Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 им.Ф.Липса»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Методическая разработка открытого урока

«Развитие координации на уроке классического танца»

Подготовила: Маркова И.Е.,

преподаватель отделения

хореографического искусства

2024г.

Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока «Развитие координации на уроке классического танца» представляет собой конспект открытого занятия, где описывается последовательное выполнение упражнений классического танца у станка, на середине класса для развития координации, включая одновременную работу ног, рук, головы.

Учебная дисциплина: Классический танец (Дополнительная предпрофессиональная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»)

Класс: пятый (третий год обучения)

Тема урока: «Развитие координации на уроке классического танца»

Форма проведения занятия: групповой урок

Тип урока: урок обобщения и систематизации (установление уровня овладения учащимися теоретическими и практическими знаниями, имеющие решающее значение для овладения изученного материала в целом, проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему программному материалу, изучаемому на протяжении длительных периодов – четверти, полугодия и за весь год обучения.)

Мотивация темы: Классический танец – это основа, на которой держится всё танцевальное искусство. Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. Экзерсис у станкаэто упражнения, состоящие из целого комплекса движений, которые выполняются в определённой последовательности. Это комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости, воспитание выворотности ног, укрепление опорно-двигательного аппарата. Кроме того, движения экзерсиса развивают координацию движений рук, ног и головы, способствуют правильной постановке корпуса. Развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является необходимым условием роста и развития юного танцора.  

Место проведения урока: танцевальный класс

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока: закрепить полученные знания обучающихся: выработать точность, свободу, пластичность и координацию движений при исполнении экзерсиса у станка, на середине класса.

Задачи урока:

- обучающие: показать правильность выполнения экзерсиса у станка и на середине класса, дальнейшая работа над постановкой корпуса, рук, ног при выполнении упражнений классического танца;

- развивающие: содействовать развитию координационных способностей обучающегося через осмысленное выполнение экзерсиса у станка и на середине класса, развивать целеустремлённость и настойчивость в работе на уроке классического танца;

- воспитательные: воспитать любовь к классическому танцу через классическую музыку, обеспечить условия для положительного интереса к учёбе, воспитать сосредоточенность, выдержку при выполнении экзерсиса у станка и на середине класса.

Междисциплинарные связи:

Ритмика (умение ритмично выполнять движения при различных темпах музыки), танец (умение музыкально выполнять движения соответственно характеру музыкального аккомпанемента), гимнастика (умение координировать работу корпуса, ног, рук, головы).

Методы обучения: словесный (беседа, объяснение), наглядный (показ упражнений), исследовательский (умение проанализировать выполнение упражнений, что получилось, что не получилось, почему?)

Терминология:

ПН – правая нога

ЛН – левая нога

ПР – правая рука

ЛР – левая рука

Demi-plie

– полуприседание

Grand

plie

большое

приседание

Battements

tendus

отведение

и

приведение натянутой ноги по полу

Battements

tendus

jetes

бросок

ноги

в

точку

25`

Rond

de

jambe

par

terre

en

dehors

,

en

dedans

круг

ногой

по

полу

наружу

(

от

себя

)

,

внутрь

(

к

себе

)

Battements

frappes

«

ударяющее

»

движение

Battements

fondus

«

тающ

е

е

»

движение

Petits

battements

sur

le

cou

de

pied

маленький

батман

Battements

soutenus

45`

неослабевающее,

непрерывное движение

Ronds de jambe en lʹair –

круги

ногой

в

воздухе

Battements

releve

lents

90`

– медленное поднимание ноги на 90°

Battements developpes

– разворачивающее движение

Grand

battements

jetes

– движение

с большим броском

Хронокарта занятия

Ориентировочно-мотивационный

этап

: объявление темы,

мотивации темы,

цели и задачи урока

;

Теоретическ

ий

этап урока.

Практическ

ий

этап урока.

Заключение. Подведение итог

ов

урока.

Ход урока

Ориентировочно-мотивационный этап: объявление темы, цели и задачи урока;

Здравствуйте. Начинаем открытый урок по предмету «Классический танец», 5 класс, третий год обучения.

Тема урока: «Развитие координации на уроке классического танца»

Теоретический этап урока.

