Развитие индивидуальности одаренного ребенка на занятиях моделирования одежды Автор: Дружинина Екатерина Ивановна, педагог дополнительного образования МАУДО ?Центр дополнительного образования детей ?Дар? Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных, сложных и актуальных в современной педагогике. Никто не станет отрицать, что благополучие общества во многом зависит от интеллектуального и творческого потенциала людей. Поэтому одна из приоритетных задач современного образования – реализация потенциальных возможностей и развитие одарённых детей. Вопрос о выявлении детской одаренности один из самых сложных вопросов в образовании. Великий педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: ?Одарённость человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод?. Поэтому нужно не столько измерять одарённость, сколько создавать соответствующую инновационную образовательную среду для индивидуального развития ребенка. Для развития творческого потенциала детей, раскрытия их природных способностей, уникальности и индивидуальности необходимы надлежащие условия - развивающая среда, развивающий ребенка фон. Образовательная программа театр моды ?Ультра – BAMВINI? для одаренных детей ,направлена на создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной. А также, просто способных детей, заинтересованных производством одежды, имеющих положительную мотивацию к профилю дизайнера одежды, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их творческих способностей. Поэтому главная задача программы: разглядеть и раскрыть росток одарённости, не дать ему потускнеть, помочь ребёнку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности. Цель программы: развитие индивидуальности одарённого ребенка, способностей к творческому самовыражению и самореализации через проектирование и изготовление авторских моделей одежды. Обучающиеся театра моды ?Ультра – BAMBINI? с положительной мотивацией к профилю дизайнера одежды, с целью дальнейшего поступления в учебные учреждения этого профиля, желают углубить и обогатить знания и умения в области дизайна одежды. Адресная индивидуальная целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа театр моды ?Ультра - ВАМВINI? позволяет полностью реализовать творческий потенциал учащихся с положительной мотивацией к профилю дизайнера одежды. Индивидуализированное образование в программе осуществляется с помощью индивидуального образовательного маршрута, который позволяет реализовать личностно-ориентированный подход, максимально учитывающий интересы, возможности и жизненные планы одаренного ребенка. Разработанная программа основана на системно - деятельностном подходе, который обеспечивает формирование компетенции “научить учиться”. Развитие одарённого ребёнка в программе рассматривается как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным участником своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её осуществления, максимально использовать свои способности. В зависимости от индивидуальных потребностей развития личности, жизненных планов ребенка, строится творческая работа с ним. Учебный процесс построен на возможностях и интересах учащегося, нет детально разработанных проектов, диктующих обучающимся жесткие рамки, есть возможность для импровизации. Содержание программы театр моды ?Ультра - BAMBINI? включает следующие модули: Образовательный?модуль ?Дизайн костюма?. Модуль? предполагает многоуровневые? задания по эскизированию,? при выполнении которых складываются в единое целое идеи новых образов и моделей коллекции. Учащаяся знакомится с новыми понятиями по основам композиции костюма: средства и свойства композиции, композиционный центр, цвет в композиции, элемент композиции, а также понятия по основам проектирования: дизайн - анализ, дизайн спецификация, художественный образ в проектировании, методы проектирования, проектное изделие и другие. Каждая тема модуля предусматривает определённую форму практической работы: эскиз, набросок (фор - эскиз), дизайн - анализ костюма, образцы отделки одежды, составление компьютерных презентаций, что предусматривает достаточно высокий уровень самостоятельности, обеспечивающий умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Образовательный?? модуль ?Творческое проектирование? реализуется через индивидуальные образовательные маршруты, разработанные в соответствии с самостоятельно выбранной учеником темой, образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями. В содержании ИОМ выделены основные три подхода: ускорение (с учетом потребностей и возможностей детей); углубление (предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин, к которым дети проявляют особый интерес); обогащение (выход за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами). Образовательный?? модуль? ?Конструирование и технология?. Именно здесь реально воплощаются в жизнь все идеи и задумки авторского творческого проекта: - совершенствуются конструкторские умения и навыки; - оттачивается мастерство исполнения технологических операций; - осваиваются новые передовые методы обработки узлов с использованием современных материалов; - осваиваются новые способы деятельности, и создаётся конкретный полезный продукт, который носит практический характер, имеет важное прикладное значение, интересный и значимый для автора проекта. Творческая работа начинается с эскиза модели и заканчивается конкретным результатом, готовым к использованию в реальной жизни, - изделием. Диагностический модуль: оформление проектной папки (портфолио); диагностические мероприятия (конкурсы, выставки, презентации, контрольные тесты). Свой творческий потенциал в области дизайна одежды одаренные дети активно реализовывают на конкурсах творческих проектов и фестивалях театров мод разных уровней. Конкурсы и фестивали мотивируют учащихся на успешную работу по индивидуальному образовательному маршруту, создают условия для выявления и развития творческих способностей, побуждают к самовоспитанию и самосовершенствованию, дают растущему человеку возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, формируют эстетическую воспитанность и нравственную культуру, обучают и социализируют воспитанников. Индивидуальная программа развития одаренного ребенка ?Юный Кутюрье?, ориентированная на интересы и инициативность обучающегося, на получение учебных результатов в продуктивной форме, способствует формированию позитивной мотивации учения и создает условия, при которых любой ребёнок может продвигаться по пути к собственному совершенству. Список использованной литературы Аванесян, И.Д. Творчество и воспитание –??СПб.: КАРО, 2004. Кайгородцева М.В., Методическая работа в системе дополнительного образования.– Волгоград: ?Учитель?, 2009.
Развитие индивидуальности одаренного ребенка на занятиях моделирования одежды