Статья на тему
«Развитие коммуникативных умений у девиантных подростков»
Девиантному поведению в подростковом возрасте уделяется значительное внимание в исследованиях как отечественных, так и зарубежных авторов.
Проблемам современной девиантологии (критериям оценки девиантности, особенностям проявления, причинам развития, стратегиям исследования, задачам коррекционной и профилактической работы) посвящены работы авторов разных социологических и психологических школ.
Девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией – как состоянием сниженной способности реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Среди причин отклоняющегося поведения подростков выделяет внутренние трудности переходного возраста.
Зачастую для категории детей с отклоняющимся поведением применяются термины «трудный», «трудно-воспитуемый», «педагогически-запущенный». К таким подросткам можно отнести детей, которые вступили в стадию полового созревания и их поведение отличается от общепризнанных социальных норм.
В итоге можно дать определение понятию трудновоспитуемого подростка как подростка, который с трудом поддается.
Понятие педагогически запущенные подростки очень часто применяется как синоним к слову трудные дети. Однако в данной ситуации считаю, что трудновоспитуемые подростки все-таки различаются. Педагогическая запущенность определяет историю воспитания ребенка, а понятие трудный характеризует результаты такого воспитания. Педагогически запущенные дети рано или поздно становятся трудными.
Следует отметить, что понятия трудновоспитуемый и трудный ребенок имеют очень широкую семантику. Поэтому английский термин «moralinsanity», объединяет всех детей, проявляющих аморальность в поведении.
Отклоняющееся поведение подростков может определяться различными факторами, среди которых выделяют:
1) биологические – физиологические особенности организма, которые затрудняют его социальную адаптацию;
2) психологические – наличие психических патологий и нервных заболеваний, что является следствием неадекватности подростка;
3) социально-педагогические факторы – недостатки школьного и семейного воспитания, приводящие к отклонениям в социализации ребенка;
4) социально-экономические – социальное неравенство.
Девиантное поведение подростков заключается в том, что такое поведение всегда формируется на основе несоответствия поведения и деятельности личности правилам и эталонам, распространенным в обществе или в конкретной социальной группе.
Большинству подростков с отклоняющимся поведением в процессе общения приходится сталкиваться с реакцией осуждения и негативной оценкой окружающих, в том числе, отрицательным отношением к себе со стороны членов школьного коллектива. В тоже время потребность в самоутверждении очень велика, и она толкает часть из них на негативные способы обеспечения себе достойного места в коллективе, что порождает конфликты.
Кроме того, сегодня все большее распространение в подростковой среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.
В процессе анализа результатов практического исследования родилась идея – разработать и реализовать программу дискуссионных встреч с девиантными подростками. Дискуссия – это активный обмен мнениями между участниками; рассмотрение проблемы с разных позиций; многосторонняя коммуникация; а также поиск нового решения, мнения, способа действий.
На дискуссионных встречах у девиантных подростков появляется возможность обсудить актуальные проблемы, высказать свою точку зрения на происходящее и предложить свой вариант выхода из ситуации.
Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Это способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы.
Дискуссия обеспечивает активное включение подростков в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Однозначно дискуссию можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дискуссия активно используется для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности учащихся в других технологиях и методах обучения: социально-психологических тренингах, деловых играх, анализе различных ситуаций и решении задач. В качестве своеобразной технологии дискуссия сама включает в себя другие методы и приемы обучения: «мозговой штурм», «синектика», «анализ ситуаций» и т.д.
Обучающий эффект дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач.
Влияние дискуссии на личностное становление подростка обусловлено ее ценностно-ориентирующей направленностью, созданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, находить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения.
Дискуссия с коммуникативной точки зрения всегда полилогична. Но характер этого полилога может быть разным:
Полилог-разноголосие – разногласие, защита каждым своей позиции, своей точки зрения – спор.
Полилог-многоголосие – согласие, взаимодополнение, совме
стное решение проблемы – диалог
.
Использование того или иного типа дискуссии зависит от характера обсуждаемой проблемы и целей дискуссии.
Дискуссия-диалог чаще всего применяется для совместного обсуждения учебных проблем, решение которых может быть достигнуто путем взаимодополнения, группового взаимодействия по принципу «индивидуальных вкладов» или на основе согласования различных точек зрения, достижения консенсуса.
Дискуссия-спор используется для всестороннего рассмотрения сложных проблем, не имеющих однозначного решения даже в науке, социальной политической жизни. Она построена на принципе «позиционного противостояния» и ее цель – не столько решить проблему, сколько побудить учащихся задуматься над проблемой, осуществить «инвентаризацию» своих представлений и убеждений, уточнить и определить свою позицию; научить аргументировано отстаивать свою точку зрения и в то же время осознать право других иметь свой взгляд на эту проблему, быть индивидуальностью.
