* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Развитие индивидуальности в команде.

Мяч только один, и

он должен быть у

тебя.

Йохан Кройфф

Не все ситуации

1х1

Одинаковы.

Обыгрыш

Большинство тренеров практикуют ситуации 1х1, но правильно ли мы это делаем

и, что более важно, выполняем ли мы требования игры?

С февраля 2017 года я задаю себе данный вопрос. индивидуальное

владение" я пытался всё больше понять:

Что на самом деле представляют ситуации 1х1?

Как они отличаются от игрока к игроку?

Какие навыки необходимо игрокам использовать в игре?

Как мы должны организовать упражнение, чтобы стимулировать такое поведение?

Многие тренеры представляют это как "обыгрыш", в самой простейшей форме это

означает победить в ситуации 1х1 и, следовательно, "обыграть" вашего соперника.

Общепризнано считать, что существует 6 различных типов ситуации 1х1:

▪ Соперник спереди или "лицо к лицу"

▪ Соперник, который начинает прессинговать сзади*

▪ Соперник, который начинает прессинговать сбоку

▪ Соперник, который возвращается под углом

▪ Отсутствие соперника благодаря движению, избегающему

прессинг

▪ Воздушные дуэли, включая все перечисленные типы

Ключевые пункты в этих упражнениях:

Укрывать мяч от вашего соперника, но открывайте его слишком легко, чтобы

соперник мог выбить мяч.

Не бойтесь прессинга, большинство игроков стремятся избавиться от мяча,

находясь под прессингом, когда в реальности игроки, меняющие саму игру,

наслаждаются этими моментами.

Игроки должны сканировать (игровое пространство) и понимать угол

(направления), сближение и скорость защитника. Это позволит им сделать

наилучший выбор, развернуться с мячом или удержать мяч.

В некоторых случаях сила передачи мяча и скорость защитника могут позволить

атакующему "победить защитника, фактически не переигрывая его".

Используйте то, что вы имеете. Если ты сильный, используй свою силу. Если

ты хорошо контролируешь мяч, резко измени направление ведения мяча. Если ты

быстрый, то взрывайся со скоростью! В общем, ты понял!

Используйте своё тело... Руки, бёдра (и задница), чувствуйте или прессинг и

прокатите мяч стопой.

Когда ты свободен... ты поднимаешь голову, чтобы принять следующее решение.

Как только вы "уничтожите" защитника, приносите пользу.

Мы стараемся развивать и поощрять качественное преимущество, это означает,

что один игрок лучше другого в конкретной игровой ситуации с точки зрения

их игровой индивидуальности. Когда мы обучаем юных игроков, знают ли они,

в чем они хороши? Или как некоторые тренеры называют их “суперсилой”.

*В элитном спорте примерно 75% ситуаций приема мяча является ситуациями,

когда прессингующий соперник находится сзади.

Понимание того, где находится упражнение

Когда мы планируем тренировочную сессию или набор упражнений, очень важно понять

где находится данное упражнение в последовательность разработки. Эта модель

демонстрирует, как упражнение может менять от постоянного до вариативного. Эти

упражнения будут иметь различный эффект.

Цель упражнения должна быть всегда понятна тренеру, после чего они должны

разработать ландшафт, чтобы в нем обучались игроки. Это не означает, что

отработка - это плохо, а игра - хорошо, важно понимать, какой эффект будет от

каждого упражнения.

“Я никогда не учу своих учеников. Я только даю им условия, при которых они

могут сами учиться".

-------------------------------------------------

Создание неопределенности

Создавая позитивную среду обучения, тренер может учитывать уровень уверенности

своих игроков. В нижней части последовательности, как правило, меньше

принятия решений, и, следовательно, больше уверенности. По мере движения к

противоположному концу игроки погружаются в более вариативные и динамические

ситуации, которые будут создавать неопределенности у исполнителя. Тренерское

мастерство - создание “безопасной неопределенности”, так как “настоящее

обучение часто характеризуется существенными изменениями способом действия, а

не просто постоянным усовершенствованием/оптимизацией”

ОГРАНИЧИТЬ, ЧТОБЫ ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ.

Если мы верим, что все ученики разные, то конечно мы не можем навязывать один

и тот же процесс обучения для всех и обучать всех одинаково. Метод

ограничений (Constraint Led Approach - CLA) становится все более популярным

среди тренеров. Перечислим некоторые из принципов, лежащих в основе данного

(экологического) метода:

▪ Взаимодействие исполнителя и среды

▪ Действие и восприятие взаимосвязаны

▪ Исполнение возникает в результате взаимодействия ограничений;

самоорганизация в условиях ограничений

▪ В центре внимание - личность

▪ Способствует естественному (имплицитному) обучению

“Ограничения определяются как установление границ, в рамках которых ученики

могут исследовать и находить двигательные решения, предлагаемые каждому из

них в пределах рабочего пространство воспринимающей моторики.” (Davids 2008).

Повторение без повторения

Поведение возникает в процессе самоорганизации как результат взаимодействия

основных ограничений. “Тренерам необходимо определить основные ограничения,

с которыми сталкивается система” (Newell, 1986).

В обучении, чтобы перейти от подготовки к играм, упражнение должно быть

соответствовать игре. “Репрезентативные задачи обеспечивают функциональное

переплетение и интеграцию процессов познания, восприятия и действия во время

выступления каждого спортсмена” (Pinder et al 2011). Это означает, что

обучающийся должен развивать способность искать и находить функционально

двигательные решения, а не просто повторять действия ради самих действий или

согласно заранее установленной тренером схеме. С учетом вышесказанного:

• Все упражнения должны быть переносимыми в реальную игру

• Упражнение должно реализовывать в реалистичной (с точки зрения восприятия)

среде

• Разработка среды упражнений, которая позволяет (игрокам) естественным

образом принимать решения

Предлагает, приглашает и поощряет ли ваших учеников ваша среда изучать

возможности действий, связанные с вашей направленностью развития?

