А.А Казакова
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Гжельский государственный университет» (ГГУ)
Московская обл. пос..Электроизолятор
Статья на тему «Развитие компетентности личности в образовательном процессе»
Статья посвящена анализу психологических и педагогических условий, необходимых для развития личности студентов колледжа. В тексте раскрываются критерии оценивания и стадии формирования профессиональной компетентности у студентов, а также анализируются различные методы, приемы и формы организации занятий с целью формирования компетентности.[1].
Сегодня наиболее акцентируется внимание на развитии компетентности студентов в высшем образовании. Развитие компетентности личности в вузе достигается при наличии определенных психологических и педагогических условий. Термин "условие" могут трактовать как обстоятельство, от которого что-либо зависит, и как обстановку, в которой осуществляется что-либо. Педагогические условия представляют собой основные факторы, процессы и явления образовательной среды, отражающие требования к организации деятельности и обеспечивающие решение педагогической задачи. Психолого-педагогические условия тесно связаны с педагогическим процессом, а именно с его оптимизацией.[2].
Педагогический процесс представляет собой функциональную характеристику педагогической системы, где элементами являются цели и задачи, субъекты (преподаватель и студент), условия, содержание, организационные формы, средства и методы, контроль и оценка результатов.
Анализ исследований позволяет выделить три основные группы психолого-педагогических условий: информационные, технологические и личностные. Под психолого-педагогическими условиями понимается организация образовательного процесса с использованием педагогических средств, методов и форм, педагогического взаимодействия, информационного содержания и психологического микроклимата, которые обеспечивают целенаправленное воздействие.[3] Определение совокупности таких условий зависит от сущности качества личности, которое формируется, и специфики образовательной среды и субъектов деятельности вузовского образовательного процесса. [4, 9,13]. Таким образом, под психолого-педагогическими условиями понимается определенная организация образовательного процесса в совокупности педагогических средств, методов и форм организации образовательного процесса, конкретных способов педагогического взаимодействия, информационного содержания образования, особенностей психологического микроклимата, обеспечивающая возможность целенаправленного педагогического воздействия на студентов.
Совокупность психолого-педагогических условий достижения определенной цели, определяется, во-первых, сущностью и содержанием формируемого качества личности (как основы для выбора базовых образовательных подходов, принципов, средств и методов воздействия) и, во-вторых, спецификой среды, организационных условий и субъектов деятельности учреждений, в которых осуществляется образовательный процесс в Вузе. Интерес представляют условия, определяющие возможность и успешность развития компетентности личности, а также использование компетентностного подхода к профессиональной подготовке студентов. Суть такого подхода в профессиональной подготовке студентов, позволяет реализовать все вышеназванные условия системно, с применением наиболее адекватных, с точки зрения сущности компетентности как качества личности, средств, методов и форм организации учебно-воспитательного процесса.
Сущность подхода заключается в приоритетной ориентации на такие цели образования, как обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности [5].
В.А. Исаев отмечает, что с позиции подхода формирование компетентности является целеполагающим и осуществляется исключительно за счет методических и педагогических подходов, а не за счет «преподавания» на предметно-содержательном уровне. Для этого предусматривается необходимость соответствующей организации образовательного процесса, а именно: изменение роли преподавателя: от трансляции знаний и способов деятельности к проектированию индивидуального личностного развития каждого студента; внедрение инновационных методов стимулирования учебной деятельности посредством действия, обмена опытом, изучения опыта, постановки и творческого решения проблем; применение методов обучения, содействующих формированию всех составляющих профессиональной компетентности обучающихся в зависимости от их личных склонностей; ориентация студентов на бесконечное разнообразие профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение прочной взаимосвязи образовательных целей с ситуациями применимости на рынке труда; применение альтернативных оценочных процедур, адекватных особенностям приобретаемого студентами опыта - набору компетенций, и учитывающих индивидуальные особенности развития [7].
