Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора

Детский фольклор - это область традиционной народной культуры, включающая словесные жанры и формы детского творчества, а также фольклор взрослых, адресованный детям.

Это многожанровая система, сложенная из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений.

Формирование представлений о фольклоре на музыкальных занятиях у дошкольников направлено на приобщение детей к истокам народной культуры через знакомство с различными видами фольклора: песнями, танцами, играми, хороводами.

Необходимо знакомить детей с народным фольклором по нескольким причинам:

Передача культурной идентичности. Знакомство с народными традициями, праздниками и обычаями позволяет детям осознать своё место в мире и систему ценностей общества. Это формирует у них гордость за свои корни и уважение к культурному наследию других народов.

Стимуляция творческой активности. Путем инсценировок, рисования или создания собственных историй дети становятся не только потребителями, но и создателями культурного контента. Это развивает креативность, фантазию и уверенность в своих силах.

Развитие эмоционального интеллекта. Слушая народные сказки, дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями персонажей, учатся сопереживать и анализировать сложные жизненные ситуации.

Улучшение памяти и внимательности. Запоминание рифмованных строк из песен или запутанных сюжетов сказок требует от детей сосредоточенности и усилий, что способствует развитию когнитивных навыков.

Формирование этических норм и ценностей. Примеры доброты, справедливости и дружбы, присутствующие в народных сказках, учат малышей важности моральных принципов.

Музыкальное развитие. Взаимодействие с фольклорными произведениями развивает слух, чувство ритма и музыкальную память, что способствует общему гармоничному развитию.

Знакомство с народным фольклором помогает формировать гармоничную и культурно образованную личность ребёнка.

Фольклор играет важную роль в умственном развитии детей. Он даёт образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком.

Отгадывание загадок развивает речь, способность к анализу и обобщению, умение самостоятельно делать выводы. Загадки обогащают ум сведениями о природе и знаниями из различных областей человеческой жизни. 

Через образы героев и различные жизненные ситуации детям передаются основные нравственные ценности - добро и зло, дружба и предательство, смелость и трусость. Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно-следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь. 

Дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы

Использование кукольного театра или ролевых игр делает обучение более увлекательным и запоминающимся

Фольклор не только обучает, но и формирует эмоциональный, социальный и культурный интеллект ребёнка. 

Методы и приемы:

Слушание народной музыки.

Дети знакомятся с песнями в исполнении разных исполнителей, анализируют характер произведений.

Познавательные беседы.

На основе слушания народных песен проводятся беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах

Знакомство с народными инструментами.

Используются иллюстрации, репродукции картин, рассказы об истории происхождения инструментов.

Музыкально-дидактические игры.

Например, «Определи по звучанию», «Музыкальное лото», «Лишний инструмент».

Инсценировки.

Дети инсценируют содержание народных песен, игр, хороводов. 

Методы работы с фольклором.

Использование наглядного материалагрушки, картинки, пособия помогают создать развёрнутую картину действий и их результата).

Инсценирование произведений (при рассказывании сказки можно использовать моделирование: заменить героев на заместители (кружки) и разыгрывать сюжеты).

Творческая деятельность (после занятий создавать условия для придумывания сказок, загадок, рисования на темы любимых сказок, их драматизации).

Роль фольклора в воспитании

Формирование нравственных ценностей.

Сказки учат различать добро и зло, развивают доброту, щедрость, трудолюбие. 

Обогащение речи.

Произведения фольклора позволяют ребёнку погрузиться в красоту родного языка, влияют на образность речи. 

Развитие эмоционального интеллекта.

Слушая народные сказки, дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями персонажей, учатся сопереживать. 

Передача культурной идентичности.

Знакомство с народными традициями, праздниками и обычаями помогает детям осознать своё место в мире и систему ценностей общества. 

Жанры народного фольклора для детей дошкольного возраста:

Пестушки

ороткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни

)

.

Потешки

(п

есни, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками

)

.

Прибаутки

(п

есенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах

)

.

Заклички

бращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев

)

.

Приговорки

бращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребёнком поодиночке

)

.

Считалки

ифмованные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап

)

.

Скороговорки

ыстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Загадки

анр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету

)

.

Пословицы

еткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую

)

.

Поговорки

еткое изречение, лишённое поучительного смысла

)

.

Литература

Б

а

цких

А. В. «Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребёнка дошкольного возраста» // Сборник материалов

Ежегод

.

междунар

. науч.-

практ

.

конф

. «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

,

2016.

Градусова

Л. В.,

Савко

Н. А.,

Тропинская

Е. Н. «Знакомим дошкольников с фольклором (из опыта работы)» // Магнитогорск

,

2006.

Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» // СПб: «Детство-Пресс», 2018.

Науменко Г. М. «Детский музыкальный фольклор» // М., 2015.

Усова А. П. «Устное народное творчество в детском саду» // М.: Просвещение, 2012.