УПРАВЛЕНИЕ

Ограничениями.

Индивидуальные ограничения

Это конкретные ограничения для исполнителя, например,

▪ Структурные или физические аспекту обучающегося, которые включают размер,

форму фигуры, гибкость, физическое состояние и т.д.

▪ Функциональные или аспекты поведения, такие как возраст обучения,

мотивация, тревога, уверенность и т.д.

Ограничения среды

Это ограничения, в которых действует исполнитель:

▪ Физические – размер поля, погодные условия, ветер, высота и т.д.

▪ Социокультурные ограничения – национальная/спортивная культура, группа,

история (прошлое), ровесники и т.д.

Ограничения задачи

С этими ограничениями тренеры больше всего знакомы. Они могут включать в

себя:

▪ Техника (способы) взятия ворот

▪ Количество игроков

▪ Правила упражнения (игры)

▪ Инвентарь

▪ Продолжительность

-----------------------------------------------------------------------------

Важность индивидуальных занятий.

Признавая, что навык является формирующейся особенностью и происходит в

контексте, было бы наивно думать, что индивидуальная практика не важна.

Исходя из своего опыта, скажу, что часы, потраченные на владение мячом,

крайне важны. Лучшие игроки самостоятельно проводят (много) время с мячом.

Если вы послушаете рассказ любого футболиста, он расскажет о времени,

проведенном на тренировках, часто в неформальной обстановке отдельно от

команды.

Существует множество отличных тренеров, программ и ресурсов, которые детально

описывают движения, навыки и мастерство владения мячом, что особенно полезно

в начальных возрастных группах(7-12 лет). Эти упражнения нацелены на

следующий этап развития, действуя уже в контексте игры.

Принципы игры Развитие индивидуальности в команде

Эти принципы определяют рамки и порядок приоритетов в отношении того, что наши

команды делают, владея мячом или не владея им. При сосредоточении внимания на

личности или при разработке тренировочной сессии для развития индивидуальных

качеств важно, чтобы упражнение придерживалось и содействовало "принципам

игры". Это позволит игроку вписаться в структуру команды и в конечном итоге

добиться успеха.

Опасность подготовки без использования этих принципов заключается в том, что

это может привести к привыканию игрока к неестественной информации, которой

может не существовать в игре. Это означает, что они отрабатывают или получают

навыки, которые не переносятся на игру и, в конечном счете, игрок потерпят

неудачу, когда это (будет) важно.

Замечание: это принципы игры от ФФА, ваша интерпретация и принципы могут быть

отличными от них.

Говорить на одном языке

АНАЛИЗИРУЯ НЕКОТОРЫЕ ИЗ

ВЫРАЖЕНИЙ В ЭТИХ УПРАЖНЕНИЯХ.

ВЫРАЖЕНИЕ ЧТО ОЗНАЧАЕТ

дальняя нога

Прием мяча ногой, которая является самой удаленной от

пасующего игрока. Некоторые используют выражения "верхняя

нога" или "передняя нога", но это означает одно и тоже.

побег

Это выражение я использую при разрешении (ситуации) 1х1.

Побег может состояться после хорошего разворота, финта,

использования скорости или смены направления (движения).

спрятать

Нападающий ведет мяч так, что соперник не видит его.

Использует свой корпус, чтобы укрыть мяч, часто между ног и

располагая свой корпус между мячом и соперником.

игра в будущее Это относится к игре с учетом следующего хода до того, как

пришел (к игроку) мяч.

уверенное

касание

Это означает прием мяча, обдумывая следующее действие. Это

может означать касание на ход, проводка вперед для

последующей передачи касание, чтобы устранить соперника.

раскачать Когда нападающий использует свой корпус, чтобы "прощупать"

соперника перед по-(раз)воротом в пространство и обойти его.

безопасная

сторона

Прием мяча или передачу мяча на “безопасную сторону”

вдали от соперника.

сканировать

Видеть и осознавать ваших близлежащих (игроков), проверять

на 360 градусов до приема мяча, чтобы видеть партнёров и

соперников.

укрыть

Очень похоже на “спрятать”, использовать тело, чтобы укрывать

мяч. Укрывать означает, что соперник может видеть мяч, но сила

или позиция нападающего не дает добраться до него.

Развернуть.

(финтом)

Способность быстро менять направление движения с низким

центром тяжести, чтобы выбраться под прессингом.

"словно уж"

Это слово я люблю использовать с юными игроками, оно похоже

на выражение “обыграть на платочке”. В моем представлении

это провоцирует игрока оставаться с мячом и выпутываться из

под прессингом, чтобы ударить или вести, и чтобы ОБЫГРАТЬ!

Различные типы

ситуаций 1х1.

Защитник сзади и “лицом к

лицу”

Защитник оказывает

давление сзади

Защитник оказывает

давление сбоку

Защитник догоняющий под

различными углами

Защитника нет благодаря

движению, избегающего

прессинг

Воздушные дуэли

При разработке упражнений очень важно, чтобы понимать и объяснять игрокам

различные типы игровых ситуаций 1х1. В книге Тима Лиса ‘Разработка философии

обучения элитных спортсменов’ выделяется 6 типов ситуаций 1х1.

Может быть полезно задуматься над следующим:

▪ Когда эти моменты будут случаться в игре?

▪ Различные игроки будут обыгрывать соперниками различными способами.

▪ Будут ли игроки нуждаться в различных навыках при игре на разных позициях?