Э.Ф. Зеер отмечает, что центральное место в реализации подхода принадлежит ряду развивающих технологий, а именно: когнитивно - ориентированным (диалогические методы обучения, семинары-дискуссии, проблемное обучение, когнитивное инструктирование, когнитивные карты, инструментально-логический тренинг, тренинг рефлексии и др.); деятельностно- ориентированным (метод проектов, имитационно-игровое моделирование, организационно - деятельностные игры, контекстность обучения и др.); личностно - ориентированным (интерактивные и имитационные игры, тренинги развития, развивающая психодиагностика и др.) [5, 6]. Исходя из нашего видения сущности компетентности студентов как системной совокупности общесоциальных и профессиональных характеристик, можно сказать, что подход к образованию должен способствовать оптимизации освоения и исполнения студентами разнообразных социальных и профессиональных ролей, обеспечивать способность к реализации многообразных социальных и профессиональных ролевых функций. Это, в свою очередь, предполагает ориентацию этого подхода на овладение студентами контекстной информацией и творческими способами ее использования, на их ориентацию в многообразии ситуаций социальной и профессиональной действительности и развитие умений адекватно действовать в меняющихся обстоятельствах.
Таким образом, целенаправленное развитие компетентности посредством реализации этого подхода в процессе профессиональной подготовки связано: а) с определенным содержательным и процессуальным структурированием и наполнением содержания обучения для обеспечения целостности, внутрипредметной и межпредметной интеграции научного знания, рационального сочетания вариативности и инвариантности информации, ее фундаментальности и контекстности; б) с выбором и реализацией эффективных форм и методов организации деятельности студентов по системному овладению социальными и профессиональными знаниями, их сознательному творческому применению, овладению навыками профессиональной деятельности, социального поведения, социального и профессионального общения; в) с организацией конструктивного педагогического взаимодействия, способствующего развитию сознательного отношения студентов к содержанию образования, ответственного отношения к своей деятельности и поведению, повышению их образовательной активности и т.д. Важным аспектом организации процесса формирования компетентности личности является учет закономерностей развития мышления и деятельности. Формирование и качественное совершенствование системы знаний, обусловлено именно развитием мышления и деятельности.[4; с.59]
Мышление также правомочно рассматривать как деятельность - интеллектуальную, или мыслительную деятельность [8]. В связи с этим, важно эффективно структурировать последовательность образовательных методов и приемов. Их применение должно способствовать поступательному развитию психологических характеристик компетентности (интеллектуально-когнитивных и деятельностноповеденческих) и становлению внутренней мотивационной основы саморазвития и профессионального совершенствования студентов. Образовательный процесс должен основываться на следующих критериях:
1.Сущность и структура компетентности личности студентов. В основе когнитивно-интеллектуальных критериев лежат обобщенные социальные и профессиональные знания, которые могут быть интерпретированы или использованы творчески для решения различных социальных и профессиональных задач.)Оценка осуществляется посредством устного или письменного опроса, контент-анализа результатов решения задач.
2. Мотивационно-волевые критерии - сознательное и ответственное отношение к осуществляемой деятельности и к ее результатам. Оценка осуществляется посредством педагогического наблюдения (стремление исправить ошибки, улучшить результаты при условии, что это не меняет отметки; участие в работе на добровольных основах), бесед. 3. Деятельностно-поведенческие критерии - практический опыт контекстного социального взаимодействия / профессиональной деятельности.
Оценка осуществляется посредством педагогического анализа, экспертизы содержания и результатов деятельности. Каждая группа критериев может оцениваться по нескольким параметрам, являющимся основаниями для проведения экспертизы (на базе результатов педагогического наблюдения, бесед, контент-анализа, опроса и т.д.). Таким образом, теоретические и методологические основы формирования компетентности, содержание компетентностного подхода к профессиональной подготовке позволили выделить совокупность психолого-педагогических условий формирования компетентности у студентов. Реализация в образовательной практике описанных выше психолого-педагогических условий будет способствовать решению наиболее актуальной задачи современной высшей школы, подготовке конкурентоспособного выпускника.
