Статья по результатам научно-исследовательской работы на тему: Развитие познавательного интереса учащихся основной школы на занятиях «Математической мастерской»

Носова Ольга Николаевна

Студент, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Тюменский государственный университет», Россия, г. Ишим

oly.vosova03@mail.ru

Development of cognitive interest of primary school students in the classes of the «Mathematical Workshop»

Nosova Olga Nikolaevna

Student

Аннотация: В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты формирования познавательного интереса учащихся основной школы. Обоснована значимость познавательного интереса как одного из важнейших факторов эффективного обучения и личностного развития школьников. Особое внимание уделяется технологии творческой мастерской как эффективному инструменту активизации познавательной деятельности. Раскрываются психолого-педагогические особенности подростков, принципы построения мастерской и этапы реализации. Сделан вывод о целесообразности применения данного подхода в образовательной практике, в частности на уроках математики.

Annotation: The article examines the theoretical and methodological aspects of the formation of cognitive interest in primary school students. The importance of cognitive interest as one of the most important factors of effective learning and personal development of schoolchildren is substantiated. Special attention is paid to the technology of the creative workshop as an effective tool for enhancing cognitive activity. The psychological and pedagogical features of adolescents, the principles of building a workshop and the stages of implementation are revealed. The conclusion is made about the expediency of using this approach in educational practice, in particular in mathematics lessons.

Ключевые слова: познавательный интерес, подросток, творческая мастерская, активное обучение, педагогика сотрудничества, мотивация, образовательная технология.

Keywords: cognitive interest, teenager, creative workshop, active learning, pedagogy of cooperation, motivation, educational technology.

Современное образование ориентировано не только на передачу знаний, но и на развитие личности учащегося, его способности к самореализации и осознанному обучению. В этих условиях познавательный интерес становится важнейшим внутренним механизмом, стимулирующим активную интеллектуальную деятельность школьников. Он формирует не только мотивацию к обучению, но и влияет на глубину усвоения знаний, развитие мыслительных процессов и отношение к познанию в целом.

Проблема формирования познавательного интереса особенно актуальна для основной школы, где наблюдаются возрастные и мотивационные изменения. Переход от внешней мотивации к внутренней требует внедрения таких педагогических практик, которые поддерживают активность и инициативу школьников. Одной из таких практик является технология творческих мастерских, опирающаяся на гуманистический и деятельностный подход.

Понятие познавательного интереса занимает важное место в психолого-педагогической литературе. Учёные (Б. Г. Ананьев, В. Б. Бондаревский, Н. Г. Морозова, С. Л. Рубинштейн, Г. И. Щукина и др.) рассматривают его как личностную категорию, включающую интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты .

По мнению Г. И. Щукиной, познавательный интерес является стержнем направленности личности и развивается в процессе перехода от ситуативной, внешней мотивации к устойчивой, глубокой и внутренней [21]. Исследования Н. Г. Морозовой и Ф. К. Савиной показали, что интерес не только способствует качественному усвоению знаний, но и влияет на творческую активность, инициативность и способность к саморефлексии.

Этапы развития интереса варьируются от простого любопытства до глубокого теоретического осмысления. Особое значение при этом имеет осознание учащимся недостаточности своих знаний, что порождает стремление к исследованию и самообразованию. Развитие познавательного интереса возможно только в условиях активной, эмоционально окрашенной, личностно значимой образовательной среды .

Подростковый возраст (11–15 лет) — ключевой период формирования учебной мотивации. Он характеризуется эмоциональной неустойчивостью, стремлением к самоопределению, потребностью в признании, повышенной социальной чувствительностью. На фоне возрастных кризисов интерес к учёбе может снижаться, особенно если образовательный процесс воспринимается как формальный и скучный.

Формирование устойчивого познавательного интереса требует особого подхода к выбору методов и форм обучения. Это должны быть формы, стимулирующие самостоятельность, критическое мышление и рефлексию. Одной из таких является игровая деятельность, способная превратить процесс обучения в творческое и значимое для подростка взаимодействие .

Творческая (или педагогическая) мастерская — это форма организации образовательной деятельности, ориентированная на диалог, сотрудничество, открытие знаний. В её основе — идеи гуманистической педагогики (С. Френе, Ж. Пиаже, А. Валлон, П. Ланжевен и др.), адаптированные к российской школе в 1990-х годах.

