* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .futurismarkdown-paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

Развитие гражданско-патриотического воспитания у обучающихся колледжа

Канова Вера Михайловна

преподаватель КГБ ПОУ ХКОТСО

«В 2025 году будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим предлагаю объявить 2025 год Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм»

В.В. Путин

Появление в современной молодежной среде негативных тенденций (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, проституции) характеризует острую морально-нравственную ситуацию и духовную нестабильность российского общества. Многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы, обычным среди молодежи стало циничное отношение к героическому прошлому Отечества.

В России утратила свою роль система патриотического воспитания, а деятельность, направленная на формирование у молодежи ответственного отношения к Отечеству, подвергается деструктивной критике.

Изменения военно-политической обстановки в мире, сохранение угрозы войны требует не только укрепления экономической мощи России, но и эффективной работы системы военно-патриотического воспитания молодежи.

Система военно-патриотического воспитания включает а) государственные учреждения (в том числе образовательные), общественные организации, средства массовой информации, б) нормативно-правовую и духовно-нравственную базу образовательно-воспитательной и просветительской деятельности, в) комплекс мероприятий по формированию и развитию готовности молодежи к военной службе.

Особое значение в наши дни приобретает военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Учреждениям профессионального образования принадлежит ведущая роль в координации развивающих и воспитательных воздействий по формированию у студентов любви и преданности к Родине, готовности служить Отечеству.

Именно поэтому профессиональные образовательные учреждения решая задачи образования, должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.

Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать, импортировать. В основе идеи должна лежать объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.

Слова «патриот», «патриотизм», «гражданин» греческого происхождения и переводятся как соотечественник, Родина. В российском лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху. Заимствование понятий произошло из французского языка.

Истоки патриотизма имеют биосоциальную природу. Так, патриотизм человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Люди всегда объединяются при угрозе, защититься от которой не под силу в одиночку. Инстинкты стадности, сплоченности при защите территории – одни из немногих, что сохранились у людей от первобытного прошлого. Мы всегда болеем и переживаем за близких, людей своего круга, за свой мир, за свою территорию. Вытеснение этноса, ущемление его естественной жизни вызвали защитную реакцию – патриотизм.

Таким образом, патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к семье, малой родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.

Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами за много национальное Отечество. Российский патриотизм как высшая духовная ценность передается от поколения к поколению. Своеобразная «размытость» этнического самосознания русского народа, терпимость, добродушие, милосердие – это глубокая духовная основа российского феномена толерантности, не встречающаяся ни в одном полиэтническом государстве.

Проявления патриотизма могут быть самыми различными. Проведенные в различных регионах России социологические исследования показали следующее, что россияне связывают патриотизм с любовью к Родине, семье и своим близким, к своему городу, селу, дому, к отечественной культуре, к своему народу, и кто негативно относится к феномену патриотизма.

Одним из нормативных документов по патриотическому воспитанию на современном этапе развития российского общества является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2026 годы».

Согласно программе, основными субъектами гражданского и патриотического воспитания стали: семья, ближайшее социальное окружение молодого человека, школа, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, военно-спортивные клубы, производственные коллективы, средства массовой информации, религиозные организации, государственные органы, осуществляющие патриотическое воспитание.

В Концепции модернизации гражданского воспитания сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у учащихся правового самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной жизненной позиции, гражданской ответственности и гражданской компетентности.

Гражданская компетентность личности есть совокупность готовности и способностей, позволяющих ей эффективно реализовать гражданские права и обязанности в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.

Понятие «гражданское образование» и «патриотическое воспитание» взаимозависимы, их цели и задачи реализуются через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы.

Студентам было предложено закончить следующие предложения:

Каждый из нас верит …

Каждый из нас готов …

Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но …

.

Ответы студентов.

