Развитие познавательного интереса студентов к предмету.

Методы, приемы мотивации, активизации учебной деятельности студентов колледжа.

Многим известно древнегреческое высказывание: «Ученик – это не чаша, которую необходимо наполнить, а факел, который надо зажечь». Но как это осуществить на практике? Как привить студентам интерес к преподаваемому предмету, учебной дисциплине? Как сделать процесс обучения более результативным? Наверное, эти и подобные вопросы встают перед каждым педагогом и каждый в процессе интенсивных поисков, размышлений и попыток находит собственный вариант решения.

Одним из требований к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ подготовки специалистов на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС СПО, ФГОС СОО) является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся и их познавательной активности.

Выделяют уровни развития познавательной активности (по Г. И. Щукиной):

Низкий уровень

 

(репродуктивно-подражательный).

Основным субъектом деятельности является преподаватель, который полностью управляет учебно-познавательным процессом, позиция студента пассивная. 

Уровень ниже среднего

 

(ситуативно-эмоциональный).

Студент сознательно включается в управление своей деятельностью в эмоционально-привлекательных ситуациях, сконструированных педагогом. 

Средний уровень

 (поисково-исполнительский).

Студент управляет своим познанием в рамках отношения к учению как обязательному труду и является равноправным субъектом познавательной деятельности. 

Высокий уровень

 (творческий).

Характеризуется позицией студента как основного субъекта учения, его сознательностью и самостоятельностью в управлении учебно-познавательной деятельностью. 

Познавательный интерес трактуется учеными по-разному и часто отожествляется с познавательной активностью, познавательной потребностью и познавательной направленностью личности.

Познавательный интерес это стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Познавательный интерес это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать суть предмета и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне. Познавательный интерес носит избирательный характер, выступает одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения. 

Условия развития познавательного интереса студентов:

Новизна учебного материала

Профессиональная значимость знаний

 для студентов. 

Использование активных, эвристических и проблемных методов обучения

Геймификация

образовательного процесса

Использование

интерактивных средств обучения

Эмоциональная атмосфера обучения

Заинтересованность студентов в постоянной работе

 в течение семестра, а также в деятельности по специальности. Это стимулирует продвижение в профессию, формирует понимание, что они могут применить полученные знания на практике. 

Собственный интерес преподавателя

. Он обладает свойством передаваться от преподавателя или студента к другим студентам. 

Уровень

подготовленности

студентов

и

понимания

ими предложенного материала. Этот уровень должен соответствовать предъявляемым требованиям, так как в противном случае можно снизить мотивацию студентов к обучению. 

Применение

цифровых

технологий

в

образовательном

процессе. Они

облегчают

восприятие

и

усвоение материала, делают его более наглядным, привлекательным, что благоприятно влияет на познавательный интерес

обучающихся

Активизация деятельности студентов в значительной мере зависит от преподавателя, который должен создавать обстановку сотрудничества, доброжелательности, соревнования, что способствует реализации потенциальных возможностей каждого студента. Являясь участником общения, преподаватель служит образцом речевого и неречевого поведения в конкретной коммуникативной ситуации.

На активизацию познавательной деятельности положительное влияние оказывает коллективное взаимодействие, выражающееся в том, что студенты одного учебного коллектива координируют свои усилия и совместно, сообща решают разнообразные учебные задачи и проблемы реальной жизни. Успех коллективного взаимодействия в значительной мере определяется состоянием психологического комфорта, раскованностью, которые должны быть созданы на занятии. Это обеспечивает непринужденность в общении, свободу обмена мнениями.

Геймификация образовательного процесса способствует развитию познавательного интереса студентов. Игра раскрепощает студента, стимулирует его фантазию, раскрывает его творческие возможности, свойства его личности. Игры превращают урок в живое интересное занятие. Использование игровых форм обучения, и в первую очередь ролевых игр, является отличительной особенностью интенсивных методов.

Важно организовывать учебную деятельность так, чтобы материал запоминался тогда, когда обучающийся занят непосредственно материалом, а не специально запоминанием этого материала (проблемное, проектное обучение, групповая работа…). Создание на занятиях благоприятного эмоционального климата и эмоциональная активизация студентов, также являются средством воздействия на личность обучающегося и играют положительную воспитательную роль.

