Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 33»

(МБДОУ «Детский сад № 33»)

«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Камнева А.В. воспитатель МБ ДОУ « Детский сад № 33»

ВВЕДЕНИЕ

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Рука – это инструмент всех инструментов» - заключал еще Аристотель.

«Рука – это своего рода внешний мозг» - писал Кант.

«Руки учат голову, затем поумневшая голова снова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» - И.П. Павлов.

В этих умных словах содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок.

Разнообразие действия руками стимулирует процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых, учебных и трудовых действий.

Развитие ручной умелости и мелкой моторики очень важно и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, играть с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки, аппликации и рисовании, не успевают за ребятами на занятии. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. А это, в свою очередь, влияет на эмоциональное благополучие ребенка и на его самооценку.

О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки

- ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры.

Такие исследователи, как Н. М. Аксарина, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Э. Р. Пилюгина доказали влияние моторного развития на умственное развитие ребенка. Они пришли к выводу, что началу развития мышления дает рука.

Одной из важнейших проблем является связь развития мелкой моторики и речевого развития ребенка. И.М. Сеченов и И.П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции. Павлов говорил, что речь – это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга. Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Это навело на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребенка. Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова отмечала, что кисть руки можно рассматривать

как орган речи. Если движения пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы.

В последние годы в стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Проблема исправления речи в наше время очень распространена. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте, их необходимо своевременно выявлять и исправлять. Работа по развитию мелкой моторики рук позволяет улучшить и ускорить речевое развитие детей дошкольного возраста, улучшает качество речи, четкость звуков, расширяет словарный запас, вызывает у детей интерес к познанию нового и интересного. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов. Поэтому развитые, усовершенствованные движения пальцев рук способствуют более быстрому и полноценному формированию у ребенка речи, тогда как неразвитая ручная моторика, наоборот, тормозит такое развитие.

Проблема развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого – педагогических исследованиях. Она актуальна и в настоящее время в связи с усилением требований, предъявляемых школой к готовности детей к обучению. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитую мелкую моторику, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память. Внимание, мышление, связная речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе.

Проблема развития мелкой моторики указана в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования» и представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребѐнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими». Развития ручной умелости и мелкой моторики рук важно и для

личностного развития самого ребенка, способствуя формированию внимания и памяти, мышления и воображения. Владея рукой, в процессе своего развития ребенок становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы и успешности в разных видах детской деятельности.

Сегодня уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития мелкой моторики. Дети, живущие в условиях постоянно развивающихся информационных технологий, постоянно сталкиваются с новыми «гаджетами». К сожалению, доля времени, которое дети дошкольного возраста проводят, играя в виртуальном пространстве, неуклонно растет. По мнению В.А. Табурца от компьютера ребенок не получает нужных сенсорных ощущений, мелкая моторика рук развивается намного меньше, чем при игре с настоящим стимульным материалом.

В современном мире родителям проще купить ребенку ботиночки на липучках, вместо ботинок со шнурками, вместо рубашки или платья на пуговицах – водолазку или футболку. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось все делать руками: перебирать крупу, стирать и отжимать белье, мыть пол, посуду, чистить и выбивать ковры, месить тесто. Сейчас во многих семьях этот труд заменили машины. В результате из жизни ребенка максимально исключаются мелкие движения пальцев.

Большинство родителей, думая о том, как лучше подготовить малыша к школе, обращают внимание на чтение и счет. Взрослые даже не представляют, насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие мелкой моторики у дошкольника является одним из главных условий последующего успешного овладения речью и письмом.

При поступлении ребѐнка в школу недостаточное развитие мелкой моторики, оборачивается огромной нагрузкой на ребенка. Кроме усвоения новой информации, приходится удерживать в непослушных руках карандаш и

ручку. Трудности в овладении письмом могут привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации.

Таким образом, можно сделать вывод, что вопрос развития мелкой моторики детей дошкольного возраста очень актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. И начинать работу по развитию мелкой моторики необходимо, задолго до поступления в школу, а именно с раннего возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Дети перешли в нашу группу из первой младшей группы, а также пришли

«домашние» дети. Мы обратили внимание, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, ловкость. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, то есть действуют все вместе. У детей нет уверенной координации движений пальцев рук. Отсутствие моторной неловкости пальцев рук, неточность движений, трудности в переключении движений. Наблюдается неполная амплитуда и быстрая утомляемость.

Обследование детей

Нами было проведено обследование. Количество испытуемых –25 человек в возрасте 3 лет. Использовались 3 методики: методика №1 ("Перебор пальцев" Е.И. Рогов); методика №2 (тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной "Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4 года"); методика №3 ("Одновременное и поочередное сжимание кистей" – Е.И. Рогов) при повторениях.