Классический танец – это основа, на которой держится всё танцевальное искусство. Обучение классическому танцу начинается с экзерсиса. Экзерсис у станкаэто упражнения, состоящие из целого комплекса движений, которые выполняются в определённой последовательности. Это комплекс упражнений, направленных на развитие гибкости, воспитание выворотности ног, укрепление опорно-двигательного аппарата. Кроме того, движения экзерсиса развивают координацию движений рук, ног и головы, способствуют правильной постановке корпуса. Развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является необходимым условием роста и развития юного танцора.  

Программа обучения классическому танцу устроена по принципу усложнения, и преодолевать трудности можно только с помощью хороших данных, в числе которых — координация.

Координация — это умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится ненапряженно, пластично, чётко.

Развитие координации на уроках классического танца — процесс длительный и последовательный.

В своей статье Ирина Ивановна Бадаева «Принципы развития хореографической координации в методике А. Я. Вагановой» обосновывает актуальность введения понятия «хореографическая координация» как уникальной композиции отдельных специфических координационных способностей, таких как: способности к согласованию, ритму, ориентированию, произвольному сокращению и расслаблению мышц, равновесию и вестибулярной устойчивости.

Есть дети, которые имеют одинаково высокие или одинаково низкие показатели координации, проявляемой в различных двигательных действиях. Можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм и т. п., подтверждая реальность существования фактора «общей координационной готовности», или «общими координационными способностями».

Способность к согласованию является одной из немаловажной координационной способностью.

Ученик начинает познавать азы классического танца, стоя лицом к палке, в первой выворотной позиции, держась двумя руками за эту опору. Именно у станка определяется и формируется координационно-техническая работа мышц, выступающая основой механики любого движения. К.Блазис вывел две основные группы движений: plie и battement, и на их основе конструктивно выстроил комплекс последовательных упражнений. Tendu начинают изучать с первых уроков классического танца. В методике А. Я. Вагановой сохраняются традиции К. Блазиса, а именно: «начальное изучение происходит лицом к палке, держась двумя руками за палку, из первой позиции». С первых уроков педагог обязан объяснить детям значение понятия «опорная нога», так как существуют движения, исполняемые на двух или на одной ноге. Исполняя движения на одной ноге, необходимо удерживать равновесие, то есть сохранять устойчивость. Изучив и освоив tendu лицом к палке (держась двумя руками за палку), приобретя навык правильной координированной передачи корпуса с двух ног на одну, можно переходить к изучению движения, держась, одной рукой за палку, а впоследствии, и на середине зала. Таким образом, последовательно развивается статокинетическая устойчивость, как один из видов координационных способностей. На этом примере можно продемонстрировать, как последовательно и постепенно ученики осваивают движение сначала лицом к палке, держась двумя руками за опору, далее — держась за опору одной рукой, и впоследствии на середине зала, без опоры. Все новые движения по методике А. Я. Вагановой сначала изучаются «в сторону». Не является исключением и tendu. С точки зрения развития координации, это физиологично, так как сначала осваивается только однонаправленное движение. После того, как движение в сторону хорошо проучено, можно переходить к освоению tendu вперед и назад, то есть переходить к разнонаправленным движениям. Развивается устойчивость не только с ногой в сторону, но и с ногой вперед и назад. В дальнейшем движение выносится на середину зала и делается без опоры. Развитие устойчивости является одним из составляющих развития координационных способностей.

В первоначальном изучении, держась одной рукой за палку, вторая рука открывается на вторую позицию отдельно, до начала исполнения движения (делается preparation рукой), и остается там до конца комбинации. Закрывается рука в исходное положение после того, как работа ног закончилась. Нога и рука теперь двигаются поочередно. Движения одной ногой делаются в разных направлениях: вперед, в сторону и назад. Во время исполнения всей комбинации рука сохраняет свое положение, предварительно открывшись в сторону. Следующий этап изучения, состоит в согласовании руки, ноги и головы. Движение ноги делается с одновременным открыванием руки на вторую позицию. В движении участвуют и рука, и нога одновременно. Надо отметить, что когда учащиеся изучают позиции рук, то голова всегда сопровождает кисть руки. Этот естественный поворот головы вслед за движением рук применяется в классическом танце. Если рука открывается на вторую позицию (в сторону), то голова, всегда следуя за ней, поворачивается в сторону; взгляд направляется в центр зала. Итак, когда рука открывается вместе с ногой, то задействована и голова. Таким образом, одновременно в движении участвуют нога, рука и голова. Происходит постепенное согласование двигательных действий различных частей тела: сначала открываются руки, затем начинают работать ноги. Далее рука и нога начинают двигаться одновременно. Так последовательно развивается координация.