Мастерская строится на принципах:

права на ошибку (ошибка — этап

размышления, а не провал),

проблемной ситуации (мотивация че

рез исследовательский интерес),

самостоятельной деятельности

(ученик сам открывает знание),

внутренней самооце

нки (рефлексия важнее отметки),

свободы выбора и индивидуализации (каждый работает

в своём темпе и стиле).

Этапы работы в мастерской:

Индукция

— создание мотивационного поля.

Самоконст

рукция

— индивидуальная работа.

Социоконс

трукция

— групповое обсуждение.

Социализац

ия — презентация и защита идей.

Афиширование — визуализация результатов.

Разрыв — осознание неполноты знаний.

Рефлексия — осмысление и эм

оциональное проживание опыта

.

Математика традиционно считается сложным, абстрактным и часто «сухим» предметом. Однако именно она предоставляет богатейшие возможности для исследования, моделирования, гипотез и доказательств. В условиях творческой мастерской математика перестаёт быть набором формул и превращается в увлекательное интеллектуальное пространство.

Педагогическая мастерская позволяет:

развивать лог

ическое и критическое мышление;

формировать исследовательскую позицию;

расширять возможности

межпредметных

связей;

активизировать коллективную и индивидуальную познавательную деятельность.

Использование цифровых ресурсов (презентации, интерактивные задания, онлайн-опросы и форумы) делает процесс обучения наглядным и адаптивным к разным уровням подготовки учащихся.

Технология творческих мастерских демонстрирует высокую эффективность в формировании устойчивого познавательного интереса учащихся основной школы. Она создает условия для активного, личностно значимого и исследовательски насыщенного обучения. Ученики приобретают не только предметные знания, но и ключевые компетенции XXI века — умение мыслить, взаимодействовать, осмысленно учиться.

Для современной школы, ориентированной на развитие личности, применение педагогических мастерских является перспективным направлением. Особенно продуктивно их использование на уроках математики, где формируется логико-аналитическое мышление и закладывается основа научного мировоззрения.

Список литературы

Абаева

, М.М. Технология стимулирования познавательной активности учащихся с использованием регионально–топонимического материала: тез

.

д

окл

. VI годичного собрания Южного отделения РАО [Текст]. – Ростов–н

: РГПУ. – 2009. – С.36–38.

Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] // Ученые записки ЛГУ – Вып.16: Психология, 1959 – № 265. – С. 41–60.

Князева, З.И. Технология педагогических мастерских на уроках математики. Сборник работ 73–й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета, 16–25 мая 2016, Минск. В 3 ч. Ч.3 / БГУ, Гл. управление науки; отв. за выпуск С. Г.

Берлинская

[Текст]. – Минск: БГУ, 2016. – С. 31– 36

Монахов, В. М. Педагогическая технология профессора В. М.

Монахова

[Текст] / Педагогический вестник. – Успешное обучение, 1997. – С. 56–57.

Мясищев, В.Н. О потребностях как отношениях человека [Текст] // Ученые записки ЛГУ – Вып.16: Психология, 1959. – № 265. – С. 32–40.

Окунев, А.А. Как

учить не уча

, или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы [Текст] / А. Окунев. – СПб. : Питер

:

Питер–пресс, 1996. – С. 246–247

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]. – 2–е изд. – Питер, 2002. – 693 с.

Савина, Ф.К. Интегративные основы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] // Целостный

учебно

–воспитательный

процесс: исследование продолжается (Методологический семинар памяти профессора В.С. Ильина). – Вып.4: Волгоград: Перемена, 1997. – С. 44 – 47.

Савина, Ф.К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: Учеб

.

п

особие к спецкурсу [Текст] / Савина Ф.К. — Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 2007. — 67с.

Смирнова, Е. О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического

бакалавриата

[Текст] / Е. О. Смирнова, И. А.

Рябкова

. — М.: Издательство

Юрайт

, 2017. — 223

с

Смолякова

, Д.В. Задачи международного конкурса «Кенгуру» как средство развития познавательного интереса обучающихся 5–6 классов: методическое пособие. / VIII Конкурс–фестиваль методических разработок, направленных на развитие и совершенствование образовательных практик. – Томск, 2012. – 40 с.

Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина.

–М

.: Просвещение, 2009. – 160с.

Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст] / Г.И. Щукина. – Москва: Педагогика, 1988. – 208 с.