Развитие музыкальных способностей у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Аннотация: в данной статье раскрывается система музыкального обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Представлена структура музыкального занятия, раскрыто значение каждого вида музыкальной деятельности.

Ключевые слова: музыкальное воспитание детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), виды музыкальной деятельности, музыкотерапия.

Музыкальное воспитание является составной частью общей системы обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) и имеет общеразвивающую коррекционно-компенсаторную направленность. Музыка лечит не только душу, но и тело. С помощью музыки можно бороться и с таким грозным недугом нашего времени, как детский церебральный паралич (ДЦП).

В нашей образовательной организации разработана система музыкального воспитания, собрана фонотека, богатый дидактический материал, проводятся консультации с воспитателями и родителями, дети с НОДА привлекаются к участию в утренниках и развлечениях совместно со сверстниками и родителями. Эта система мер позволяет добиться положительных результатов в музыкальном воспитании ребенка с НОДА: дети начинают эмоционально и адекватно воспринимать музыку различного характера, различать звуки по высоте, силе, длительности и тембру, у них формируется чувство ритма, дети запоминают и воспроизводят мелодию, развиваются музыкально - ритмические движения, обогащаются детские представления об окружающем

При проведении музыкальных занятий нами соблюдается ряд условий: систематичность проведения занятий; доступность и простота для воспроизведения детьми с НОДА музыкального материала; выразительность музыкальных произведений; совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателя, логопеда, родителей и детей на непосредственно-образовательной деятельности, праздниках и развлечениях; повторяемость пройденного музыкального материала не только в непосредственно-образовательной деятельности, но и в других видах деятельности; использование ярких дидактических пособий.

Музыкальное занятие имеет следующую структуру: 1.Слушание музыки. 2.Пение. 3.Музыкально-ритмические движения и танцы. 4.Игра на элементарных музыкальных инструментах. 5.Театральная деятельность.

Слушание музыки направлено на развитие у детей интереса к окружающему их миру звуков, способствует развитию слухового внимания, воспитанию потребности слушать музыку, активизирует эмоции, приучает сосредотачиваться в ответ на ее звучание, учит узнавать и запоминать знакомые мелодии.

Пение способствует развитию речи и слухового внимания, развивает

у детей желание петь со взрослыми, воспитывает умение петь в коллективе, развивает дыхание, дикцию.

Занятия музыкально-ритмическими движениями благотворно сказывается на двигательных функциях детей с НОДА, развивают ориентировку в пространстве, тренируют память, укрепляют сердечно - сосудистую систему, повышают общий тонус. Важно развить у детей с НОДА чувство ритма и научить их согласовывать движения с заданным ритмом. Ритмические движения, речевые упражнения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических процессов, как мышление, память, внимание, восприятие.

Игры, в которых используются движения под музыку, помогают преодолению ряда трудностей в связи с отставанием детей с НОДА в физическом развитии. Так как многим детям трудно выполнять движения в парах, неудобно держать друг друга за руки, поэтому мы включаем игры, пляски и танцы, во время которых дети выполняют движения, располагаясь свободно по музыкальному залу.

В процессе совместной игры на элементарных музыкальных инструментах у детей развивается умение сотрудничать друг с другом, формируются чувство партнерства и произвольная организация собственной деятельности. Этот вид занятий развивает у детей музыкальные способности, в первую очередь тембровый и мелодический слух, чувство музыкального ритма.

Театральная деятельность вызывает у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включаться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, закрепляет умение передавать движения, имитирующие повадки птиц и зверей, стимулирует образно-игровые проявления при использовании элементов костюмов персонажей. В ходе подготовки к инсценировке того или иного спектакля у детей закрепляются умения ориентироваться на свойства и качества предметов, развивается слуховое внимание, память, речь, воображение, желание проявить свои индивидуальные способности.

В процессе занятий мы стараемся чередовать музыкальные задания с речевыми, двигательными, предлагаем упражнения на релаксацию, которые подбираем совместно с педагогом-психологом.

В своей коррекционной работе мы используем разнообразный наглядный материал. Это дает возможность облегчить детям процесс восприятия музыки, помогает лучше понять ее.

При проведении коррекционной работы не забываем о том, что ребенку необходимо применение приобретенных знаний и навыков. Дети с НОДА, участвуют в развлечениях, конкурсах, концертах. В целом такие мероприятия являются стимулом для духовного и физического развития детей и способствуют адаптации таких детей в общество. Чем чаще дети будут соприкасаться с музыкой, тем лучше будут результаты. Дети будут всесторонне развиты и адаптированы к социальной среде.

Главным и первым принципом музыкотерапии, является принцип – не навреди. Второй принцип – индивидуальный подход на музыкальных занятиях. Эти принципы в полной мере сохраняются в нашем образовательном учреждении. И пусть эти дети двигаются не так четко и ритмично, поют недостаточно выразительно и неточно интонационно, они стараются и своим стремлениям дарят радость окружающим и близким людям. Они чувствуют, что нужны людям, они верят, что у них все получиться.

Список литературы:

1.Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика, часть 2: учебное пособие, Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. - 195 с.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание, программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, 4 издание, Москва, Просвещение 2011, - 268 с.

3. Журнал Музыкальный руководитель № 1, 2011г., Москва, ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», статья Синевой Л.В. «Вера в себя», - 80с.