На 1 этапе было проведено обследование каждого ребѐнка, выявление исходного уровня развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Мы применили методику "Перебор пальцев": в ходе игры "Ловкие пальчики" нужно было поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений). Дети испытывали трудности в сгибании и передвижении пальцев поочередно друг к другу. Не у всех детей получалось выполнить движения в многократном повторении. Много раз ошибались, путались пальчики. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу.

Затем была проведена следующая методика тестовой диагностики Т.В. Кабановой и О.В. Домниной "Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 2-4лет. Здесь выявлялось развитие координации движений мелкой моторики рук и синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Выполнялись простые упражнения: покажи "Козу рогатую" (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты), поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе; покажи "Ушки зайчика" (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак), поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе; покажи "Очки" (одновременно "колечки" двумя руками); потом "Игра на пианино". В процессе нескольких заданий дети выполняли движения с удовольствием, старались запомнить, какие движения при определенном задании нужно сделать. В принципе, успешность во второй методике есть, но темп выполнения задания еще средний, т.к. наблюдалась общая скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения. По результатам третьей методики ("Одновременное и поочередное сжимание кистей") обнаружилась недостаточность таких двигательных качеств, как точность, координация, ловкость, сила, гибкость. Можно

отметить общую моторную неловкость, мышечное напряжение или снижение мышечного тонуса, нарушение ручной моторики, общую скованность и замедленность выполнения движений, нескоординированность движений, замедленность процесса освоения новых движений.

По результатам обследования детей в начале года было выявлено:

По методике Е. И. Рогова « Перебор пальцев» у 50% детей навык не сформирован, у 30% частично сформирован, у 20% сформирован.

По методике «Обследование мелкой моторики» у 60% детей не сформирован навык, у 30% частично сформирован, у 10% сформирован.

По методике «Сжимание кистей рук», у 60% детей навык не сформирован, у 40% детей частично сформирован ,0% навык сформирован.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Выявить

индивидуальные

способности

детей

в

развитии

мелкой

моторики.

Развивать

тактильную

чувствительность

рук

детей,

точность

и

координацию

руки

и глаза,

гибкость

рук,

ритмичность.

Совершенствовать

движения

рук

и

развитие

психических

процессов:

произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового

восприятия,

памяти

и речи

детей.

Формирования

навыка

действовать

по

словесным

инструкциям.

Создать

эмоционально

комфортную

обстановку

в

общении

со

сверстниками

и взрослыми.

Самостоятельно

продолжать

выполнение

поставленной

задачи.

Донести

до

родителей

важность

развития

мелкой

моторики.

Предполагаемый результат: положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Принципы

Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме мы придерживались следующих принципов:

Принцип доступности и индивидуальности

Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности

К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов дает нам полную власть над нашими знаниями...» Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

Принцип связи с жизненным опытом

От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки.

Принцип наглядности

Учитывая психологию, возрастные особенности детей младшего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд. Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений.

Этапы

Реализация опыта работы осуществлялась в три этапа:

Подготовительный

 

этап

Анализ

литературы

по

данной

теме.

Обследование

воспитанников.

Создание

предметно –

развивающей

среды

в

группе.

Анкетирование

родителей.

Привлечениеродителей

к

оснащению

предметно

развивающей

среды

в

группе.

Разработкаа

 

перспективного

 

плана

 

работы

 

по

 

развитию

 

мелкой

моторики.

Создание

картотеки

пальчиковой

гимнастики

для

детей

младшего

дошкольного возраста.

Разработка

перспективного

плана

по

игре

с

песком.

Основной

 

этап

Организация

игровой

деятельности.

Организация

продуктивной

деятельности.

Организация

познавательно

исследовательской

деятельности.

Организация

трудовой

деятельности.

Организация

индивидуальной

работы

с

детьми.

Взаимодействие

 

с

 

родителями

 

(беседы,

 

консультации,

 

мастер

 

классы).

Заключительный

 

этап

3.1 Подведение итогов и результаты работы.

Методы работы

Правильно подобранные методы и приемы способствуют развитию мелкой моторики у детей. Во время проведения игр мы используем следующие методы:

Словесный метод

Словесные обращения воспитателя к детям – объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию. То объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает от зрительного восприятия.

Наглядно – действенный метод

В младшем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно – чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая это, мы стараемся широко использовать приемы наглядности: показываем предмет, даем возможность потрогать его, рассмотреть.

Практический метод

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, мы предлагаем

выполнить под непосредственным руководством взрослого фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь.

