Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №41»

Педагогический опыт по теме «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ТНР по средствам игровой технологии».

Выполнила: Печенина С.В.

2025

1 слайд Тема «Развитие логического мышления у детей старшего

дошкольного возраста с ТНР по средствам игровой технологии»

2 слайд

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о дошкольнике! Зачем это ребёнку? Дело в том, что навыки и умения, приобретенные в младшем дошкольном возрасте, служат фундаментом для получения знаний и развития познавательных способностей в более старшем возрасте. Важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».

3 слайд

Ребёнку, не овладевшему приёмами логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребёнка, снизится интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребёнок становится более внимательным, мыслит ясно и чётко, умеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

4 слайд

Для того чтобы целенаправленно, дифференцированно, комплексно решать задачи по развитию логического мышления в начале учебного года провела педагогическую диагностику и проанализировали: все ли дети умеют считать предметы, обозначать их соответствующей числовой карточкой или цифрой, сравнивать рядом стоящие числа и устанавливать равенство разными способами независимо от расстояния, расположения и размеров предметов, умеют ли сравнивать, классифицировать, обобщать. Анализ результатов показал:

не все дети самостоятельно находят лишние предметы на картинке, затрудняются объяснить, почему он лишний или почему эта фигура недостающая в ряду;

испытывают затруднения в классификации предметов;

некоторые не понимают цели задания или справляются с заданием за длительный промежуток времени.

5 слайд

Исходя из этого, поставила перед собой следующие задачи:

Учить анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и их изображения.

Развивать у детей познавательные интересы, творческое воображение, произвольность внимания.

Воспитывать уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей, коммуникативные навыки, желание вовремя прийти на

помощь товарищу.

6 слайд

Успешность работы по развитию логического мышления у дошкольников во многом определяется не только планомерными играми и занятиями, организуемыми воспитателем, но и окружающей детей развивающей предметно - пространственной средой, которую стараюсь создать в группе в содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

В нашей группе имеется центр интеллектуального развития, который постоянно обновляется и пополняется:

О

формила

новые настольно - печатные игры: «Ассоциации», «Логика», «Что напутал художник?», «Весёлая логика»;

игры на плоскостное моделирование: «Геометрическое лото», «

Танграм

», игры со счетными палочками;

Есть развивающие игры

Б. Никитина «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Логические блоки

Дьенеша

», разнообразные конструкторы и строительные наборы.

Изготовила

дидактические игры и пособия «Продолжи логический ряд», «Найди общий признак», «Что лишнее», «Магический квадрат», «Зоопарк», карточки со знаками – символами, на которых отражены признаки предметов (цвет форма, размер, толщина).

Составили схемы для игр и упражнений с логическими блоками и алгоритмами: «Засели домик», «Где, чей гараж», «Зоопарк», «Строители дорог».

Подобрала

загадки и стихи-небылицы с логическими ошибками.

Игры и пособия выставляем не все сразу, а периодически одни заменяются другими. Удобное расположение центра делает их доступными детям, способствует самостоятельной деятельности с ними.

 7 слайд

Для реализации задач по развитию логического мышления использую три основные формы взаимодействия с детьми:

обучение

на занятиях.

совместная деятельность воспитателя с детьми;

самостоятельная деятельность детей в течение дня

Отбирая методы и приёмы, стараюсь включать в основу образовательного процесса игры, как основной метод обучения дошкольников: дидактические, развивающие, логико-математические, а также игровые упражнения, экспериментирование, решение творческих и проблемных задач, практическую деятельность.

8 слайд

Формы организации занятия самые разнообразные: игры-путешествия, игры – сказки, с использованием литературных героев, сюжетно – дидактические игры, КВН, викторины. В содержание занятия обязательно включаю проблемно – поисковый метод, который помогает научить ребенка использовать известные способы действия, перенося их в незнакомые условия. Стараюсь не давать детям готовых ответов на поставленные вопросы, а ставлю их в ситуацию таким образом, что сообща, все вместе, путем проб и ошибок, выдвигая различные гипотезы и предложения, ищем ответ на поставленный вопрос. И все это без нагрузки на психику ребенка ведь он играет, а не просто что-то запоминает.

