Развитие гражданско-патриотического воспитания у обучающихся колледжа
Канова Вера Михайловна
преподаватель КГБ ПОУ ХКОТСО
«В 2025 году будет отмечаться 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. В связи с этим предлагаю объявить 2025 год Годом защитника Отечества в честь наших героев и участников специальной военной операции сегодня и в память о подвигах всех наших предков, сражавшихся в разные исторические периоды за Родину. Во славу наших отцов, дедов, прадедов, сокрушивших нацизм»
В.В. Путин
Появление в современной молодежной среде негативных тенденций (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, проституции) характеризует острую морально-нравственную ситуацию и духовную нестабильность российского общества. Многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к старшему поколению и государству. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы, обычным среди молодежи стало циничное отношение к героическому прошлому Отечества.
В России утратила свою роль система патриотического воспитания, а деятельность, направленная на формирование у молодежи ответственного отношения к Отечеству, подвергается деструктивной критике.
Изменения военно-политической обстановки в мире, сохранение угрозы войны требует не только укрепления экономической мощи России, но и эффективной работы системы военно-патриотического воспитания молодежи.
Система военно-патриотического воспитания включает а) государственные учреждения (в том числе образовательные), общественные организации, средства массовой информации, б) нормативно-правовую и духовно-нравственную базу образовательно-воспитательной и просветительской деятельности, в) комплекс мероприятий по формированию и развитию готовности молодежи к военной службе.
Особое значение в наши дни приобретает военно-патриотическое воспитание учащейся молодежи. Учреждениям профессионального образования принадлежит ведущая роль в координации развивающих и воспитательных воздействий по формированию у студентов любви и преданности к Родине, готовности служить Отечеству.
Именно поэтому профессиональные образовательные учреждения решая задачи образования, должны опираться на разумное и нравственное в человеке, помогая каждому студенту определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества, коими являются гражданственность и патриотизм.
Но чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке, искусственно сформировать, импортировать. В основе идеи должна лежать объективная необходимость, потребность и историческая закономерность.
Слова «патриот», «патриотизм», «гражданин» греческого происхождения и переводятся как соотечественник, Родина. В российском лексиконе эти слова появились в петровскую эпоху. Заимствование понятий произошло из французского языка.
Истоки патриотизма имеют биосоциальную природу. Так, патриотизм человека очень близок к инстинкту продолжения рода. Люди всегда объединяются при угрозе, защититься от которой не под силу в одиночку. Инстинкты стадности, сплоченности при защите территории – одни из немногих, что сохранились у людей от первобытного прошлого. Мы всегда болеем и переживаем за близких, людей своего круга, за свой мир, за свою территорию. Вытеснение этноса, ущемление его естественной жизни вызвали защитную реакцию – патриотизм.
Таким образом, патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к семье, малой родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.
Патриотизм российского народа уникален, он является отличительной чертой его бытия. Он глубоко коренится в душе русского человека, так как формировался долгим историческим опытом, в борьбе с многочисленными врагами за много национальное Отечество. Российский патриотизм как высшая духовная ценность передается от поколения к поколению. Своеобразная «размытость» этнического самосознания русского народа, терпимость, добродушие, милосердие – это глубокая духовная основа российского феномена толерантности, не встречающаяся ни в одном полиэтническом государстве.
Проявления патриотизма могут быть самыми различными. Проведенные в различных регионах России социологические исследования показали следующее, что россияне связывают патриотизм с любовью к Родине, семье и своим близким, к своему городу, селу, дому, к отечественной культуре, к своему народу, и кто негативно относится к феномену патриотизма.
Одним из нормативных документов по патриотическому воспитанию на современном этапе развития российского общества является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2026 годы».
Согласно программе, основными субъектами гражданского и патриотического воспитания стали: семья, ближайшее социальное окружение молодого человека, школа, профессиональные учебные заведения, учреждения дополнительного образования, военно-спортивные клубы, производственные коллективы, средства массовой информации, религиозные организации, государственные органы, осуществляющие патриотическое воспитание.
В Концепции модернизации гражданского воспитания сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у учащихся правового самосознания, толерантности, способности к успешной социализации в обществе, активной жизненной позиции, гражданской ответственности и гражданской компетентности.
Гражданская компетентность личности есть совокупность готовности и способностей, позволяющих ей эффективно реализовать гражданские права и обязанности в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
Понятие «гражданское образование» и «патриотическое воспитание» взаимозависимы, их цели и задачи реализуются через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы.
Студентам было предложено закончить следующие предложения:
Каждый из нас верит …
Каждый из нас готов …
Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но …
.