Вывод:

Когда Майю Плисецкую спросили, что главное в балете, она ответила: «Для меня — артистичность, музыкальность, танцевальность, потому что это от природы. Это и есть талант. А научить танцевать можно кого угодно. Конечно, если хорошие данные, то это просто блестяще! И хорошие данные, и эти три компонента».

А важная составляющая танцевальности — координация — одно из главных требований в хореографии.

Практический этап урока

Дети стоят у хореографического станка.

Приветствие зрителям – ПОКЛОН

Экзерсис у станка:

Demi

g

rand

-

plié

,

муз

.

размер

4/4

ИП – I поз.ног, ПРподг.положение

Preparation: 1 такт 4/4

«1» - пауза

«2» - небольшой взмах от локтя ПР

«3» - 1-ая позиция руки

«4» - 2-ая позиция руки

1 такт:

1и2и3и4иgrand-plié по I поз.ног, движение вниз, колени направлены к большим пальцам, усиливая выворотность ног, сохраняя корпус ровным, подтянутым. Одновременно начинает двигаться ПР вниз в подготовительное положение. Голова направо.

2 такт:

1и2и3и4и – движение вверх в исходное положение. ПР поднимается на 2 счёта в 1-ую позицию, голова направлена в ПР, далее ПР открывается на 2 счёта на 2-ую позицию, голова сопровождает движение руки.

3 такт:

1и2и3и4и - demi-plié по I поз.ног, ПР сохраняет 2-ую позицию, голова направо

4 такт:

1и2и battements tendus в сторону II позиции ног, голова прямо

3и4и – перевести вес тела на II позицию ног, голова направо

5-7 такты – grand-plié и demi-plié по II позиции ног (повторяются 1-3 такты)

8 такт:

1и2и перевести вес тела на ЛН, голова прямо

3и4и – demi-rond ПН вперёд и встать на IV позицию ног, ПР на II позиции, голова направо

9-11 такты: 3 demi-plié по IV позиции ног, ПР на II позиции, голова направо

12 такт: переход на V позицию ног

13-15 такты выполняются как 1-3 такты, только всё по V позиции ног

16 такт:

1и2и battements tendus ПН в сторону II позиции ног, ПР на II позиции, голова прямо

3и4и – одновременно закрыть ПН в I позицию ног, ПР в подготовительное положение, голова сопровождает движение руки.

Battements

tendus

,

муз

.

размер

2

/4

ИП – V поз.ног ПН впереди, ПР – подг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта 2/4

1 такт пауза

2 такт небольшой взмах от локтя ПР, голова направо

Основное движение:

1 тактbattements tendus ПН вперёд, ПР в I позицию, голова за рукой

2 такт – battements tendus ПН вперёд, ПР во II позицию, голова направо

3 такт –

«1и» battements tendus ПН вперёд, ПР во II позиции, голова направо

«2и» passe par terre ПН назад, ПР во II позиции, голова направо

4 такт –

«1и» ПН закрыть в V поз.ног сзади

«2и» ПР закрывается в подготовительное положение

5-8 такты повторяют движение 1-4 тактов, выполняется battements tendus ПН назад (в обратном порядке)

9 тактbattements tendus ПН в сторону, ПР в I позицию, голова за рукой

10 такт – battements tendus ПН в сторону, ПР во II позицию, голова прямо

11-12 тактыbattements tendus ПН в сторону pur le pie, ПР во II позиции, голова прямо, ПН закрывается назад

13 такт –

«1и» demi-plié, ПР во II позиции, голова направо

«2и» вскок на полупальцы

14 такт – полуповорот от станка, руки во II позиции

15 такт – пауза

16 такт –

«1и» опускаемся в V поз.ног ЛН сзади, ЛР во II позиции, голова налево

«2и» ЛР закрывается в подготовительное положение

17-32 такта повторяют движение 1-16 тактов, только в обратном порядке (назад), полуповорот будет выполняться к станку, дети должны вернуться в исходное положение.