9 слайд

Игры и упражнения на развитие логического мышления. 

Формирование предпосылок по развитию логического мышления начала со среднего дошкольного возраста. Использовала простейшие игры «Разрезные картинки», «Сложи квадрат» из 2-4 частей разными способами, «Собери пазлы», «Подбери узор» и другие.

В старшей группе познакомила детей с играми более сложного содержания: головоломки  «Волшебный круг», показываю детям, как наложением деталей на образец можно собирать картинку, при этом чётко проговаривали название используемых фигур. Начинала с самых простых картинок, состоящих из 4-5 фигур (домик, неваляшка, гриб). В настоящее время учю создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода по расчлененному образцу.

10 слайд

Также в работе с детьми активно использую развивающие игры «Танграм» и «Пифагор». Вначале учила анализировать рисунок, схему (из каких фигур состоит, где они расположены), затем перешла к упражнениям по составлению более сложных фигур и предметов по расчлененному чертежу, затем по частично расчлененной схеме. Сейчас некоторые дети используют уже схемы силуэтного изображения: они анализируют силуэтный образец, сопоставляя части, проверяют свои предположения и составляют эту фигуру или предмет.

11 слайд

Игра с кубиками «Сложи узор», разработанная известным российским педагогом Б. Никитиным – одна из самых востребованных. Детей очень увлекла эта играНа начальном этапе они учились по схемам - заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Следует отметить, что складывание головоломки по схеме ни в коей мере не ограничивает ребёнка в свободе творчества.

12 слайд

Поняв, что из разных геометрических фигур путём приложения могут получаться различные предметы, животные и т.п., дети начинали придумывать собственные постройки

Составление узоров детьми по принципу «от простого к сложному» расширяет их интеллектуальные и творческие способности в целом. Они учатся находить ход решения, который ведёт к нужному результату.

13слайд

Следующим видом работы являются занимательные упражнения со счетными палочками. Дети учатся выкладывать разные фигуры (рыбку, самолётик, ракету, качели), считают количество палочек в каждой фигуре, называют геометрические формы, из которых составлена фигура (количество углов и сторон); сами придумывают и складывают фигуру, т. е мы закрепляем знания детей о фигурах и их видоизменениях, а также учатся преобразовывать фигуры путем перекладывания палочек (н-р, «переложить две палочки так, чтобы домик был перевернут в другую сторону» или составить домик из 6 палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок и др.)

14 слайд

Прекрасным материалом в развитии мыслительных операций дошкольников являются логические блоки Дьенеша. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями. К их числу относятся умения анализа, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

15 слайд

В своей работе также используем математические игры и упражнения, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур, т.е. нахождение закономерностей. Дети с удовольствием включаются в эти игры и практически все самостоятельно справляются с поставленными задачами.

16 слайд

Игры с алгоритмами занимают значительное место в нашей работе с детьми. Эти игры развивают такую функцию мышления как умение действовать по правилам, строго их выполнять, выражать свои действия словом. Они открывают большие возможности для раннего внедрения в обучение простейших идей информатики. Вначале учила детей «читать» простые алгоритмы - линейные (из 2-3 команд). Основной задачей было подготовить детей к пониманию того, что для достижения результата необходимо выполнить действие в соответствии с условием (правило, которое отражает последовательность действия, изображено на схеме с помощью условного знака – стрелки). Количество шагов постепенно увеличивали до пяти. Использовали специальные игры и упражнения на использование алгоритмов: «Гаражи», «Зоопарк», «Выращивание дерева», «Найди домик» и др.

17 слайд

Немаловажное значение для развития логического мышления имеют занимательные задачи на смекалку, загадки. («Назови одним словом», «Что лишнее?», «Что для чего предназначено?», «Картинки – противоположности», «Найди пару».) Чтобы выполнить задание, ребёнок должен:

выделить указанные признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;

сопоставить и объединить эти признаки, т.е. произвести синтез;

на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать умозаключение, т.е. выполнить задание.

