Развитие критического и креативного мышления учащихся через инновационную технологию «Укрупнённая дидактическая единица» в реализации образовательных программ ФГОС нового поколения.

Учитель начальных классов Киба Ирина Ярославовна

февраль 2024 год

Современное содержание ФГОС направлено на интеллектуальное развитие школьников, формирование культуры, критического и креативного мышления.

Критическое мышление- это система суждений, которую применяют для анализа информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.

Креативное мышлениеэто способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму (интеллект+воображение).

Методическая технология УДЕ представляет приоритетную и конкурентоспособную технологию обучения.

Дидактическая единица – это целостная, законченная по смыслу информационная часть учебной программы, причём объём этой части может быть различен. Укрупнить дидактическую единицу, это значит увеличить объём информации, который она в себя включает.

УДЕ (укрупненная дидактическая единица) как средство систематизации и обобщения знаний.

«Формирование целостных системных знаний за счёт совмещения в учебной дисциплине структурно сходных понятий и закономерностей составляет суть технологии укрупнения дидактических единиц (П.М. Эрдниев), идею которой часто называют «идеей века в педагогике»

«УДЕ – это технология обучения, обеспечивающая самовозрастание знаний учащегося благодаря активизации у него подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения во времени и пространстве взаимодействующих компонентов доказательной логики и положительных эмоций».

В соответствии с принципами УДЕ происходит сравнительное, одновременное изучение взаимосвязанных или противоположных по смыслу объектов, понятий, явлений, закономерностей, процессов и т.п., в результате чего учащиеся получают целостную, структурную информацию.

УДЕ находится на стыке наук – математики, физиологии, медицины, философии, филологии и отражает глубинные стороны восприятия учащимися излагаемого материала. Психофизиологические истоки данного научного направления восходят к исследованиям академика И.П. Павлова «Противопоставление ускоряет, облегчает наше здоровое мышление». В современных исследованиях установлено, что если логика, слова, знаки, счёт – сосредоточены в левом полушарии, то чувства, эмоции, образная информация – в правом полушарии у большинства людей (речь идёт о правшах).

На уроке, проводимом по технологии УДЕ, ученик произносит вслух целый рассказ, формулируя условие задачи, вопрос задачи и решение прямой и обратной задачи. Моментом, вызывающем улыбку на лице ученика, оказывается замыканием цепи суждений, результат этого действия объединяет нервные элементы левого и правого полушарий головного мозга, от логики к эмоциям, переход от мира умозаключений к миру переживаний. В результате такой мыслительной деятельности у ученика снимаем психологические нагрузки в учении, предупреждаем неуспеваемость, сохраняем здоровье.

При построении учебного процесса на принципах УДЕ достигается целостность знаний, системность, прочность усвоения информации при сокращении расходов учебного времени, открываются пути самообучения учащихся. Экономия расхода учебного времени благодаря УДЕ достигает 30% (даже у начинающего учителя), причём общее количество усваиваемой учащимся информации возрастает также не менее чем на треть против общепринятых норм.

4 основных принципа УДЕ:

Совместное изучение связанных

между собой обратными действиями

вопросов программы.

Деформированные задания, в которых искомым является не один, а несколько элементов, которые основываются на

логических операциях, переборе возможных решений

, сравнение чисел, контроле ответов.

Решение прямой задачи и преобразование её в обратные или аналогичные.

Увеличение творческих заданий по самостоятельному конструированию учащимися задач, примеров.

В технологии УДЕ рекомендовано применять: варьирование размеров шрифта, всевозможные подчёркивания, особые значки (символы) в тексте, язык стрелок, чертежи, графики, рисунки, схемы и концентрированные записи, тщательно продумывать расположение учебного материала, использовать параллельные записи, кластеры, синквейны, эмодзи (смайлики) и т.д.

Синквейн – это методический приём, состоящий из 5 строк стихотворной формы. Все строки являются нерифмованными, однако, написание каждой строки подчинено определённым правилам:

1 строка – 1 слово – тема текста (существительное)

2 строка – 2 слова (прилагательные или причастия), описывающие тему текста.

3 строка – 3 слова (глаголы или деепричастия), описывающие действия, связанные с темой текста.

4 строка – 4 слова (фраза), предложение выражающие отношение автора к тому, что он описывает. Это может быть крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм в тексте раскрываемой темы.

5 строка – 1-2 слова (итог) по аналогии с первой строкой, характеризующее суть темы. Чаще всего это синоним, ассоциация.

Эмодзи (смайлики) – отличный способ передать оттенки эмоций.

Кластер – это графическая форма организации информации. Кластер – один из методов (приёмов) критического мышления, стимулирующих интеллектуальное развитие учащихся. Приём кластера может применяться на любом этапе урока:

На этапе

вызова

-

учащиеся высказывают и фиксируют все имеющие знания по теме, свои предположения и ассоциации. Стимулирование познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

На этапе

осмысления

-

использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

На этапе

рефлексии

-

метод (приём) кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

- умение ставить вопросы;

- выделять главное;

- устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;

- сравнивать и анализировать;

- проводить аналогии.