Battements

tendus

jete

,

муз

.

размер

2/4

ИП – V поз.ног ПН впереди, ПР – подг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта 2/4

1 такт – пауза

2 такт – небольшой взмах от локтя ПР, голова направо

Основное движение:

1 такт – battements tendus jete ПН вперёд, ПР в I позицию, голова за рукой

2 такт – battements tendus jete ПН вперёд, ПР во II позицию, голова направо

3такт – battements tendus jete pike ПН вперёд, ПР во II позицию, голова направо

4 такт – вернуться в исходное положение, V поз.ног ПН впереди, ПР – подг.положение, голова направо

5-8 такты повторяют 1-4 такты, ПН battements tendus jete в сторону, на 8 такт ПН закрывается в V поз.ног назад, ПР – подг.положение, голова направо;

9-12 такты повторяют 1-4 такты, ПН battements tendus jete назад, на 12 такт ПН закрывается в V поз.ног назад, ПР остаётся во II позиции, голова направо;

13 такт

«1и» battements tendus jete ПН назад

«2и» battements tendus jete ПН вперёд через passe par terre, ПР во II позиции, голова направо

14 такт –

«1и» ПН закрыть в V поз.ног вперёд, ПР остаётся во II позиции, голова направо

«2и» demi-plié, ПР во II позиции, голова направо

15 такт –

«1и» вскок на полупальцы в V поз.ног, ПН впереди

«2и» полуповорот к станку, руки в I позиции (меняем направление), ПР на станок, ЛР открывается во II позицию, в V поз.ног, ЛН впереди

16 такт –

«1и» опускаемся в demi-plié V поз.ног ЛН впереди, ЛР опускается в подготовительное положение, голова налево

«2и» ИП – V поз.ног ЛН впереди, ЛР – подг.положение, голова налево

17-32 такта повторяют движение 1-16 тактов, battements tendus jete ЛН.

На два аккорда – ПР закрываются в подготовительное положение

Rond

de jambe par

terre

,

муз

.

размер

4/4

ИП – 1 поз.ног, ПР – подг.положение, голова направо

Preparation: 1 такта 4/4

«1и» demi-plié по I поз.ног, ПР сохраняет подгот.положение, голова направо

«2и» battements tendus ПН вперёд, ПР в I позицию, голова в ПР

«3и» demi-rond ПН до стороны, ПР – на II позицию, голова направо

«4и» demi-rond ПН назад, ПР – на II позицию, голова прямо

1 такт1 rond de jambe par terre en dehor

2 такт2 rond de jambe par terre en dehor

3 такт3 rond de jambe par terre en dehor

4 такт4 rond de jambe par terre en dehor, закончить вперёд

5 такт –

«1и2и» releve lents на 45

«3и4и» demi-rond ПН до стороны, ПР – на II позицию, голова прямо

6 такт –

«1и2и» demi-rond ПН назад, ПР – на II позицию, голова прямо

«3и4и» опустить ПН, закрыть в 1 поз.ног

7-8 тактыIII port de bras

9-14 тактыповторяются 1-6 такты, только rond de jambe par terre en dedan

15-16 такты – перегибы корпуса к станку, от станка.

