«Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с ОВЗ, посредством нейроигр»
Актуальность
В настоящее время с каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет. Эти дети имеют хронические заболевания, у них наблюдается нарушение речевого дыхания, общей и мелкой моторики, мышечное напряжение, заторможенность, повышенная утомляемость, заметное отставание в показателях основных физических качеств. Тяжёлые нарушения речи имеют под собой физиологическую основу – это поражение или дисфункция определённых мозговых областей. Следовательно, возникают нарушения высших психических функций. Высшие психические функции – это психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь. Речи отведена одна из самых важных ролей, которая страдает в первую очередь. Нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй речи и связная речь.
Для решения этой проблемы в практике коррекционной работы учителя-логопеда вопрос о внедрении нейропсихологических приемов становится актуальным. Чтобы повысить результативность логопедических занятий я использую нейропсихологические методы и приемы. Использование нейропсихологических методов и приёмов на логопедических занятиях, даёт возможность, более качественно вести коррекционно-логопедическую работу с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
Значимость
Очень важно развивать у детей межполушарное взаимодействие. Целостная работа головного мозга осуществляется двумя полушариями одновременно. Речь- продукт левого полушария, а воображение- правого. Но только согласованная командная работа двух полушарий может обеспечить деятельность всех процессов на должном уровне. Именно поэтому связь между полушариями и их синхронное включение в деятельность нужно тренировать. Это позволит ребенку лучше усваивать и перерабатывать информацию, повысит общий уровень концентрации, внимания, позволит мозгу быстрее выполнять мыслительные и речевые операции.
Новизна педагогического опыта:
Интеграция нейропсихологии и логопедии.
Сочетание классических логопедических техник с играми, направленными на
развитие межполушарного взаимодействия
.
Разработанность и реалистичность ресурсного обеспечения опыта
Ресурсное обеспечение включает:
Наличие дидактического пособия, адаптированных для разных возрастных групп.
Возможность обучающих
материалов
как для индивидуального, так и для группового обучения.
Вариативность в использовании
нейроигр
, что позволяет адаптировать занятия под удобный для детей и педагогов формат.
Результативность работы
Результаты использования нейроигр можно оценивать через:
Повышение уровня речевого развития у детей.
Использование мониторинга, который включает в себя оценки прогресса детей на протяжении всего периода обучения.
Мониторинг и диагностика
Мониторинг и диагностика проводятся в несколько этапов: начальное оценивание речевых навыков, промежуточные контрольные точки и финальная оценка прогресса. Результаты показывают положительную динамику в развитии речевых навыков у детей. Отмечается повышение уровня речевого развития по всем компонентам речи, а также улучшение общего состояния коммуникационных навыков.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр в логопедической работе оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников с ОВЗ.