Список литературы
Жог
В.И. Методология организационной психологии [Электронный
ресурс]:
учебное
пособие/
Жог
В.И.,
Тарабакина
Л.В.,
Бабиева
Н.С.—
Электрон
.
т
екстовые
данные.—
М.:
Прометей,
2022.—
160
c.—
Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/18587.
—
ЭБС
«
IPRbooks
»
Денисова
Е.
А.
Организация
самостоятельной
работы
студентов
[Электронный
ресурс]
:
электрон.
учеб.
пособие
/
Е.
А.
Денисова,
Э.
Ф.
Николаева, С. Ю. Николаева ; ТГУ ;
Гуманит
.-
пед
. ин-т ; каф. "
Теорет
. и
прикладная
психология".
-
Тольятти
:
ТГУ,
2018.
-
78
с.
-
Библиогр
.:
с.
76-78.
- ISBN 978-5-8259-0987-5 : 1-00.
Экспериментальная
психология
[Электронный
ресурс]
:
практикум
/
. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2016. — 85 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66133.html
Семенова
Л.Э.
Методологические
основы
психологии
[Электронный ресурс]
:
учебно-методическое пособие / Л.Э. Семенова. —
Электрон
.
т
екстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2016. —
106
c. —
2227-8397.
—
Режим
доступа:
http://www.iprbookshop.ru/58324.html
Шутов А.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]:
учебное
пособие/
Шутов
А.И.,
Семикопенко
Ю.В.,
Новописный
Е.А.—
Электрон
.
т
екстовые
данные.—
Белгород:
Белгородский
государственный
технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2021.— 101 c.—
Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/28378.
— ЭБС
«
IPRbooks
»
Корнилова
Т.
В. Методологические
основы
психологии
:
учеб
.
п
особие для вузов / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. - Гриф УМО. - СПб. :
Питер, 2018. - 316 с. - (Учеб
.
п
особие). -
Библиогр
.: с. 308-316. - ISBN 5-
94807-015-8:
123-27
Маланов
С.
В. Методологические
и
теоретические
основы
психологии
:
учеб
.
п
особие
/
С.
В.
Маланов;
РАО;
Моск
.
психолого-
социальный ин-т. - М. : МПСИ ; Воронеж :2022. - 333 с. - (Б-ка психолога). - Библиогр.: с. 319-329. - ISBN 5-89502-674-5 (МПСИ): 76-08
Болотова
А. К. Прикладная психология : учеб
.
д
ля вузов / А. К.
Болотова
, И. В. Макарова. - М.
:
Аспект Пресс, 2002. - 383 с. : ил. -
Библиогр
.:
с. 365-369. - Слов
.
т
ерминов и понятий: с. 370-380. - ISBN 5-7567-0150-8: 101-
60
Маланов
С.
В. Методологические
и
теоретические
основы
психологии
:
учеб.
пособие
/
С.
В.
Маланов;
РАО;
Моск
.
психолог
о-
социальный ин-т. - М.
:
. - 333 с. - (Б-ка психолога). -
Библиогр
.: с. 319-329. -
ISBN
5-89502-674-5
(МПСИ):
76-08
Петровский
А.
В. Теоретическая
психология
:
учеб
.
п
особие
для
вузов / А. В. Петровский, М. Г.
Ярошевская
. - Гриф УМО. - М.
:
Academia
,
2021. - 496 с. - (
Высш
. образование). -
Библиогр
.: с. 492-493. - ISBN 5-7695-
0799-3:
119-00
Бурлачук
Л.
Ф.
Психодиагностика
:
учеб.
для
вузов
/
Л.
Ф.
Бурлачук
. - 2-е изд.,
перераб
. и доп. - СПб. : Питер, 2021. - 378, [1] с.
:
ил. -
(Учебник для вузов). -
Библиогр
.: с. 345-374. -
Алф
. указ
.:
с. 375-378. - Прил.:
с.
379.
- ISBN
978-5-91180-841-9:
20