Развитие индивидуальности одаренного ребенка
на занятиях моделирования одежды
Автор: Дружинина Екатерина Ивановна,
педагог дополнительного образования
МАУДО ?Центр дополнительного образования детей ?Дар?
Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных, сложных и актуальных в современной педагогике. Никто не станет отрицать, что благополучие общества во многом зависит от  интеллектуального и творческого  потенциала людей. Поэтому одна из приоритетных задач современного образования – реализация потенциальных возможностей и развитие  одарённых детей. Вопрос о выявлении детской одаренности один из самых сложных вопросов в образовании. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: ?Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод?. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду для индивидуального развития ребенка.
Для развития  творческого потенциала детей, раскрытия  их природных способностей, уникальности и индивидуальности необходимы надлежащие условия - развивающая среда, развивающий ребенка фон.
     Образовательная программа театр моды ?Ультра – BAMВINI?  для одаренных детей ,направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной. А также, просто способных детей, заинтересованных производством одежды, имеющих положительную мотивацию к профилю дизайнера одежды,  в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих способностей. Поэтому главная задача программы: разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности. Цель программы: развитие индивидуальности одарённого ребенка, способностей к творческому самовыражению и самореализации через проектирование  и изготовление авторских моделей  одежды.
Обучающиеся театра моды ?Ультра – BAMBINI? с положительной мотивацией к профилю дизайнера одежды, с  целью дальнейшего поступления в  учебные учреждения этого профиля, желают углубить и обогатить знания и умения в области дизайна одежды.  Адресная индивидуальная целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа  театр моды ?Ультра - ВАМВINI? позволяет полностью реализовать творческий потенциал учащихся с положительной мотивацией к профилю дизайнера одежды. Индивидуализированное образование в программе осуществляется с помощью индивидуального образовательного маршрута, который позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, максимально учитывающий интересы, возможности и жизненные планы одаренного ребенка. 
Разработанная программа основана  на системно - деятельностном 
подходе, который обеспечивает  формирование компетенции  “научить учиться”. Развитие одарённого ребёнка в программе рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, максимально использовать свои способности.  В зависимости от индивидуальных потребностей развития личности, жизненных планов ребенка, строится творческая работа с ним. Учебный процесс построен на возможностях и интересах учащегося, нет детально разработанных проектов, диктующих обучающимся жесткие рамки, есть возможность для импровизации.
  Содержание программы театр моды ?Ультра - BAMBINI?  включает следующие модули: 
Образовательный?модуль ?Дизайн  костюма?.
 Модуль? предполагает многоуровневые? задания по эскизированию,? при выполнении которых складываются в единое целое идеи новых образов и моделей коллекции. Учащаяся знакомится с новыми  понятиями по основам композиции костюма: средства и свойства композиции, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции, а также понятия по  основам проектирования:  дизайн -  анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие. Каждая тема модуля предусматривает определённую форму практической работы: эскиз, набросок (фор - эскиз), дизайн - анализ костюма, образцы отделки одежды, составление компьютерных презентаций, что предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности, обеспечивающий умение применять полученные  знания в своей практической деятельности.
Образовательный?? модуль ?Творческое проектирование?
 реализуется  через индивидуальные образовательные маршруты, разработанные в соответствии с самостоятельно выбранной учеником темой, образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями. В содержании ИОМ  выделены основные три подхода:
ускорение (с учетом потребностей и возможностей детей); 
углубление (предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин, к которым дети проявляют особый интерес); 
обогащение (выход за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами).
Образовательный?? модуль? ?Конструирование и технология?. 
 Именно здесь реально воплощаются в жизнь все идеи и задумки  авторского творческого проекта: 
-  совершенствуются конструкторские умения и навыки;  
- оттачивается мастерство исполнения технологических операций;  
- осваиваются новые передовые методы обработки узлов с использованием современных материалов; 
-  осваиваются новые способы деятельности,  и создаётся конкретный полезный продукт, который носит практический характер, имеет важное прикладное значение,  интересный и значимый  для автора проекта. Творческая работа начинается с эскиза модели и заканчивается конкретным результатом, готовым к использованию в реальной жизни, -  изделием. 
Диагностический модуль: 
оформление проектной папки (портфолио);
  диагностические мероприятия (конкурсы, выставки, презентации, контрольные тесты).
Свой творческий потенциал в области дизайна одежды одаренные дети активно реализовывают на конкурсах творческих проектов и фестивалях театров мод разных уровней.
Конкурсы и фестивали мотивируют учащихся на успешную работу по индивидуальному образовательному маршруту, создают условия для выявления и развития творческих способностей,  побуждают к самовоспитанию и самосовершенствованию, дают растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, формируют  эстетическую воспитанность и нравственную культуру, обучают и социализируют воспитанников.                                           Индивидуальная программа развития одаренного ребенка ?Юный Кутюрье?, ориентированная на интересы и инициативность обучающегося, на получение учебных результатов в продуктивной форме, способствует формированию позитивной мотивации учения и создает условия, при которых  любой  ребёнок   может продвигаться  по  пути   к  собственному совершенству.
Список использованной литературы
Аванесян,  И.Д. Творчество и воспитание  –??СПб.: КАРО, 2004.
Кайгородцева М.В., Методическая работа в системе дополнительного образования.– Волгоград: ?Учитель?, 2009.