Игровой метод

Игровые методы и приемы занимают самое основное место в обучении детей младшего возраста. Мы используем игровые приемы, они помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев; решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Вначале работы мы изучили и проанализировала литературу по данной теме.

На основе анализа литературы был составлен перспективный план (Приложение №1) по развитию мелкой моторики, перспективный план для игр с песком (Приложение №2), а также оформлена картотека пальчиковых игр для детей младшего возраста (Приложение №3).

В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда. Она представлена следующими компонентами: разнообразные игры – шнуровки, контейнеры с разнообразным материалом: бусины, прищепки, нитки, фасоль, горох, пуговицы; природный материал: камешки, ракушки, листья; мозаика, разные виды конструктора, разрезные картинки, пазлы, дидактические игры с пуговицами, липучками, молниями, пирамидки, вкладыши различного типа; развивающая доска бизиборд, изготовлен пальчиковый театр к русским народным сказкам: « Колобок». « Теремок»; мини песочница для игр и экспериментирования с песком, раскраски, пластилин и т.д.

Имеющийся материал расположен таким образом, что дети могут свободно, по интересам выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при

желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в совместной деятельности с воспитателем, но и проявлять свое творчество, а так же заканчивать начатую игру, работу, реализовывать свои замыслы.

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Работа с детьми организуется через совместное и индивидуальное взаимодействие, через непосредственно организованную деятельность, в режимных моментах, через трудовую деятельность, работу с родителями.

Направления работы

Работу с детьми проходит по следующим направлениям: пальчиковые игры, игры с песком, игры с предметами, дидактические игры, продуктивная деятельность.

Дети в нашей группе очень любят играть в пальчиковые игры. Это один из наиболее популярных и доступных способов развития мелкой моторики, способствует развитию речи, творческой деятельности. Чтобы любые действия пальчиками были интереснее, мы подкрепляем их занятным стихотворением, песенкой или короткой сказкой.

«Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе

«пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях

«вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Трехлетние малыши осваивают игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая — кошку, вбегающую в этот дом.

Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся, в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики.

В нашей группе очень много игр – шнуровок. С помощью таких игр ребенок развивает мелкие мышцы пальцев рук не только за счет нанизываний, но и за счет работы с различными материалами, фактурами. Детям надоедают готовые игры – шнуровки, поэтому мы постоянно обновляем их сами и с помощью родителей. А надо то всего ничего: плотный картон, цветная бумага, цветные лоскутки ткани, клей, шнурки и немного фантазии. Кстати, в изготовлении таких игрушек нам помогают дети. Например, раскладывают бумагу, картон и т.д. Это также положительно влияет на развитие мелкой моторики и общее развитие ребенка.

Простые бельевые прищепки, которые есть в каждом доме, пригодны не только в хозяйстве, они также приносят неоценимый вклад в развитие дошкольников. О пользе игр с прищепками говорила еще Мария Монтессори. Игры с прищепками прекрасно стимулируют мелкую моторику, развивают тактильные ощущения, цветовое восприятие, фантазию и творческие способности. Эти игры сделать очень просто. Достаточно найти красивую картинку, заламинировать ее и предложить такие игры, например:

«Что не хватает ежику»; «Что нет у солнышка» и т.д. Дети прикрепляют « лучики» (прищепки) солнышку, « колючки» ежику и т.д. Позже можно усложнить игры. Например, мы в своей группе сделали игры: «Чей хвост»;

«Чей домик»; «Мама и малыш»; «Кто что ест». Собственно основой всех этих игр служит круг из картона, поделенный на равные сектора. На сектора приклеиваются выбранные картинки, ламинируются. На прищепки приклеиваются также соответствующие картинки и игра готова. Эта игра способствует не только развитию мелкой моторики, а также развитию логического мышления.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребѐнком, кроме того, способствует развитию мелкой моторики рук, развивает познавательный интерес, усидчивость, концентрацию внимания. В процессе манипуляций сыпучим материалом, дети освобождаются от негативных эмоций, внутренних зажимов, стрессов. Для таких игр подойдут различные крупы, ну и конечно разные емкости, ситечко, ложка для пересыпания. Очень много игр и занятий, которые заинтересуют ребенка. В индивидуальной работе с детьми мы играем, а также рекомендуем для занятий дома следующие игры: «Прячем ручки»; «Ищем секрет»; «Готовимся к посеву семян» (сортируем крупу); «Помоги Золушке»; «Пересыпаем крупу» (пересыпаем крупу из ладошки в ладошку, при помощи ложечки, ситечка),

«Бусы из макарон». На крупе можно и рисовать. Тем самым мы будем способствовать развитию творчества, фантазии.