На два аккорда – ПН и ПР закрываются в исходное положение

Battements

fondus

,

муз.размер

4/4

ИП – V поз.ног ПН впереди, ПР – подг.положение, голова направо

Preparation: 1 такт 4/4

ПР открывается на II позицию, через I позицию с работой головы

Основное движение:

1-2 тактыbattements fondus ПН вперёд, с работой ПР, голова за рукой

3-4 тактыbattements fondus ПН в сторону, с работой ПР, голова за рукой

5-6 такты battements fondus ПН назад, с работой ПР, голова за рукой

7 такт – ПН опускается, через passe par terre закрывается в V поз.ног вперёд

8 такт – ПР закрывается в подготовительное положение, голова сопровождает движение руки

9 тактbattements soutenus в пол ПН вперёд, с работой ПР

10 тактbattements soutenus в пол ПН в сторону, с работой ПР

11 тактbattements soutenus в пол ПН назад (нога закрывается в 1 поз.ног), с работой ПР (остаётся на 2 позиции)

12 тактbattements tendus ПН вперёд

13-16 тактыIII port de bras на demi-plié на опорной ноге

На два аккорда – ПН и ПР закрываются в исходное положение

Battements frappes

,

муз.размер

2/4

ИП – V поз.ног, ПН впереди, ПР – подг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта 2/4

ПН открывается в сторону через battements tendus jete, одновременно ПР открывается на II позицию, через I позицию с работой головы

Основное движение:

1-2 такты ПН 2 battements frappes вперёд, ПР – на II позиции, голова направо

3-4 такты – ПН 2 battements frappes в сторону, ПР – на II позиции, голова прямо

5-6 такты ПН 2 battements frappes назад, ПР – на II позиции, голова направо

7-8 такты – ПН 2 battements frappes в сторону, ПР – на II позиции, голова прямо

9-16 такты petits battements sur le cou-de-pied ПН (en dehor, en dedan), ПРна II позиции, голова прямо.

На последнюю четверть 16 такта ПН открывается в сторону на 45

На два аккорда – ПН и ПР закрываются в исходное положение

Ronds de jambe en lʹair

(

подготовительное упражнение

)

,

муз.размер

4/4

ИП – лицом к станку, V поз.ног, ПН впереди, руки на «станке»

Preparation: 2 такта 4/4

ПН открывается в сторону через battements tendus, поднимается на 45

Основное движение:

1-3 такты – 3 ronds de jambe en lʹair (подготов.дв.) ПН

4 такт – ПН опускается на пол (положение battements tendus в сторону) и поднимается на 45

5-7 такта – 3 ronds de jambe en lʹair (подготов.дв.) ПН

8 такт – ПН опускается и закрывается в исходное положение

Battements

developpes

,

муз

.

размер

4/4

ИП – лицом к станку, V поз.ног, ПН впереди, руки на «станке»

Основное движение:

1-4 такты – 2 battements developpes ПН в сторону

5-8 такты – 2 battements developpes ПН назад

9-10 тактыперегиб корпуса влево

11-12 такты – перегиб корпуса вправо

13-14 такты – перегиб корпуса назад, голова направо

15 такт – releve на полупальцы ПН сзади

16 тактполуповорот направо на полупальцах от станка, встать спиной к станку, опуститься в V поз.ног ПН впереди

17-20 такты – 2 battements developpes ПН вперёд

20-24 такты III port de bras

Grand

battements

jetes

ИП – V поз.ног, ПН впереди, ПР – подг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта 2/4

ПР открывается на II позицию, через I позицию с работой головы

Основное движение:

1-6 такты – 3 grand battements jetes ПН вперёд, ПР на II позиции, голова направо

7-8 такты – пауза

9-14 такты – 3 grand battements jetes ПН в сторону, ПР на II позиции, голова прямо

15-16 такты – пауза

17-22 такты – 3 grand battements jetes ПН назад, ПР на II позиции, голова направо

23-24 такты – пауза

25-30 такты – 3 grand battements jetes ПН в сторону, ПР на II позиции, голова прямо

31-32 такты – пауза

Экзерсис на середине зала

Demi-plié,

муз

.

размер

4/4

ИП – I поз.ног, Руки – подг.положение, голова направо

Preparation: 1 такт 4/4

«1» - пауза

«2» - небольшой взмах от локтя ПР

«3» - 1-ая позиция рук

«4» - 2-ая позиция рук

1 такт:

1и2и3и4и – demi-plié по I поз.ног, движение вниз, колени направлены к большим пальцам, усиливая выворотность ног, сохраняя корпус ровным, подтянутым. Одновременно начинает двигаться руки вниз в подготовительное положение. Голова направо.