Условия эффективного проведения дискуссии в общем виде следующие:
- информированность и подготовленность подростков к дискуссии, свободное владение материалом, привлечение различных источников для аргументации отстаиваемых положений;
- правильное употребление понятий, используемых в дискуссии, их единообразное понимание;
- корректность поведения, недопустимость высказываний, задевающих личность оппонента;
- установление регламента выступления участников;
- полная включенность группы в дискуссию, участие каждого подростка в ней, для чего необходимо:
- привлечь подростков к определению темы дискуссии, предоставив им возможность выбора темы из нескольких альтернативных,
- проблемно сформулировать тему дискуссии, так, чтобы вызвать желание ее обсуждать,
- расположить группу так, чтобы устранить преграды, затрудняющие общение,
- предоставить каждому возможность высказаться;
- обучение подростков умению вести дискуссию, совместная выработка правил и норм групповой коммуникации;
- особая позиция преподавателя как руководителя дискуссии, которая заключается в стимулировании обсуждения, консолидации мнений, подведении результатов работы. Личная позиция преподавателя по обсуждаемой проблеме не должная доминировать, хотя он может выступить в роли рядового участника дискуссии, не навязывая подросткам свою точку зрения.
Основные шаги при подготовке к дискуссии:
- выбор темы дискуссии, которая определяется целями обучения и содержанием учебного материала. Целесообразно предложить подросткам на выбор несколько вариантов проблем, связанных с конкретной учебной темой. В ситуации выбора происходит принятие подростками темы как значимой для себя, возникает мотивация к ее активному обсуждению;
- тема разбивается на отдельные вопросы, которые сообщаются подросткам. Указывается литература, справочные материалы, необходимые для подготовки к дискуссии. Организуется самостоятельная работа.
Существенный элемент дискуссии – ее анализ. Подводятся итоги занятия, анализируются выводы, к которым пришли участники дискуссии, подчеркиваются основные моменты правильного понимания проблемы, показывается логичность, ошибочность высказываний, несостоятельность отдельных замечаний по конкретным вопросам темы дискуссии. Обращается внимание на содержание речей, глубину и научность аргументов, точность выражения мыслей, правильность употребления понятий. Оценивается умение отвечать на вопросы, использовать приемы доказательства и опровержения, применять различные средства полемики.
Взаимодействуя в группе, подростки общаются между собой, создают совместные работы, что приводит к сближению группы.
Таким образом, в процессе дискуссии огромное внимание уделяется формированию личностных качеств подростков, их чувствам, эмоциям, их духовному миру. Основная цель дискуссии – проблемно-ценностное общение, которое способствует формированию и развитию эмоционального мира подростка, восприятие его жизненных проблем, его ценностей и смысла жизни, сталкивает с ценностями и смыслами других людей.
В результате у подростка формируется умение ставить и решать коммуникативные задачи. Уметь определять цели коммуникации, оценивать правильно ситуацию, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать правильные стратегии, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Таким образом, по проблеме формирования коммуникативных умений у девиантных подростков можно сделать следующие выводы:
Психическое и личностное развитие подростка может выступать как в качестве основы для успешной самореализации, так и в качестве основы для формирования девиантного поведения.
Девиантное поведение понимается как комплекс поведенческих нарушений, связанных с поступками, которые не отвечают общепринятым нормам поведения в обществе, либо являются правонарушением.
Личностные особенности девиантных подростков способствуют возникновению трудностей в рамках общения, а основными причинами коммуникативных трудностей являются социальный эгоцентризм, конфликтность, неумение устанавливать контакт, слабая ценностная установка и неумение включаться в процесс передачи информации.
В качестве средства формирования коммуникативных умений у девиантных подростков можно использовать дискуссию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками: учеб.- метод. пособие / М.А. Алемаскин. – Москва: Знание, 2002. – 393 с.
2. Выготский, Л. С. Детская психология // Л. С. Выготский.Собраниесочинений: в 6 т. – Москва: Педагогика, 1984. – Т.4. – 432 с.
3. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: курс лекций / М.А. Галагузова. – Москва, 2000.– 416 с.
4. Гилинский, Я.И. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – Санкт-Петербург, Юридический центр Пресс, 2004. – 320с.
5. Донцова, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцова. – Москва: Издательство Московского университета, 2004. – 174 с.
6. Дубинина, Л. А. Развитие у детей коммуникативных способностей // Обучение и воспитание. –2005. – № 10. – С. 3–11.
7. Зюбин, Л.М. Психология воспитания / Л.М. Зюбин. – Москва: Высшая Школа, 1991. – 96 с.
8. Ивин, А.А. Логика: учебник для гуманитарных вузов. –Москва: "ФАИР-ПРЕСС", 1999. – 320 с.
9. Ковалёва, Н.В. Психологические трудности общения и их преодоления / Н.В. Ковалёва, А.А. Бодалев. – Санкт-Петербург, 2013. – 32 с.
10. Кон, И.С. Психология ранней юности/И.С. Кон// Психологический журнал. –2011. – № 5. – 260 с.
11. Костяшкин, Э.Г. Это была очень своеобразная публика: отрывки из индивидуальной работы в школе с трудными подростками: классное руководство и воспитание школьников / Э. Г. Костяшкин. – 2007. – № 2. – С. 20-23.
12. Левинсон, А. Г. Открытые групповые дискуссии как метод прикладных социологических исследований // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. – 2007. – Т. 92. –№ 6. – С. 45−53.
13. Новейшая философская энциклопедия / под ред. А.А. Гусейнова, В.С. Степена.–Москва: Мысль, 2011. –744 с.
14. Осипова, А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие/ А.А. Осипова. – Москва: Сфера, 2002.– 510 с.
15. Халина, К. Д., Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К. Д. Халина, Т. В.Капустина// Молодой ученый. – 2017. – №6– С. 209-213.