Игры с резинками для волос вызвали очень большой интерес у детей в нашей группе. Можно: спрятать резинку в ладошке, а потом угадать, в какой ладошке спрятана резинка; выложить узор из резинок; разложить резинки по цветам; на скорость собрать пирамидку из пяти резинок на указательный палец.

Для укрепления мышц пальцев, развития тактильной чувствительности мы используем пельменницу. Можно предложить ребенку ходить указательным и средним пальцами, как ногами, по клеткам пельменницы. Ходить можно поочередно, то одной, то другой рукой. А можно и одновременно двумя руками.

У нас в группе есть несколько детей (мальчики). Им не интересны игры с крупой, игры – шнуровки. Но я заметила, что когда приходит дедушка одной из девочки (он помогает нам по хозяйству – завинтить, прикрутить и т.д.). Эти мальчики сразу же бегут к нему,чтобы рассмотреть винтики, гаечки. И я придумала игру «Я помогаю папе». Здесь необходимо разложить винтики и гаечки по коробочкам. Мальчиков заинтересовала эта игра. Кроме того, она

способствует развитию мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, ловкости пальцев, сенсомоторной координации, способствует пониманию относительности, развивает терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать.

При создании игр на развитие мелкой моторики, мы вспоминали игры из своего детства. Я очень любила играть в детстве с пуговицами. Пуговицы выполняли и роли сказочных героев. Родители принесли очень много разнообразных пуговиц. Используем пуговицы в разнообразных играх:

«Разложи пуговицы по размеру»; «Выложи по образцу»; «Выложи что хочешь»; «Выложи контур на раскраске из мелких пуговиц». Позже я стала замечать, что дети использовали пуговицы в качестве персонажей. Например, большая пуговица – это медведь, маленькая – мышка и т.д.

Одна девочка в моей группе очень любит помогать младшему воспитателю, другим детям. Она с удовольствием раскладывает бумагу к занятиям, готовит салфеточки перед завтраком, обедом и полдником. Впоследствии мы усложнили игры с салфеточками. Мы предложили скручивать их в трубочку. Она бежит на помощь, когда другой ребенок не может застегнуть пуговицы. Таки образом, помогая, у нее развивается мелкая моторика рук.

Хорошим средством для развития движений является «Пальчиковый театр». Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них в них активно задействованы именно пальцы. Используя вязаные персонажи, изготовленные руками родителей, дети с большим удовольствием выполняют роли в сказках: «Теремок», «Колобок», «Лиса и заяц».

Продуктивная деятельность: рисование, репка, аппликация, конструирование

– один из самых больших удовольствий для ребѐнка, а также один из эффективных способов развития мелкой моторики. Мы рисуем и красками, с помощью кисточки, и карандашами, а также с помощью нетрадиционных техник рисования (пальчиками, печатками, ватными палочками, скомканной

бумагой и т.д.). Умение держать кисточку, карандаш, аккуратно раскрашивать рисунок, не выходя за пределы контура, пригодятся ребенку для получения навыка письма. Также мы очень много лепим из теста, а также из пластилина. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, у него формируются навыки работы двумя руками, активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление, формируются изобразительные способности. Пространственное мышление, развиваются творческие способности.

Все дети любят играть в песочнице. Но так как погодные условия не позволяют играть с песком на улице круглый год, то мы создали мини – песочницу в группе. Ведь игры с песком – полезное и увлекательное занятие, посредством которого у ребенка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильная чувствительность, а также формируются самые первые трудовые навыки.

Игры с кубиками, различными конструкторами позволяют вносить разнообразия в занятия и открывают простор для творчества. Дети с большим удовольствием делают постройки. Для мальчиков особый интерес представляют различные машинки и строительство. Дети создавали домики, избушки для лисы и зайца, теремок для лесных зверей, башни, гаражи и т.д. Малыши создавали их по образу, позже возводили, усложняя их новыми элементами. Девочкам больше нравится играть с куклами, которых можно укачивать в коляске, возить на прогулку, одевать, раздевать, укачивать, купать, кормить, лечить, «печь» для них пироги и пирожные из песка.

Кроме этого, дедушка одной из девочек в нашей группе сделал «бизиборд». Это доска, на которой размещены замочки, защелки, шпингалеты, шнуровка, молнии, липучки, крючки с петлями, колокольчики, счеты, старый телефонный диск, кнопочный мобильный телефон, выключатели, замочки с ключами. То есть можно разместить все, что угодно, главное, чтобы это не навредило ребенку. Все это очень привлекает ребенка, а когда все это можно потрогать и поиграть с этим, то это может надолго увлечь ребенка. Это пособие может способствовать развитию усидчивости, координации движений, воображения, мелкой моторики пальцев, проявления собственной активности.