Наглядность дидактического материала способствует более успешному усвоению нужных знаний и умений, делает процесс обучения ненавязчивым и интересным.

18 слайд

В своей работе используем загадки - небылицы с логическими ошибками. Нахождение несоответствия занимает немного времени, но, тем не менее, подобные загадки учат думать и анализировать, т.е. активизируют мыслительную деятельность.

Большой интерес вызывают у детей интеллектуальные праздники, вечера досугов, дни здоровья с заданиями на смекалку и сообразительность. В их содержание включаю загадки, игры - развлечения, разгадывание ребусов, лабиринтов и др. Подобранные по теме стихотворения, шутки, песни, игры и танцы оживляют такие мероприятия, являются средством переключения внимания, обеспечивают кратковременный отдых.

Один раз в месяц во второй половине дня мы провожу игру «Состязания Умников», где закрепляем пройденный материал, размышляем над проблемными ситуациями, упражняемся в решении логических, познавательных задач. Дети делятся на подгруппы, получают от сказочного героя (Незнайки, Умной Совы) конверт с заданиями и самостоятельно вместе находят пути решения. Детям предлагаем задания разной степени сложности: главное - чтобы решение проблемы увлекло их. Если дети затрудняются в решении заданий, то на помощь приходит вся группа, и решения принимают вместе.

19 слайд

Вся работа по развитию у детей логического мышления проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. В октябре провела консультацию на тему «Развитие умственных способностей детей». Где родителям были показаны игры и упражнения по развитию логического мышления, которые использую в занятиях и в свободной деятельности с детьми, с целью привлечь внимание родителей к решению этих задач и сделать их активными нашими помощниками. У родителей появилось внимание к интересам детей, и в этом немаловажную роль играют подобранные игры. Также для родителей проводятся индивидуальные беседы с рекомендациями. Рассказав детям сказку «Шашечное царство» им захотелось научиться играть в шашки после того как они освоили правила игры провели состязания с родителями.

Периодически обновляю информационно-тематический стенд для родителей, где размещаю советы и материалы по освещению этапов развития у детей логического мышления, познавательного интереса, рекомендуем литературу.

Вся проделанная работа приносит свои плоды – дети стали более раскрепощёнными, научились анализировать, сравнивать, обобщать, пытаются отстаивать свою точку зрения. У детей появился интерес к познанию, они обрели уверенность в себе, делают первые шаги по высказыванию суждений, доказательств. Значительно возросла степень активности воспитанников в самостоятельной деятельности. Всё это является прочным фундаментом для успешного обучения детей в школе.

20 слайд

В дальнейшем планирую продолжать работу по формированию логического мышления и развитию познавательного интереса, творческого воображения у детей, используя более сложные задания для игр - головоломок, таблиц и схем, буду искать новые формы организации, более эффективные методы и приемы. Буду поощрять их стремление к самостоятельной деятельности, умение отстаивать свою точку зрения. Особое внимание обратим на тесное сотрудничество, вовлекая детей и родителей в совместную деятельность, всячески поддерживая инициативу и творчество. Также буду продолжать работу по созданию развивающей предметной среды.

 

Список используемой литературы

Михайлова З.А., Е.И. Носова.

Логико

– математическое развитие

дошкольников:игры

с логическими блоками

Дьенеша

и цветными палочками

Кюизенера

. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2016.

Н.И. Захарова. Играем с логическими блоками

Дьенеша

: Учебный курс для детей 4-5 лет. – СПб.: ООО «Детство – Пресс», 2018.

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - М.: Детство-Пресс, 2007.

Петерсон Л.Г.,

Кочемасова

Е.Е.

Игралочка

– ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Ювента, 2011.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников/ Л.Ф. Тихомирова. -

Ярословль

: Академия развития, 2007.

Тарабарина Т.И., Елкина Н.В. И учеба, и игра: математика. -

Ярословль

: Академия развития, 1997.

Никитин Б.Н. Ступеньки творчества или Развивающие игры. – 3 изд., доп. – М. – Просвещение, 1996.

Шалаева Г. Большая книга логических игр. - М.: АСТ, Слово, 2013.

Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. – Академия развития, 1997.