Закирова Марина Васильевна учитель-начальных классов
МАОУ «СОШ №14» г. Екатеринбург , Свердловская область.
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья. Выявление одаренности и таланта у таких ребят составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования. В работе представлен опыт по организации системного подхода в развитии интеллектуальной одаренности обучающихся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе, включает в себя комплекс заданий по развитию интеллектуальной одаренности с учетом комплексного подхода к ее проведению и организации.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, ОВЗ, виды одаренности, интеллектуальная одаренность, дважды особенные.
Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод. В.А. Сухомлинский
В настоящее время многие исследователи, ученые, педагоги занимаются проблемами одаренности ребенка. Чтобы правильно оценить возможности каждого ребенка, увидеть признаки одаренности в своеобразии его умственной и творческой деятельности, помочь ему в решении разнообразных проблем, педагог должен ориентироваться в этой сложной и еще весьма загадочной проблеме.
Одаренность – это «систематическое, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 2 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [2, с.127].
Проблемы одаренности детей и различные варианты ее решения представлены в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, П.И. Россолимо, А.А. Смирнова, М.В. Соколова, М.Ю. Сыркина, Г.И. Челпанова, A.M. Штерна, В.М. Экземплярского и др.
Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Поэтому выделяют различные виды одаренности: Общая одаренность – высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов. Художественная одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии. Интеллектуальная одаренность.
Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки. Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении.
В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических. Психомоторная одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Социальная или лидерская одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником. Скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка. Случается, так, что одаренный ребенок может иметь ограниченные возможности здоровья. Таких детей называют «дважды особенными» [3, с. 371–374].
Каких же детей с ограниченными возможностями здоровья называют одаренными? Прежде всего, это те дети, которые признаны медицинской и образовательной системами, превосходящими уровень интеллектуального и творческого развития других детей своего уровня и диагноза. Ребенок с ограничениями здоровья, который проявляет не свойственные возрасту, а главное диагнозу способности в одной или нескольких областях – считается одаренным. Выявление одаренных детей, у которых есть статус ОВЗ – процесс сложный и продолжительный, который требует полноценного анализа развития ребенка.
Он должен начинаться на основе наблюдения за ребенком еще в раннем дошкольном возрасте, при этом изучаются его психологические особенности, речь, память, мышление, моторика, творческие способности [1, с. 671]. На коррекционно-развивающем занятии нами был выбран следующий комплекс заданий. 1. Мышление и воображение. Использование «друдлов» (doodle – каракули, drawing – рисунок, riddle – загадка). На готовой карточке дорисуйте детали и дайте название рисунку. 2. Внимание и пространственная ориентировка; – найдите на карточке числа от 1 до 50 (предлагаются различные варианты: покажите указательным пальцем число, найдите четные или нечетные числа, какое число находится в левом верхнем углу и т. д.); – расшифруйте слова, используя координаты; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» 4 https://interactive-plus.ru Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) – «Я – сыщик». Найдите предметы, посчитайте и запишите их количество. 3. Восприятие. – посчитайте количество геометрических фигур; – рассмотрите картинку. Назовите все, что здесь нарисовано. 4. Память. Разложите геометрические фигуры по образцу. Перемешайте все фигуры. Вспомните порядок геометрических фигур. Таким образом, внимательно изучив различные подходы в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, можно отметить, что перспективными для развития ребенка являются комплексное использование различных форм работы по развитию творческих, интеллектуальных способностей учащихся.
Список литературы 1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: АСТ; Астрель; Люкс, 2005. – 671 с. EDN QXLUOP 2. Матюшкин А.М. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 127 с. 3. Поескова Г.И. «Дважды особенные» одаренные дети: практика инклюзивного обучения в США / Г.И. Поескова // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 371–374. EDN PFXAVP