Ответы студентов.
Каждый из нас верит «… в себя, в друзей, в любовь, в благородство, в справедливость, что сдаст все экзамены и закончит техникум, в чудеса и прогресс, в счастливое будущее, в президента, во власть денег в мире, в то, что власть станет хоть немного честнее, что цель будет достигнута, что Россия станет лучше…»
Каждый из нас готов «… окончить профессиональное учебное заведение, помочь другу, к труду к взрослой жизни, стать немного лучше, быть честным, создать семью, поступить в ВУЗ, стремиться к своей цели, мечте, интересной работе, бороться с жизненными трудностями и отстаивать свою точку зрения. Каждый из нас готов к худшему, пожертвовать чем-либо ради другого, создать из России великую державу, к выборам, защищать Родину, свою семью и пойти на войну, если позовут …»
Защищать свою Родину можно не только с оружием в руках, но «… и с правдой на устах, идеями, высоким уровнем образования людей, знаниями, умом, средствами дипломатии и сотрудничества …»
Согласно данному исследованию, иерархия ценностей студентов техникума выглядит следующим образом: на 1-м месте – общечеловеческие ценности, на 2-м – гражданские, христианские ценности на последнем месте.
Таким образом, актуальной остается проблема воспитания у молодежи готовности при необходимости защитить Родину.
В Концепции патриотического воспитания его целью определено развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способными проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств:
Любовь к Родине;
Готовность выполнить конституционный долг;
Патриотическое мировоззрение;
Установки и ценности;
Социальная толерантность.
Формы работы по воспитанию патриотизма в нашем профессиональном образовательном учреждении довольно традиционны: уроки истории, литературы, обществознания всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма у студентов.
Немало возможностей дает внеклассная работа: беседы; лекции на патриотические темы; тематические классные часы; уроки мира; посещение музеев, театров; активное участие в жизни страны, в том, чтобы жить и учиться в своей стране, беречь природу, сохранять и чтить традиции своего народа, быть честным, уважать законы своей страны, изучение истории своей семьи и семейных традиций, военно-спортивные игры, сборы, встречи с работниками военкомата.
Считаю, что особенно необходимо отметить актуальные для нашего техникума виды деятельности: уход за зелеными насаждениями, экологические субботники по очистке территории, спортивные соревнования, благотворительность.
Я как классный руководитель участвую со студентами в мероприятиях патриотического воспитания:
Разговоры о
важном
;
К
онкурсы рисунков и плакатов (День Защитника Отечества, День Победы, День Матери, День рождение Хабаровского края, Новый год)
;
М
есячник защитника Отечества;
П
разднование Дня Победы и проведение акции «Бессмертный полк»,
смотр песни и строя,
Международный исторический диктант на тему событий ВОВ «Диктант Победы»
, боевой листок;
К
онкурс чтецов «Строки, опаленные войной» (Поэзия ВОВ), «Память», посвященный
79-ой годовщине со Дня Победы;
Конкурс патриотической песни «Я люблю тебя, Россия»
;
Интеллектуальная игра «Главный закон нашей жизни, посвященной Дню Конституции РФ»
;
Экологические фотоконкурсы «Край родной, навек любимый»,
«Любимый Хабаровский край»
;
Сбор макулатуры и активное участие в общественно-экологическом проекте «Хабаровс
кий край – за раздельный сбор»;
Конкурс «Лучшая новогодняя игрушка»
;
Благотворительность
, акции
(
сбор
гуманитарной
помощи
участникам
СВО
,
письмо солдату,
плетение маскировочных сетей,
помощи детям с онкологическими заболеваниями
)
;
Конкурс «
Международный день объятий
»
;
Конференция «Города трудовой доблести»
;
Участвуем со студентами и во Всероссийских, Международных, Общероссийских акциях, конкурсах, онлайн-олимпиадах:
«Разговоры о
важном
»
«Под Звуки метронома (для студентов)»,
«Имена героев Сталинградской битвы (для студентов)»,
«День космонавтики (для студентов)»,
«Великие битвы ВОВ (для студентов)»,
«Государственные символы РФ (для студентов)»,
«30 лет Конституции – проверь себя»,
«Большой этнографический диктант»,
«Всероссийский
антикоррупционный
диктант»
,
«Всероссийский тест на знание Конституции»,
«Всероссийский экономический диктант»,
«Тест по истории ВОВ»
«Знание – Ответственность
–
Здоровье»
Все эти формы работы в нашем профессиональном образовательном учреждении применяются десятилетиями, они проверены временем.
Включение студентов в разнообразные виды практической деятельности формирует у студентов опыт патриотического поведения.