Каждый из нас верит «… в себя, в друзей, в любовь, в благородство, в справедливость, что сдаст все экзамены и закончит техникум, в чудеса и прогресс, в счастливое будущее, в президента, во власть денег в мире, в то, что власть станет хоть немного честнее, что цель будет достигнута, что Россия станет лучше…»

Каждый из нас готов «… окончить профессиональное учебное заведение, помочь другу, к труду к взрослой жизни, стать немного лучше, быть честным, создать семью, поступить в ВУЗ, стремиться к своей цели, мечте, интересной работе, бороться с жизненными трудностями и отстаивать свою точку зрения. Каждый из нас готов к худшему, пожертвовать чем-либо ради другого, создать из России великую державу, к выборам, защищать Родину, свою семью и пойти на войну, если позовут …»

Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но «… и с правдой на устах, идеями, высоким уровнем образования людей, знаниями, умом, средствами дипломатии и сотрудничества …»

Согласно данному исследованию, иерархия ценностей студентов техникума выглядит следующим образом: на 1-м месте – общечеловеческие ценности, на 2-м – гражданские, христианские ценности на последнем месте.

Таким образом, актуальной остается проблема воспитания у молодежи готовности при необходимости защитить Родину.

В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств:

Любовь к Родине;

Готовность выполнить конституционный долг;

Патриотическое мировоззрение;

Установки и ценности;

Социальная толерантность.

Формы работы по воспитанию патриотизма в нашем профессиональном образовательном учреждении довольно традиционны: уроки истории, литературы, обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у студентов.

Немало возможностей дает внеклассная работа: беседы; лекции на патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение музеев, театров; активное участие в жизни страны, в том, чтобы жить и учиться в своей стране, беречь природу, сохранять и чтить традиции своего народа, быть честным, уважать законы своей страны, изучение истории своей семьи и семейных традиций, военно-спортивные игры, сборы, встречи с работниками военкомата.

Считаю, что особенно необходимо отметить актуальные для нашего техникума виды деятельности: уход за зелеными насаждениями, экологические субботники по очистке территории, спортивные соревнования, благотворительность.

Я как классный руководитель участвую со студентами в мероприятиях патриотического воспитания:

Разговоры о

важном

;

К

онкурсы рисунков и плакатов (День Защитника Отечества, День Победы, День Матери, День рождение Хабаровского края, Новый год)

;

М

есячник защитника Отечества;

П

разднование Дня Победы и проведение акции «Бессмертный полк»,

смотр песни и строя,

Международный исторический диктант на тему событий ВОВ «Диктант Победы»

, боевой листок;

К

онкурс чтецов «Строки, опаленные войной» (Поэзия ВОВ), «Память», посвященный

79-ой годовщине со Дня Победы;

Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»

;

Интеллектуальная игра «Главный закон нашей жизни, посвященной Дню Конституции РФ»

;

Экологические фотоконкурсы «Край родной, навек любимый»,

«Любимый Хабаровский край»

;

Сбор макулатуры и активное участие в общественно-экологическом проекте «Хабаровс

кий край – за раздельный сбор»;

Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»

;

Благотворительность

, акции

(

сбор

гуманитарной

помощи

участникам

СВО

,

письмо солдату,

плетение маскировочных сетей,

помощи детям с онкологическими заболеваниями

)

;

Конкурс «

Международный день объятий

»

;

Конференция «Города трудовой доблести»

;

Участвуем со студентами и во Всероссийских, Международных, Общероссийских акциях, конкурсах, онлайн-олимпиадах:

«Разговоры о

важном

»

«Под Звуки метронома (для студентов)»,

«Имена героев Сталинградской битвы (для студентов)»,

«День космонавтики (для студентов)»,

«Великие битвы ВОВ (для студентов)»,

«Государственные символы РФ (для студентов)»,

«30 лет Конституции – проверь себя»,

«Большой этнографический диктант»,

«Всероссийский

антикоррупционный

диктант»

,

«Всероссийский тест на знание Конституции»,

«Всероссийский экономический диктант»,

«Тест по истории ВОВ»

«Знание – Ответственность

Здоровье»

Все эти формы работы в нашем профессиональном образовательном учреждении применяются десятилетиями, они проверены временем.

Включение студентов в разнообразные виды практической деятельности формирует у студентов опыт патриотического поведения.