Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора
Детский фольклор - это область традиционной народной культуры, включающая словесные жанры и формы детского творчества, а также фольклор взрослых, адресованный детям.
Это многожанровая система, сложенная из прозаических, речитативных, песенных и игровых произведений.
Формирование представлений о фольклоре на музыкальных занятиях у дошкольников направлено на приобщение детей к истокам народной культуры через знакомство с различными видами фольклора: песнями, танцами, играми, хороводами.
Необходимо знакомить детей с народным фольклором по нескольким причинам:
Передача культурной идентичности. Знакомство с народными традициями, праздниками и обычаями позволяет детям осознать своё место в мире и систему ценностей общества. Это формирует у них гордость за свои корни и уважение к культурному наследию других народов.
Стимуляция творческой активности. Путем инсценировок, рисования или создания собственных историй дети становятся не только потребителями, но и создателями культурного контента. Это развивает креативность, фантазию и уверенность в своих силах.
Развитие эмоционального интеллекта. Слушая народные сказки, дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями персонажей, учатся сопереживать и анализировать сложные жизненные ситуации.
Улучшение памяти и внимательности. Запоминание рифмованных строк из песен или запутанных сюжетов сказок требует от детей сосредоточенности и усилий, что способствует развитию когнитивных навыков.
Формирование этических норм и ценностей. Примеры доброты, справедливости и дружбы, присутствующие в народных сказках, учат малышей важности моральных принципов.
Музыкальное развитие. Взаимодействие с фольклорными произведениями развивает слух, чувство ритма и музыкальную память, что способствует общему гармоничному развитию.
Знакомство с народным фольклором помогает формировать гармоничную и культурно образованную личность ребёнка.
Фольклор играет важную роль в умственном развитии детей. Он даёт образцы русской речи, подражание которым позволяет ребёнку успешнее овладеть родным языком.
Отгадывание загадок развивает речь, способность к анализу и обобщению, умение самостоятельно делать выводы. Загадки обогащают ум сведениями о природе и знаниями из различных областей человеческой жизни.
Через образы героев и различные жизненные ситуации детям передаются основные нравственные ценности - добро и зло, дружба и предательство, смелость и трусость. Общаясь со сказочными героями, дети глубже чувствуют взаимоотношения, нормы поведения, начинают понимать элементарные причинно-следственные связи, переносят сказочные события в реальную жизнь.
Дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы
Использование кукольного театра или ролевых игр делает обучение более увлекательным и запоминающимся
Фольклор не только обучает, но и формирует эмоциональный, социальный и культурный интеллект ребёнка.
Методы и приемы:
Слушание народной музыки.
Дети знакомятся с песнями в исполнении разных исполнителей, анализируют характер произведений.
Познавательные беседы.
На основе слушания народных песен проводятся беседы о народном творчестве, праздниках, обрядах
Знакомство с народными инструментами.
Используются иллюстрации, репродукции картин, рассказы об истории происхождения инструментов.
Музыкально-дидактические игры.
Например, «Определи по звучанию», «Музыкальное лото», «Лишний инструмент».
Инсценировки.
Дети инсценируют содержание народных песен, игр, хороводов.
Методы работы с фольклором.
Использование наглядного материала (игрушки, картинки, пособия помогают создать развёрнутую картину действий и их результата).
Инсценирование произведений (при рассказывании сказки можно использовать моделирование: заменить героев на заместители (кружки) и разыгрывать сюжеты).
Творческая деятельность (после занятий создавать условия для придумывания сказок, загадок, рисования на темы любимых сказок, их драматизации).
Роль фольклора в воспитании
Формирование нравственных ценностей.
Сказки учат различать добро и зло, развивают доброту, щедрость, трудолюбие.
Обогащение речи.
Произведения фольклора позволяют ребёнку погрузиться в красоту родного языка, влияют на образность речи.
Развитие эмоционального интеллекта.
Слушая народные сказки, дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями персонажей, учатся сопереживать.
Передача культурной идентичности.
Знакомство с народными традициями, праздниками и обычаями помогает детям осознать своё место в мире и систему ценностей общества.
Жанры народного фольклора для детей дошкольного возраста:
Пестушки
(к
ороткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни
)
.
Потешки
(п
есни, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками
)
.
Прибаутки
(п
есенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах
)
.
Заклички
(о
бращения к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев
)
.
Приговорки
(о
бращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребёнком поодиночке
)
.
Считалки
(р
ифмованные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то её этап
)
.
Скороговорки
(б
ыстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.
Загадки
(ж
анр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету
)
.
Пословицы
(м
еткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую
)
.
Поговорки
(м
еткое изречение, лишённое поучительного смысла
)
.
Литература
Б
а
цких
А. В. «Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребёнка дошкольного возраста» // Сборник материалов
Ежегод
.
междунар
. науч.-
практ
.
конф
. «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
,
2016.
Градусова
Л. В.,
Савко
Н. А.,
Тропинская
Е. Н. «Знакомим дошкольников с фольклором (из опыта работы)» // Магнитогорск
,
2006.
Куприна Л. С., Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» // СПб: «Детство-Пресс», 2018.
Науменко Г. М. «Детский музыкальный фольклор» // М., 2015.
Усова А. П. «Устное народное творчество в детском саду» // М.: Просвещение, 2012.