Активизация познавательной деятельности является комплексным процессом, включающим ряд взаимосвязанных мероприятий.

Направления развития мотивации студентов:

1) наличие эффективной системы контроля за успеваемостью с зависящей от нее системой поощрения;

2) оптимизация структурно-логической схемы учебного процесса (взаимосвязь и очередность изучаемых тем дисциплины);

3) организация возможности выбора вида и способа деятельности, индивидуализация обучения;

4) использование методов активного и интерактивного обучения;

5) простота и удобство получения и использования учебного и научного инструментария дисциплины, специальной литературы, консультаций и т.п.

Основные направления активизации познавательной деятельности обучающихся можно свести в три группы.

Группы направлений активизации познавательной деятельности

Первая группа – формирование у студентов мотивов и потребностей к учебе, овладению знаниями, умениями и практическим опытом; формирование у студентов приемов, навыков и умений учебной работы.

Вторая группа – обеспечение единства образовательной, развивающей и воспитывающей задач процесса обучения; совершенствование форм и методов обучения; педагогически правильное использование преподавателем принципов дидактики в учебной работе; повышение эффективности и обеспечения регулярности контроля и оценки знаний навыков и умений; рациональная организация практической подготовки обучаемых.

Третья группа – вовлечение обучаемых в активное участие во внеучебных мероприятиях; выработка и правильное использование системы педагогических и психологических стимулов учебной деятельности обучаемых; установление тесных межпредметных связей в преподавании; постоянное совершенствование педагогического мастерства преподавателей.

Реализация на практике этих направлений позволит повысить качество знаний обучающихся, вооружить их методами научного подхода к анализу различных явлений и процессов, выработать у них необходимые профессиональные качества.

В процессе учебной деятельности студентов большую роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей студентов.

В учебный материал должны включаться содержательно-логические задания, направленные на развитие различных характеристик внимания: его объема, устойчивости, умения переключать внимание с одного предмета на другой, распределять его на различные предметы и виды деятельности.

Эффективными методами развития мышления являются задания на сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию... Регулярное использование на занятиях активных методов обучения, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет кругозор студентов, способствует их развитию, повышает качество их подготовленности, позволяет им более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности

Мастерство преподавателя возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности студентов – разнообразными, творческими, продуктивными. Создание на занятиях атмосферы творчества достигается в том случае, если преподавателю удается привлечь обучаемых к открытию новых для них знаний, когда большую или меньшую часть пути к новым знаниям обучаемый проходит сам.

Осуществление творческого сотрудничества на занятиях достигается путем поддержки обучаемых в преодолении познавательных трудностей, воодушевления их, помощи в проявлении познавательной активности.

Стимулирует сотрудничество с обучаемыми применение преподавателем средств наглядности.

Рассмотрим некоторые педагогические приемы развития познавательной мотивации студентов.

Приемы,  основанные на общении,  взаимодействии педагога и студентов:

оценочные обращения преподавателя (замечание, отрицание, согласие, одобрение),

поощрение (похвала, подбадривание),

создание ситуации успеха,

оказание помощи,

стимулирование педагогом постановки вопросов самими студентами,

поддержка их начинаний,

прием апперцепции (связь с жизненным опытом обучающихся, их интересами, склонностями) и др.

Приемы, связанные со стимулирующим влиянием содержания учебного материала:

показ новизны содержания;

обновление уже усвоенных знаний, их углубление;

раскрытие практической, научной

, профессиональной

значимости знаний и способов действий;

профессиональная направленность содержания,

метапредметные

,

межпредметные

и

внутрипредметные

связи;

занимательность изучаемого материала;

историзм, показ достижений современной науки и пр.

Приемы, связанные с применением наглядных, дидактических и технических средств обучения:

предъявление информации с помощью

цифровых технологий

,

подготовка заданий с наглядной информаци

ей

;

управление самостоятельной работой студентов

;

обеспечение студентов оперативной обратной связью (с помощью внутренней сети, сайта

колледжа

, сайта

, блога

преподавателя

, группы в

Сферуме

).

Главной опорой в усвоении любого познавательного материала  служат наглядные средства. Поэтому демонстрация является одним из важнейших методов в обучении и воспитании студентов.

