* {font-family: Arial Unicode MS; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .c6 {font-family: 'Times New Roman';}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

«Развитие познавательных интересов, инициативы, самостоятельности у детей через труд и наблюдения в природе»

Володина Елена Викторовна – воспитатель первой категории

2024 год

Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности»

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

Как развивать инициативность?

1. Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь", развивать у детей инициативу.

2. Давать задания интересные или такие, в которых у ребенка есть личный интерес что-то делать.

3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).

4. Учить грамотно реагировать на собственные ошибки (смотри "Ошибочка! ").

Формирование самостоятельности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

- бытовой труд (Л. А. Порембская);

- конструктивно-игровая деятельность (Ф. В. Изотова);

- художественная деятельность (Н. А. Ветлугина);

- игра (А. И. Матусик, Н. Я. Михайленко, С. А. Марутян и др.).

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С. А. Марутян, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М. В. Крулехт, В. И. Логинова, Д. В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность и инициативность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

- стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

- умение ставить цель деятельности;

- осуществление элементарного планирования деятельности;

- реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Таким образом, можно говорить о том, что самостоятельность и инициатива дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В. В., 2008).

Новизна опыта

Для формирования у детей положительного эмоционального отношения к труду и повышения уровня сформированных трудовых умений и навыков мы решили вовлечь детей и взрослых (родителей) в совместную деятельность по выращиванию растений. Этот вид труда имеет свою специфику, он является единственным видом производительного труда, доступным детям дошкольного возраста.  Конечная цель - вырастить овощи, ягоды, цветы – и результаты труда конкретны и понятны ребенку, но они не могут быть достигнуты быстро, как это имеет место в ручном труде. Цель отдалена во времени и требует от ребенка длительных физических и умственных усилий, повседневной кропотливой работы. Одним из условий, для создания у детей устойчивого, положительного отношения к повседневной однообразной, но столь необходимой  работе, является правильная организация труда.  Немаловажным условием является и создание предметно - развивающей среды, обеспечивающей возможность организовывать различные виды трудовой деятельности.

Для разработки проектов, мы использовали одну из форм практикования детей в участии - детский совет. Детский совет - это общее собрание группы детей вместе с педагогами. Каждый получает возможность рассказать о событиях в своей жизни, описать свои переживания, поделиться желаниями, а также получить новую информацию от других. По инициативе детей и взрослых мы планируем темы, предстоящие занятия, устанавливаем групповые правила, поддерживаем позитивное расположение духа, проводим разного рода игры и упражнения (речевые, артикуляционные, элементы психгимнастики, совместное пение, чтение и пр.)

Ведущая педагогическая идея.

Работа в цветнике и на огороде помогает решать множество воспитательно-образовательных задач:

Цель опыта: создать благоприятные условия для формирования привычек дошкольника осуществлять посильный труд, на этой основе воспитывать самостоятельность и инициативность.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично.
     Для достижения поставленной цели следую решению задач:

Воспитательные:

-воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, инициативности, умение трудиться в коллективе.

-воспитывать желание ухаживать за растениями, желание трудиться в теплице, воспитывать желание помогать взрослым в уходе за растениями; - дать почувствовать ребёнку, что он несёт ответственность за окружающий его мир; - продолжать формировать интерес к живой природе;

-  наблюдать за растениями, не беспокоя их и не причиняя им вреда;

-Воспитывать гуманно – деятельное отношение к миру природы.

Развивающие:

- расширять представление о культурных растениях,

- развивать психические процессы детей: внимание, память, мышление;

-формировать умение использовать наблюдение, как способ познания;

-.Развивать положительные черты характера: трудолюбие, отзывчивость, заботу, т.е. стремление выполнять работу для других;

Образовательные:

- помочь детям обобщить представления о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности;

- установление связей между ростом растения и удовлетворением потребностей в различных условиях среды, между стадиями развития.

- поддерживать у ребёнка познавательный интерес к природе.

- способствовать накоплению детьми опыта выращивания растений в естественных условиях, внимательного и заботливого отношения к растущим растениям;

- способствовать уточнению и обобщению представлений детей о внешних и вкусовых качествах плодов, наиболее употребляемых в нашей местности, о способах употребления их в пищу;

-продолжать формировать интерес к живой природе;

- знакомить со способами посадки и ухода за растениями, наблюдением стадий их роста, с правилами экологической безопасности для себя и природы,

с основными овощными культурами, их значением в нашем рационе.

-воспитывать у детей интерес к труду, трудолюбия и самостоятельности, инициативности, умение трудиться в коллективе.