Таким образом, все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной форме, помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

Взаимодействие с родителями

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Вначале года мы провели родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста». Кроме того, родителям была дана информация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей младшего возраста», «Крупная польза мелкой моторики». В родительском уголке помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту. Чтобы заинтересовать родителей, я подготовила информацию по теме и поместила в родительский уголок под рубрикой «Чем можно занять детей дома», например, «Мастерим игрушки вместе», «Игры с песком и водой дома», «Пока мама на кухне». Родители принимали участие в совместных поделках вместе с детьми, участвовали в конкурсах. Участвовали в оформлении предметно – развивающей среды, а именно в изготовлении дидактического материала и дидактических игр. Я также устраивала дни открытых дверей, где они могли посетить занятие или посмотреть режимные моменты. Провела для родителей мастер – классы:

«Волшебные пальчики», «Развивающий массаж», «Соленое тесто».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

В конце учебного года мы провели обследование детей по той же методике, что и вначале. В процессе обследования прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук каждого ребенка. Анализ результатов показал, что дети быстрее справляются с заданием. Действия рук стали более согласованными. Движения целенаправленны и точны. По мере того как развивается рука ребенка, наблюдается положительное изменение в развитии речи детей. Кисти и пальцы рук приобрели хорошую подвижность, гибкость. Уменьшилась скованность движений. У подавляющего большинства детей полностью сформированы навыки самообслуживания.

Повысился уровень компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики дошкольников. Родители стали активнее, обращаются за советами, рекомендациями.

Перспективы работы

Мы будем продолжать работу в этом направлении с детьми в средней, старшей и подготовительной группе. Продолжим знакомить детей с различными техниками продуктивной деятельности. Будем пополнять предметно – развивающую среду новыми играми и дидактическим материалом. Разработаем картотеку пальчиковых и дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста. Продолжим следить за новыми методическими разработками, пособиями. А так же литературой в области развития мелкой моторики у детей. Осуществлять взаимодействие с семьей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением

речи// Дошкольное

воспитание.

-

2010.

-

№ 8. С.

62-65.

Антакова

-Фомина

Л.В.

Стимуляция

развития

речи

у

детей

раннего

возраста

путем

тренировки

движений

пальцев

рук»

//

Тез.

Докл

.

24-го

Всесоюз

.

Совещ

.

по

проблемам ВНД). -

М.:

Просвещение,

1974.

-

С.

12-25.

Белая

А.Е.

Пальчиковые

игры

для

развития

речи

дошкольников.

-

М.:

Астрель

,

2009.

-

143

с.

Борисенко М.Г. Наши пальчики играют. - Екатеринбург: Паритет, 2005. -

204

с.

Выготский

Л.С.

Избранные

психологические

исследования.

-

М.:

Академический

проект,

2010. -

474

с.

Гаврина

С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. -

Ярославль: Академия развития, 2012.

-

165 с.

Гaлянт

И.

Пaльчикoвыe

игры //

Дoшкoльнoe

вoспитaниe

. - 2011. - №1. - С.

50-53.

Кольцова

М.М.

Двигательная

активность

и

развитие

функций

мозга

ребенка.

-

М.: Просвещение,

1973.

-

228

с.

Крупенчук

О.И.

Пальчиковые

игры.

СПБ.: Литера,

2005.

-

220 с.

Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. -

М.:

Академический проект,

2010.

-

453 с.

Мoисeeвa

Л.O

пoдгoтoвкe

руки к письму //

Дoшкoльнoe

вoспитaниe

. -

2012.

-

№ 12.

-

С.

33-44.

Нoвикoвa

E.В.

Кaк

пoдгoтoвить

руку

рeбенкa

к

письму:

кoмплeкс

упрaжнeний

для

трeнингa

мышц

рук

у

дeтeй

.

-

М.:

Гнoм

и

Д,

2010. -

40 с.

Нугаева

Р.Р.

Связь

мелкой

моторики

с

игровой

деятельностью

и

ее

влияние

на

развитие

личности

дошкольника

//

Молодой

ученый.

-

2013.

- №7.

- С. 401-404.

Плутaeвa

E.

Рaзвитиe

мeлкoй

мoтoрики

у

дeтeй

2-4

лeт

//

Дoшкoльнoe

вoспитaниe

.

-

2011. -

№ 3.

-

С.

28-35

Прищепа

С.

Мелкая

моторика

в

психофизическом

развитии

дошкольников

//Дошкольное

воспитание.

-

2011.

-

1.

-

С.60-61.

Рожков

О.П.,

Дворова

И.П.

Упражнения

и

занятия

по

сенсорно-

моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни: Метод. рекомендации. - М.:

Мозаика-Синтез,

2012. -

226

с.

Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. -

М.:

Родничок,

2012.