2 такт:

1и2и3и4и – движение вверх в исходное положение. Руки поднимается на 2 счёта в 1-ую позицию, голова направлена в ПР, далее руки открывается на 2 счёта на 2-ую позицию, голова сопровождает движение правой руки.

3 такт:

1и2и3и4и - releve по I поз.ног, руки сохраняют 2-ую позицию, голова прямо

4 такт:

1и2и battements tendus в сторону II позиции ног, голова прямо

3и4и – перевести вес тела на II позицию ног, голова направо

5-7 такты – demi-plié по II позиции ног (повторяются 1-3 такты)

8 такт:

1и2и перевести вес тела на ЛН, голова прямо

3и4и – переход на V позицию ног ПН впереди, руки на II позиции, голова направо

9-11 такты: demi-plié по V позиции ног (повторяются 1-3 такты)

12 такт: переход на V позицию ног, ПН сзади

13-15 такты demi-plié по V позиции ног (повторяются 1-3 такты)

16 такт:

1и2и battements tendus ПН в сторону II позиции ног, руки на II позиции, голова прямо

3и4и – одновременно закрыть ПН в I позицию ног, руки в подготовительное положение, голова сопровождает движение правой руки.

Battements

tendus

,

муз

.

размер

2

/4

ИП – V поз.ног ПН впереди, рукиподг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта 2/4

Руки открываются на II позицию, через I позицию, голова сопровождает движение ПР

Основное движение:

1-6 такты 3 battements tendus ПН вперёд, руки на II позицию, голова направо

7-8 такты – пауза

9-14 такты 3 battements tendus ПН в сторону, руки на II позицию, голова прямо

15-16 такты – пауза

17-22 такты 3 battements tendus ПН назад, руки на II позицию, голова направо

23-24 такты – пауза

25-30 такты 3 battements tendus ПН в сторону, руки на II позицию, голова прямо

31-32 такты – пауза

Allegro (прыжки)

Pas

saute

,

муз.размер

2/4

ИП – I поз.ног, Руки – подг.положение, голова прямо

Preparation: 2 такта

1такт – ИП

2такт «и2» - demi-plié

Основное движение: 8 тактов, прыжок выполняется за такт

4 pas saute по I позиции ног, четвёртый прыжок заканчивается на II позицию ног

4 pas saute по II позиции ног, четвёртый прыжок заканчивается на V позицию ног, ПН впереди, голова направо

4 pas saute по V позиции ног, четвёртый прыжок заканчивается на V позицию ног, ЛН впереди, голова налево

4 pas saute по V позиции ног, четвёртый прыжок заканчивается на 1 позицию ног, голова прямо

На два аккорда усилить demi-plié и встать в исходное положение.

Pas

echappe

,

муз.размер

2/4

ИП – V поз.ног, ПН впереди, Руки – подг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта

1такт – ИП

2такт «и2» - demi-plié

Основное движение: 8 тактов, прыжки выполняются с работой рук (во время прыжка – в 1 позицию, при приземлении – на II позицию), голова меняет направление за вреди стоящей ногой.

1-3 такты 3 echappe, начинать ПН впереди

4 тактпауза, Preparation к следующему прыжку

5-7 такты 3 echappe, начинать ЛН впереди

8 тактпауза, Preparation к следующему прыжку

Changement

de

pieds

,

муз

.

размер

2/4

ИП – V поз.ног, ПН впереди, Руки – подг.положение, голова направо

Preparation: 2 такта

1такт – ИП

2такт «и2» - demi-plié

Основное движение: 8 тактов, руки сохраняют подготовительное положение, голова меняет направление за каждым прыжком.

1-2 такты 4 changement de pieds

3-4 такты пауза, Preparation к следующему прыжку

5-6 такты 4 changement de pieds

3-4 такты пауза, Preparation к следующему прыжку (либо закончить)

IV port de bras на середине зала

Закончить урок поклоном

Итак:

Координация — это умение согласовывать движения различных частей тела. Отдельные элементы движения соединяются в единое двигательное действие, которое производится ненапряженно, пластично, чётко. Развитие координации на уроках классического танца — процесс длительный и последовательный. Развитие координации имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является необходимым условием роста и развития юного танцора.