 На занятиях можно использовать наглядность различного вида:

 1. Натуральные предметы (бытовые предметы, вещи).

 2. Реальные объекты (предприятия, учреждения, помещения).

 3. Муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии.

 4. Учебные фильмы, видеофильмы (например: могут быть показаны сюжеты, снятые на предприятии, в колледже, осуществление определенных трудовых процессов студентов, а также сюжеты и отражающие поведение людей в реальных ситуациях), диафильмы.

 5. Практический показ действий педагогом.

Приемы, влияющие на развитие учебной мотивации:

разъяснение целей деятельности,

постановка информационных и проблемных вопросов,

создание проблемных ситуаций,

организация работы с источниками,

применение знаний на производственной основе,

использование занимательных и игровых форм занятий и др.

Важно, чтобы все, что преподаватель делает на уроке, было значимо обучающемуся. Студенту важно утвердиться в собственном мнении, принять самого себя как значимого. Неоспоримую помощь оказывает в этом уровневая система обучения.  Эта система дает право студенту самому определять уровень знаний, формы самостоятельной работы, самостоятельно разбирать теоретический материал, генерировать идеи.

Принципиальную основу уровневой дифференциации составляют следующие положения:

в

требованиях

к

подготовке

обу

ча

ю

щихся

выделяется

базовый

уровень,

задающий о

бязательные результаты обучения

;

выделенный уровень должен быть реально достижимым, посильным для абсолютного большинства

студенто

в;

вся система планируемых обязательных результатов обучения (сформулированная в виде конкретных вопросов или заданий) должна быть известна с самого начала изучения темы и понятна

студент

у;

учебный проце

сс стр

оится таким образом, чтобы все

студенты

могли достигнуть обязательных результатов обучения по каждой теме;

уровень преподавания учебного материала превышает уровень обязательных требований к усвоению материала (принцип «ножниц»). При этом используются доступные способы изложения материала;

учебно-воспитательный проце

сс стр

оится на основе уважения к

студенту

как к личности. За ним признаются не только обязанности (в частности, усвоить материал на обязательном уровне), но и права. Важнейшим из них является право выбора: получить в соответствии со своими способностями и склонностями повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его освоения.

Технология уровневой дифференциации помогает педагогу добиваться от каждого студента достижения как минимум обязательного уровня требований и создает систему стимулов и мотиваций к освоению более высоких уровней. Технология ориентирует педагога на индивидуальную работу с обучающимися, в результате которой все студенты должны освоить материал, минимально необходимый для последующего обучения, а отдельные студенты, кроме того, могут освоить и материал повышенного уровня.

Контроль и учет достижений планируемых результатов обучения осуществляется через проведение тематических зачетов.

Особенности оценивания зачетных работ:

оценка методом сложения;

двоичность в оценке обязательного уровня (зачтено

(+)

задание выполнено полностью и без ошибок, не зачтено (–) задание выполнено не полностью или неверно);

выполнение дополнительной части (повышенный уровень) оценивается только в том случае, если ученик набрал необходимое количество баллов по обязательной части;

для выставления ученику повышенной оценки 4 или 5 достаточно убедиться в том, что он полностью владеет обязательными результатами обучения по теме и при этом справляется с решением некоторых более сложных заданий из дополнительной части зачета (например, оценки 4, если выполнено 6 заданий полностью и верно из обязательной части зачета и 1 задание из дополнительной части);

открытость критериев оценки;

критерии должны строго выдерживаться учителем при оценивании зачетов.

Приемы, учитывающие внутриколлективные отношения:

организация коллективной работы по планированию и выполнению совместной деятельности;

проведение коллективного обсуждения итогов работы;

задания по взаимоконтролю и взаимопомощи

студентов

;

сочетание различных форм совместной работы;

общественная оценка действий студентов,

опора на общественное мнение и др.

Традиционный подход к организации учебного процесса может обеспечить достаточно высокий уровень усвоения знаний, умений и навыков, но он не способствует развитию личности, раскрытию ее потенциала. Поэтому один из перспективных путей развития и повышения мотивации учения - применение нетрадиционных методов и форм организации занятия.

Применение приемов для стимулирования и мотивации познавательной деятельности обучающихся повышает эффективность занятия, способствует развитию личности, помогает научить студентов учиться.