-

185

с.

Свeтлoвa

И.E.

Рaзвивaeм

мeлкую

мoтoрику

и

кooрдинaцию

движeний

рук.

-

М.: Детство-пресс,

2012.

-

71

с.

Смирнова Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного

возраста.

-

СПб.:

Детство-Пресс, 2013.

-

144

с.

Солнцева В.А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у

дошкольников

и младших школьников.

-

М.: АСТ,

2011.

-

165

с.

Ткаченко

Т.А.

Мелкая

моторика.

Гимнастика

для

пальчиков.

-

М.:

ЭКСМО,

2010.

-

234

с.

Ткаченко

Т.А.

Развиваем

мелкую

моторику. -

М.:

Эксмо

,

2007.

-

194

с.

Узорова

О.В.

Пальчиковая

гимнастика. -

М.:

Астрель

,

2005.

-

183

с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации

от

17

октября

2013

г.

1155

//

URL:

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Цвынтaрный

В.В.

Игрaeм

пaльчикaми

и

рaзвивaeм

рeчь

. - СПб.: Речь,

2010.

-

32

с.

Эльконин

Д.Б.

Психология

развития.

-

М.:

Академия,

2011.

-

452

с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Перспективный план по развитию мелкой моторики

Месяц

Игры - занятия

Цели и задачи

Сентябрь

Дидактическая игра

«Стержни и кольца»

Формировать у детей навык нанизывать кольца на стержень.

Развивать глазомер.

Игры - шнуровки

Развивать мелкую моторику рук

Пальчиковая

гимнастика «Солнце»,

«Осень», Овощи»

Вызывать положительные эмоции, прививать интерес к

пальчиковым играм

Октябрь

Дидактическая игра

Формировать у детей

«Цветные вкладыши»

способность вкладывать

одну форму в другую,

соизмеряя величину

предмета. Развивать

сообразительность.

Знакомить с цветом,

величиной предмета

Пальчиковая

Учить детей

гимнастика «Грибы»,

соприкасаться

«Дикие животные»,

поочередно пальчики

«Моя семья»

одной ладони с другой,

начиная с большого

пальчика. Формировать

умение подражать

взрослому, понимать смысл речи

Ноябрь

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Формировать у детей способность определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать

речь ребенка

Пальчиковая

гимнастика «Дружба»,

«Город», «Одежда», « Игрушки»

Учить детей делать руками « корзиночку» и сгибать пальчики,

начиная с большого

Декабрь

Игры с пуговицами

Формировать у детей способность

действовать по

указанию педагога.

Брать большим и

указательным пальцем

пуговицы. Развивать гибкость пальцев

Дидактическая

«Сухой бассейн»

Развивать

моторику рук

Пальчиковая

гимнастика «Зима»,

«Зоопарк», «Новый год»

Продолжать учить детей делать "корзиночку" ладошками и сгибать пальчики, начиная с

мизинца

Январь

Дидактическая игра

«Мозаика»

Формировать у детей

способность

выкладывать из мелких

геометрических фигур рисунок по образцу

Игры с пуговицами, игры с прищепками

Развивать мелкую моторику,

способствовать

развитию логического мышления

Пальчиковая

гимнастика «Зимние забавы»

Формировать у детей способность соединять большой пальчик с остальными левой и

правой рукой вместе

Февраль

Готовим семена к посадке

Формировать

способность у детей раскладывать фасоль разного цвета и размера

по разным емкостям

Пальчиковая гимнастика

«Транспорт»,

«Солдаты»

Продолжать учить детей выполнять

Имитирующие движения, разгибать пальчики из кулачка, начиная с мизинца

Март

Сделай бусы для мамы

Формировать у детей способность нанизывать бусины, макароны на

леску.

Пальчиковая

гимнастика «Маму я

Формировать у детей

способность

свою люблю»,

«Наступила весна»,

«Цвет и форма»

поочередно сгибать пальчики, начиная с мизинца сначала одной, потом другой руки. Сжимать обе ладошки в

"замочек"

Апрель

Выкладывание из

палочек геометрических фигур. Игры с

разноцветными

резиночками

Развивать координацию пальцев рук. Развивать внимание, воображение

Пальчиковая

гимнастика «Деревья»,

«Дикие птицы»

Продолжать учить детей поочередно касаться пальчиками.

Продолжать формировать способность

согласовывать движение

и речь

Май

Дидактическая игра

«Чудесный мешочек»

Формировать у детей способность на ощупь выбирать нужный

предмет. Развивать

тактильные ощущения

Выкладывание «Узор из белой и красной фасоли»;

Выкладывание узора из пуговиц

Учить детей

действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем

фасоль. Развивать

гибкость пальцев.

