадобятся ребенку для ее решения, но будут интересны в принципе.
В эпоху цифровых технологий функциональная грамотность развивается параллельно с компьютерной грамотностью, следовательно, для успешного развития функциональной грамотности школьников и достижения ключевых и предметных компетенций необходимо соблюдать следующие условия:
обучение на занятиях должно носить деятельностный характер;
образовательная деятельность должна быть ориентирована на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
необходимо предоставлять возможность для приобретения опыта достижения цели;
использовать продуктивные формы групповой работы;
обеспечивать переход от фронтальных форм обучения классного коллектива к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры.
Следовательно, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, а каждодневная работа воспитателя на занятии, образовательные и воспитательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени.
В современной школе сущностью функциональной грамотности становятся не сами знания, а четыре главные способности обучающегося:
1) добывать новые знания;
2) применять полученные знания на практике;
3) оценивать свое знание-незнание;
4) стремиться к саморазвитию.
Формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности: 
Групповая форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и?метапредметных?результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.
Занятия во внеурочное время помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребенка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, это и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Функциональная грамотность рассматривается как совокупность двух групп компонентов: интегративных и предметных.?Предметные соответствуют предметам учебного плана начальной школы.?К?интегративным?относятся коммуникативная, читательская, информационная, социальная грамотность, формирующиеся на любом предметном содержании.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.
Читательская грамотность?является базовым навыком функциональной грамотности. Сегодня я более подробно остановлюсь именно на читательской грамотности.
В начальной школе чтение понимается как цель, и детей учат читать. В основной школе чтение должно стать функцией, и от обучения чтению мы должны перейти к чтению для обучения. Первая проблема – чтение остается целью и не превращается в средство.
Другая проблема состоит в том, что знания даются в привычном формате, и все коммуникационные навыки дети вынуждены формировать во внеурочное время. Тогда как важно научить их руководить и работать в команде. Необходимо быть модератором и консультантом при выполнении школьниками тех или иных задач.
Чтобы научить ребенка воспринимать и анализировать данные, важно?обращаться к разным источникам информации, и художественные тексты — лишь один из них. Нужно еще научить ребенка понимать графики и диаграммы, видео и картинки, комиксы и фотографии, рассказы педагога и аудиосообщения — словом, любой источник, который можно осмыслить. Для этого и нужна читательская грамотность.
Ребенок, испытывающий проблемы в понимании текстов, неизбежно будет сталкиваться со сложностями в обучении: ведь текст, в устном или письменном виде, лежит в основе любой задачи. Поэтому важно отметить, что читательская грамотность — это?метапредметное?умение, которое важно формировать на всех школьных предметах и во внеурочное время, используя задания по читательской грамотности.
Совет № 1. Начать с простых текстов
Для того?чтобы научить ребенка пониманию информации в тексте, есть множество приемов. Но для начала важно развить механическое чтение, постепенно автоматизировать этот навык. И это совсем не простая задача, учитывая, что ребенку нужно быть достаточно сосредоточенным: следить глазами по строке или не забывать начало предложения, подойдя к его концу.
Поэтому самые первые тексты — это закономерно тексты самые простые, посильные для ребенка. Ведь если ребенку сложно просто прочитать текст, на его обдумывание у него не хватит сил.
Совет № 2. Использовать комментированное чтение
Знакомясь с произведением, можно использовать комментированное чтение. В этом случае при чтении важно думать о том, как ребенок слышит и понимает текст. Не стоит стесняться прерывать ученика и спрашивать о том, как он понял ту или иную фразу, предложение, мысль героя, обсуждать прочитанное. Важно, чтобы ученик делился своими мыслями и знал, что, даже если он не может понять фразу, исходя из контекста, педагог всегда наведет его на правильную мысль. Так развивается?фактическое понимание информации в тексте.
Совет № 3. Учить читать ?между строк??
Кроме того, по ходу чтения можно спрашивать учеников о смысле того, что происходит с героями. Так дети учатся понимать чувства, мысли героев, их мотивы, а также работать с интерпретацией.
Совет № 4. Учить детей прогнозировать сюжетные ходы и поступки героев
Следующим этапом в анализе текста может стать прогнозирование — это один из?способов применить?новые знания. Сделав паузу в чтении или закончив его, можно спросить у ребенка: ?Как ты думаешь, что теперь будет делать герой?? Таким?образом,?легко перевести нетерпение, которое испытывает ребенок, желающий читать дальше и дальше, в обсуждение прочитанного. А при следующем прочтении ?проверить? версии.?Такой подход позволяет проговорить, продумать и ?прожить? большее количество ситуаций?— этому способствует большая часть заданий по читательской грамотности.
Совет № 5. Задавать нестандартные вопросы
Понимает ли ребенок все, что до него пытаются донести? И как это проверить? Единственный вариант — задавать нестандартные, адаптированные под ситуацию вопросы, обсуждать?прочитанное?и просмотренное. Например, прежде чем показать видео, можно акцентировать внимание учеников на том, что им нужно из этого видео извлечь. Предложить, например, на основе фильма предположить, о чем будет занятие, выделить какие-то свойства предметов из фильма или обсудить, какие мотивы есть у героев.
Совет № 6. Давать текст с пропущенными ключевыми словами
Для того?чтобы проверить, насколько вдумчиво дети слушали на прошедшем занятии речь воспитателя, можно дать им текст по теме занятия с пропущенными ключевыми словами — не только существительными, но и глаголами, союзами. Такие задания ?работают? на формирование читательской грамотности ученика и одновременно проверяют текущее положение дел. Они научат ребят концентрировать внимание на?самом?важном.?
Презентация. Технологии работы над читательской грамотностью
БУДЕТ ИНТЕРЕСНО. 
В рамках Марафона по функциональной грамотности в?Яндекс.Учебнике?запускаются новые подборки заданий на развитие функциональной грамотности, рассчитанные на учеников 1–4-х классов. С ними ребята сначала будут учиться ориентироваться в источнике информации, затем извлекать информацию и работать с недостающими данными. Задания по работе с информацией в?Яндекс.Учебнике?–?межпредметные, поэтому их можно будет выдавать и на русском языке, и на математике, и на окружающем мире, и на любом другом предмете.
Особенности задания в?Яндекс.Учебнике:
Косвенные подсказки. При первой ошибке в задании ребенку предлагается подсказка с подтекстом: она советует, на что обратить внимание, и дает ученику возможность еще раз испытать себя.
Задания разделены на блоки. В разных блоках по работе с информацией дети делают задания на ориентацию на странице, в тексте, на извлечение информации, на поиск недостающей информации.
Задания системно развивают определенный навык. Например, на один и тот же тест есть несколько заданий, усложняющихся и расширяющихся от первого к последнему. В конце каждого блока для каждого года обучения есть обобщающие задания, в которых воссоздана некоторая условно реальная ситуация, и в ней ребенку нужно проявить умения из текущего блока и блоков, которые были до этого.