Развитие интеллектуального потенциала, поиск и отбор талантливых учеников и оказание им поддержки в исследовательской деятельности
Автор: Никишина Елена Васильевна,
учитель проектной деятельности
МАОУ СОШ №107 г. Краснодара
Современная система образования в школе направлена на усиление практической составляющей обучения, предполагающей внедрение и реализацию методов ведения проектно-исследовательской деятельности учеников с целью стимулировать самообразование, связать межпредметные знания и навыки у ученика, дать способности реализовывать собственные проекты, обучить работе с информацией. Всё это является актуальными характеристиками и навыками, требуемые развивающимся обществом и рынком от будущих специалистов.
Поэтому развитие интеллектуального потенциала учащихся является важной задачей, которая стоит перед системой образования. Особая роль в достижении этих качеств у учащихся отводится организации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
В городе Краснодаре на базе гимназии № 18 прошла зональная научная практическая конференция «Проектно-исследовательская деятельность как условие повышения функциональной грамотности», несколько ребят из филиала школы №95 (нынешняя школа №107) города Краснодара приняли участие в этой конференции.
Перед тем как выбрать тех учащихся, которые были отобраны на участие в конкурсе, в нашей школе прошла защита исследовательских работ. Около 370 ребят защитили свои проекты, из них 60 работ, которые были представлены на открытой защите в актовом зале школы.
Эти ребята были выбраны не случайно. Так как ответственно подходили к исследованию в своих работах. Были представлены работы в группах и индивидуально.
Ребята понимали, что форма организации проектной деятельности может быть разнообразна. Это может быть и исследование, и учебный эксперимент и т.д. И в выборе темы они решили, что она должна быть не только интересна, но и знакома им. И естественно должна соответствовать возрасту.
В течении года педагогом-консультантом велась работа по подготовке проектов, сопровождающая постоянную обратную связь для успешной работы над проектом с координацией всего процесса. Руководители проектов тоже не остались в стороне, они помогли ребятам определиться с темой проектов.
Самое главное, учащиеся самостоятельно определили проблему, правильно поставили цель и задачи. Предположили гипотезу для решения исследовательских задач.
Основная часть проекта была чётко структурирована с пошаговым отображением результатов. Следует отметить, что ребята 11 класса работали над проектом по физике на тему «Физический калькулятор». Проект был нацелен на создание и тестирование физического калькулятора, который способен рассчитывать полет тела, брошенного под углом к горизонту или иной траектории. Основан на законах физики и баллистики. Формулы, которые они использовали, применяются для решения задач из школьной программы.
Девочки из 9 класса написали групповой проект по химии «Влияние кофе на живые организмы», был проведен эксперимент с цветком. Поливая его в течении года кофе. Так же были взяты примеры с живыми организмами из интернета ресурсов.
На конференции был представлен проект ученицы 10 класса по предмету психология. Суть проекта заключается в выявлении и изучении буллинга в школьной среде, для того чтобы узнавать о проблеме и помогать ученикам справляться с ситуациями, связанными с буллингом.
Работая над этими исследованиями, ребята правильно подвели итоги своей работы, подтвердили гипотезу, представили свои результаты в виде готовых продуктов.
Важным факторам работы над проектом являлось повышение мотивации при решении проектных задач, также развитие их способностей. Также при этом формировалось чувство ответственности. Ребята в своих работах показали весь путь от замысла до решения своих идей.
Таким образом можно сделать вывод, исходя из того, что проектная деятельность обогащает личность каждого ребёнка знаниями и навыками, еще и формируется творческая конкурентоспособность личности. Организация проектной деятельности в школе даёт ребятам проявить свои таланты в исследованиях, а педагогу выявить одарённых детей и организовать их участие в региональных и всероссийских конференциях. В результате у учащихся повышается познавательный интерес к предметам, у них формируется система метапредметных учебных действий на более высоком уровне.