Учить детей чередовать красную и белую

фасоль

Пальчиковая

гимнастика «Цветы»,

«Скоро лето»

Формировать у детей способность "шагать" указательным и средним пальчиками правой и

левой руки

Приложение 2

Перспективный план для игр с песком

Месяц

Игры

Цели и задачи

Сентябрь

« Необыкновенные следы»

« Я пеку, пеку, пеку»

« Во саду ли, в огороде»

Развитие тактильной чувствительности, воображения.

Знакомство со

свойствами песка, развитие координации движений, пальцев рук.

Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления.

Речи, моторики

Октябрь

Пересыпание сухого песка через воронку.

«Песочные прятки»

Знакомство со свойствами сухого и влажного песка.

Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,

образного мышления

Ноябрь

«Сеем, сеем»

«Норки для мышки»

Развитие тактильных ощущений, знакомство со свойствами песка.

Знакомство со

свойствами песка.

Развитие координации

движений

Декабрь

«Волшебные отпечатки на песке»

«Дождик моросит»

Знакомство со

свойствами песка, развитие координации движений.

Развитие тактильной чувствительности,

активизация интереса,

знакомство со свойствами песка.

Январь

«Узоры на песке»

«Мы создаем мир»

закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление

закономерностей.

развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном

мире человека.

Февраль

«Секретные задания кротов»

«Отпечатки»

развитие тактильной чувствительности,

расслабление,

активизация интереса.

развитие тактильной

чувствительности, воображения.

Март

«Кто к нам приходил»

«Топчем дорожки»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Знакомство со

свойствами песка,

развитие координации движений.

Апрель

«Новая квартира куклы Маши»

«Что я закопала в песок»

Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом- схемой.

Развитие внимания, памяти,

наблюдательности.

Май

«Заборчики»

Знакомство со

свойствами песка, развитие координации движений.

Приложение 3

Картотека

пальчиковая гимнастика для детей младшего возраста

«Солнце»

Пальцы широко раздвину. (Перекрещенные ладони прижать друг к другу) Руки так соединю. (Пальцы раздвинуты в стороны)

Это солнышко с лучами. (Пошевелить пальцами) Рады все его теплу.

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

«Осень»

Если листья пожелтели. (Сжимаем и разжимаем кулачки) Дождь холодный моросит. (Стучим пальцем)

Птицы к югу полетели. (Изображаем крылья) Значит, осень к нам спешит. (Хлопаем в ладоши)

«Овощи – фрукты»

В огороде много гряд. (Сжимают и разжимают пальцы.) Тут и репа, и салат. (Загибают пальцы поочерѐдно.)

Тут и свѐкла, и горох

А картофель разве плох?

Наш зелѐный огород (Хлопают в ладоши.) Нас прокормит целый год.

« Грибы»

На поляне – толстячок. ( Правая рука сжата и поднята перед собой.) Белый гриб –боровичок. ( Ладонь левой руки накрывает кулак правой.) А под ним, дрожа немножко.( Левая рука остается, правую убираем.)

Подняла улитка рожки.( Указательный и средний палец правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.)

«Дикие животные»

Заяц и ѐжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук

«идут» навстречу друг другу.)

Шли по дорожке по полю, по лугу.

Встретились – и испугались они. (Стукнуть кулачками.)

Быстро бежали – поди догони! (Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)

Это зайчонок, это бельчонок, (Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.) Это лисѐнок, это волчонок,

А это спешит, ковыляет спросонок (Вращают большим пальцем.) Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.

«Дикие птицы»

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» кулачком стучите по ней.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.) Стук-стук-стук.

«Моя семья» ( Согнуть пальцы в кулак, затем разгибать их начиная с большого.)

Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, Этот пальчик мамочка. Это пальчик я,

Вот и вся моя семья.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.( Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики. ( Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

Начинай считать опять: раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать.(Руки вниз, встряхнуть кистями)

« Город»

Мы по городу шагаем, много видим, называем.( Пальчики шагают по столу.) Светофоры и машины, ярмарки и магазины.

Скверы, улицы, мосты, и деревья, и кусты.(Загибают поочередно пальчики, начиная с большого.)

«Одежда»

Обуваем ножки бегать по дорожке. (Двумя пальцами «шагают» по столу.) Повторяй за мной слова: (Сжимают и разжимают пальцы.)

Ножка – раз, ножка – два! (Ставят два пальца на стол и поднимают по одному.)

В магазине покупают (Сжимают и разжимают пальцы.) И на ножки надевают

Папа, мама, брат и я – (Загибают пальцы на руках.) Любит обувь вся семья. («Шагают» пальцами по столу.)

Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.) Курточку и шапку.