- Речевые:

- активизировать словарь: название растений теплицы и описаний характерных признаков.

- развивать связную речь в процессе наблюдений и исследований, составление описательных рассказов о растениях, отражать в речи результаты труда.

Технология опыта.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека,  делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В нашем дошкольном учреждении экологическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса. Детей знакомим с природой, с происходящими в ней процессами и явлениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как - реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться к объектам природы. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и преумножающих природные богатства.

В нашем детском саду есть все необходимое для воспитания у детей привычки трудиться, любви к коллективному труду. У нас есть теплица, цветники, рабатки разной формы, фито уголок, которые дают уникальную возможность включать детей в активную трудовую деятельность совместно с взрослыми.

В теплице имеются все необходимые инструменты для работы на земле для детей и взрослых.

Прежде всего, создали проект долгосрочный (февраль – сентябрь). В проекте выделили подпроекты:

Подпроекты:

1. «Огород на подоконнике»

2. «Вот детки-росточки нашли свой дом»

3. «Зелёненький и удаленький»

4. «Летом зеленеют – осенью краснеют»

5. «Капризный родственник помидора – это перчик»

6. «Кто такой синенький?»

7. «Кабачок – пузатый бочок»

Проведение комплекса мероприятий по теме: «Выращивание овощей из семян до взрослого растения»

Включает в себя: работа с детьми, работа с родителями.

Проводились наблюдения, ведение дневников наблюдения за ростом растений и фиксации результатов опытов, использование алгоритмов трудовых действий. Из овощных культур мы выбрали томат, огурец, кабачок, картофель. Сделали грядки на участке. Между грядками расположили тропинки, чтобы дети могли свободно перемещаться на огороде, иметь доступ к посадкам.

Для огорода с детьми младших и средних групп использовали быстрорастущие (раносозревающие) овощи и, прежде всего, такие, которые можно есть в сыром виде. Это лук, горох, редис. Такие растения имеют ярко выраженные части и ускоренную динамику развития, что является немаловажным фактором для поддержания интереса к наблюдениям за растениями и формированию элементарных трудовых навыков по уходу за ними в данном возрасте. Кроме того, семена луковицы должны быть крупными, чтобы дети могли сажать их сами.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста использовали весь набор овощных растений, рекомендуемых для участка детского сада. При этом подбирали овощи, которые размножаются семенами и рассадой. В данном возрасте детям доступны более сложные формы трудовой деятельности. Мотивируя детей на перспективу добиться конечных результатов, имеющих значение для окружающих, у них можно развить интерес и любовь к труду, готовность участвовать в трудовой деятельности наравне со всеми. Параллельно с формированием практических навыков и умений мы организовывали длительные наблюдения, вели опытно - экспериментальную работу, что способствовало накоплению естественнонаучных представлений о строении и стадиях роста растений, условиях и потребностях необходимых для их развития, результаты которых фиксируем в календарях труда, дневниках наблюдения.

Мы оборудовали специальное приспособление (шкаф) для хранения инвентаря, куда складывали носилки, грабли, лопатки, косынки, рыхлители, лейки и т.д.

Огород украсили декоративными элементами- Огородничек на палочке, были укреплены таблички-указатели с изображением овощной культуры.

Для полива культур на территории детского сада использовали водопровод, закупили шланги. Для более экономичного использования воды приобрели специальные ёмкости (бачки), откуда дети брали её вёдрами и лейками.

На игровых участках, закрепленных за каждой группой, укрепили умывальники и вешалки для одежды, где дети приобретали культурно-гигиенические навыки: переодевались, мыли руки после работы с землёй.

Для работы с детьми на огороде составили график работ, определили содержание.

          Подготовку детей к предстоящим работам на участке начали осуществлять  задолго до посадок на огороде и цветнике. В феврале-марте на специальных занятиях, а также в специально организованной деятельности воспитателя с детьми мы знакомили детей с различными способами размножения растений (в т.ч. и вегетативным), с внешним видом и строением семян, высаживали овощные культуры  для дальнейшего ухода и наблюдения за растениями.

          Для этой цели подготовили специальный инвентарь и оборудование: ящички для высадки рассады, мини-теплицы, рабочие инструменты, фартуки. Все посадки оформили в виде небольших по объему, но ёмких по содержанию сюжетных огородов на окне. Огороды в каждой группе получились разнообразные по своей тематике, эстетическому виду.