И на руку каждую.(Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру ладони, показывая направление надевания

перчаток.)

Натяну перчатку. (Смена рук.)

«Игрушки»

Я с игрушками играю. (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю. (Протягиваем руки вперѐд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю. (Прямые кисти ладонями вниз поочерѐдно кладѐм друг на друга несколько раз.)

«Домашние животные»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки. («Моем руки».)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу.)

На своей макушке. (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.)

Побежали вдоль реки. (Двигают указательными и средними пальцами по поверхности стола от себя к краю. Повторяют несколько раз.)

Котята наперегонки.

«Зима»

Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.) Улицы и крыши. (Руки «домиком».)

Тихо к нам идѐт зима, (Палец к губам. «Идѐм» указательным и средним пальцами одной руки.)

Мы еѐ не слышим… (Рука за ухом.)

Что зимой мы любим делать? (Поочерѐдно соединяют большой палец с остальными.)

В снежки играть, На лыжах бегать,

На коньках по льду кататься,

Вниз с горы на санках мчаться.

«Зоопарк»

В зоопарк пришли зайчата, Медвежата, барсучата, Лягушата и енот:

На зелѐный, на лужок. Приходи и ты, дружок.

Сгибание пальцев в кулак в ритме потешки. При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерѐдно

«Новый год»

Здравствуй, Дедушка Мороз! (Ладонь поглаживает подбородок

«бороду»

Деда

Мороза.)

Что в подарок нам принѐс? (Руки вперѐд ладонями вверх.)

Громкие хлопушки, (Хлопнуть в ладоши.)

Сладости,

игрушки.

(Вертим

кистями.)

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, ( Загибаем пальчики по одному) Мы с тобой снежок лепили, ( Лепим двумя руками)

Круглый, крепкий,( Чертим круг руками)

Очень гладкий, ( Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий.( Грозим пальчиком)

«Транспорт»

По шоссе идут машины, (Крутим воображаемый руль.)

По асфальту едут шины. (Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.)

По дороге не беги, (Погрозили пальцем.)

Я скажу тебе: «Би-би». (Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен –

«сигналим».)

«Солдаты»

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идѐм. (Пальцы маршируют по столу.) В нашу армию, ребята,

Просто так не попадѐшь. (Пальцы сжаты в кулак, указательный палец поднят вверх и покачивается вправо-влево.)

Нужно быть умелыми,

Сильными и смелыми. (Ладонь вверх, пальцы растопырены, сжимаются и разжимаются.)

«Маму я свою люблю»

( Выполнять движения руками по тексту.) Дружно маме помогаем,

Пыль повсюду вытираем. Мы белье теперь стираем,

Отжимаем, полоскаем.

Подметаем все кругом и бегом за молоком. Маму вечером встречаем,

Маму крепко обнимаем.

«Наступила весна»

Вот уж две недели (Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.) Капают капели.

Снег на солнце тает (Руки ладонями вниз разведены в стороны.)

И ручьѐм стекает. (Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.)

«Цвет и форма»

Мой весѐлый круглый мяч, (Одной рукой бьѐм по воображаемому мячу.) Щѐки круглые не прячь! (Смена рук.)

Я тебя поймаю, (Двумя руками, соединив одноимѐнные пальцы, показываем мяч.)

В ручках покатаю! (Покатали воображаемый мяч между ладоней.)

«Деревья»

Вот деревья: ( Дети показывают ладони обеих рук с разжатыми пальчиками.)

Клен, рябина, липа ( перечисляя названия деревьев, дети загибают пальцы сначала на одной, потом на другой руке.)

Дуб, береза, вяз,

Ясень, тополь, елка, пихта Мы в лесу встречаем вас.

«Дикие птицы»

Дятел дерево долбит: (Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» кулачком стучите по ней.)

Тук-тук-тук.

Целый день в лесу стоит (Смена рук.) Стук-стук-стук.

Айболит зверей лечил, Всех зверюшек угостил:

Белочке – орешки, Морковку – зайчишке, Мишке – медок,

Ежику – грибок,

Ну, а лисоньке – цветок! Каждый зверь благодарит:

Вот

спасибо,

Айболит!

«Цветы»

Ромашки белые цветки – (Ладонь вперѐд, пальцы раздвинуть – это

«ромашка».)

Как пальцы маленькой руки.

И вот слетаются жуки (Перебираем пальцы «руки-ромашки» по одному.) Считать ромашки лепестки.

«Скоро лето»

Солнцем ласковым согрето, («Идѐм» указательным и средним пальцами одной руки.)

За весной приходит лето.

Будем в озере нырять,(«Ныряем» соединѐнными вместе ладонями от груди вперѐд.)

И цветочки собирать. («Срываем» одной рукой и «собираем» в другую.)