        Дети узнали много нового, принимая активное участие в интересном деле – сами сажали лук, сеяли семена петрушки, укропа, салата, а затем с нетерпением ждали, когда появятся первые всходы, выглянут зелёные перышки лука. Малыши с удовольствие ухаживали за своими «грядками»: поливали, рыхлили  землю и в результате получили ценную витаминную добавку к обеду! Очень вкусную и очень полезную! Созданию огорода в старших группах предшествовала экскурсия в магазин «Всё для сада и огорода». Во время экскурсии закупили семена петрушки, укропа, салата, контейнеры для выращивания рассады, почву- грунт. В группе дети внимательно рассмотрели семена, определили, что они все разные, не похожие друг на друга, имеют свой цвет, размер и даже запах. Затем замочили семена, чтобы «дать им проснуться». Какая была радость, когда они увидели, что у семян появились первые  крошечные листочки! Затем семена высеяли в землю, и через неделю уже радовались первым всходам.

  Проведение опытов и экспериментов позволило вычленить влияние

отдельных факторов на рост и развитие растений, следовательно, это  способствовало подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, которые проводились при выращивании растений на цветнике и огороде.

         Разведение растений и наблюдение за ними – одно из наиболее любимых занятий не только детей, но и воспитателей. Этот вид деятельности имеет большую протяженность во времени и включает в себя целый ряд взаимосвязанных мероприятий, одним из которых является создание зелёных огородиков последовательности проведения экспериментов, индивидуальный подход к каждому ребёнку, эстетика оформления, наличие стимульного материала (декоративных элементов, игровых персонажей, привлекательного оборудования для труда и экспериментальной деятельности), участие родителей, планирование с реализацией мини проекта.

  Дети каждый день поливали, рыхлили, поворачивали к солнышку зелёные всходы. И, конечно, растения отблагодарили детей за заботу своей ярко-зелёной красотой.

        Работа в огороде продолжалась до самого лета: сначала выращивали зелень, а затем овощную и зеленую рассаду для посадки в открытый грунт.

Создание огородов и вся последующая работа с ними позволила не только приобщить дошкольников к труду и сформировать трудовые навыки и умения, но и познакомить детей с биологическими особенностями растений, условиями их жизнедеятельности в процессе роста и развития. Формирование естественнонаучных представлений происходило во время наблюдений и опытно-экспериментальной деятельности благодаря наличию зеленых насаждений в зимний период времени, когда возможности экспериментирования с растениями в естественных условиях ограничены.

      Проведение опытов и экспериментов позволило вычленить влияние

отдельных факторов на рост и развитие растений, следовательно, это способствовало подготовке детей к пониманию биологического смысла тех агротехнических мероприятий, которые проводились при выращивании растений на цветнике и огороде.

В целом сложилась система работы по формированию у детей устойчивого эмоционально - положительного отношения к труду в природе. В дальнейшем предполагается проведение просветительной работы по данной проблеме с родителями в форме консультаций, практикумов, а также привлечение родителей к участию в работе по благоустройству территории детского сада, созданию элементов ландшафтного дизайна.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

  Работая, над данной темой, конечно же, встречаются определенные трудности. Но каждодневная работа, от простого к сложному, от малого к большому дает положительные результаты.

Качество трудового воспитания детей в детском саду на современном этапе обсуждается с особой остротой, так как в дошкольных учреждениях этому вопросу уделяется слишком мало внимания.

     На это есть несколько причин:

- трудовая деятельность детей становится эпизодической, не организуется педагогами на требуемом уровне, а поэтому не приносит детям должного удовлетворения;

- в то же время родители не считают вопрос трудового воспитания одним из наиболее важных для будущей адаптации ребенка в социуме, более значимую роль для них играет развитие его интеллектуальных способностей.

Главная задача трудового воспитания дошкольников – формирование правильного отношения к труду. Она может быть успешно решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка.

Не маловажную роль в трудовом воспитании играет развивающая среда в группе, которую нужно пополнять и обновлять постоянно.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома. Для этого я организую для родителей показ трудовой деятельности детей в дошкольном учреждении. Родители могут увидеть, каков уровень трудовых умений их ребенка, каково его отношение к труду, познакомиться с приемами руководства трудом детей.

Педагогический опыт по трудовому воспитанию способствует повышению качества образовательного процесса, делает взаимодействие участников образовательного процесса более увлекательным, эмоционально-насыщенным, результативным. В результате внедрения данного опыта воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Трудовая деятельность способствует развитию волевых усилий, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены. 

Адресные рекомендации по использованию опыта были даны педагогам детского сада, педагогам района, республики.

Выводы.

Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах трудовой деятельности, могут соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены при выполнении трудовых навыков, что позволяет сделать вывод о сформированных у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности.