Выступление из опыта работы по обучению детей дошкольного возраста шахматам.
МБДОУ № 129 «Белоснежка»
Г. Набережные Челны.
Воспитатель Константинова О.Е
«Развитие познавательных навыков дошкольников, с использованием электронного шахматного игрового тренажера.»
В дошкольном возрасте происходит всестороннее развитие детей: у них формируются психические познавательные процессы и элементарные математические представления, развиваются мыслительные операции и сенсорная культура, они учатся обследовать предметы и наблюдать за явлениями, называть их признаки и выделять характерные особенности, познают окружающий природный и социальный мир
. Всестороннее развитие детей в перспективе будет способствовать формированию и становлению самодостаточной, успешной, креативной и инициативной личности, обладающей развитыми волевыми качествами.
В связи с этим, в дошкольном образовании акцент делается на формировании и развитии творческого потенциала и познавательно-исследовательской активности детей в различных видах деятельности. Умелое овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения деятельности, обеспечивается развитием умственных способностей, выступающих ядром познавательного развития.
Познавательное развитие не теряет свою актуальность во все времена. Оно предполагает формирование интеллектуальной сферы, развитие познавательного интереса и активности, расширение кругозора. Одним из средств познавательного развития детей выступает игра в шахматы
Игра в шахматы решает сразу несколько задач:
1.Познавательная: учит думать, запоминать, сравнивать, ориентироваться на плоскости, развивает логическое мышление.
2.Воспитательная: вырабатывает внимательность, собранность, усидчивость и целеустремлённость.
3.Эстетическая: развивает фантазию, обогащает внутренний мир.
4.Коррекционная: помогают гиперактивным детям стать спокойнее, способствуют развитию умения сосредотачиваться на одном виде деятельности.
Поэтому начинать обучение этой игре желательно как можно раньше, но на уровне доступном для ребёнка.
Благодаря этой игре происходит не только формирование психических познавательных процессов (произвольной памяти и произвольного внимания, мышления), умения ориентироваться на плоскости, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и учитывать будущее поведение других людей, становиться на их точку зрения, но и совершенствуются такие качества, как самостоятельность, изобретательность, гибкость, усидчивость, развивается способность «действовать в уме». Способность «действовать в уме» объединяет воображение, внимание, память, мышление, дает человеку возможность оперировать в мысленном плане с заместителями реальных предметов. Чем раньше научить ребенка игре в шахматы, тем лучше для его дальнейшего обучения (в школе, ВУЗе) и развития в целом.
Кроме этого, знание ходов фигур дает возможность просчитывать ситуацию на несколько ходов вперед (способность «действовать в уме»), оценивать точку зрения и поведение противника, развивает бдительность, гибкость, изобретательность. При совершении хода противником, другой игрок должен предусмотреть его дальнейшие действия, оценить, есть ли, и если да, то какие фигуры «под боем», есть ли угроза королю, какую фигуру можно подставить «под бой» и т. д.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи, тренируют память, учатся самодисциплине. Детей необходимо учить, не только измерять и вычислять, но и рассуждать. Ведь благодаря логике можно научить ребёнка отстаивать свою точку зрения, строить причинно- следственные связи. Применение в работе с детьми методики раннего обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, умозаключений, суждений, учит ребёнка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развитие логики ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, стимулирующих его практическую, игровую и познавательную деятельность.
Устное изложение материала и разбор дидактических задач не всегда вызывают интерес у детей. У нас в детском саду , благодаря приобретенному электронному тренажеру появилась возможность проводить занятия с компьютерным сопровождением, как одной из основных форм наглядности обучения. Оптимальная длительность работы за компьютером не должна превышать 10-20 минут.
Использование информационно-компьютерных технологий очень сильно изменили современные шахматы. А каких-то 15–20 лет назад шахматистам для подготовки и тренировки приходилось десятками если не сотнями пересматривать книги, журналы, листовки в поисках нужной информации, тратя на это по несколько дней, сейчас это все дело занимает пару минут. В чём же главные плюсы и минусы шахмат с использованием информационно-компьютерных технологий?
Плюсы:
Шахматы на компьютере помогают детям получить необходимую практику в игре. Достаточно включить шахматы
онлайн
, выставить с кем мы хотим сыграть и на какой контроль времени, и программа сама подберет соперников.
Шахматная программа может анализировать любые шахматные позиции, перебирая в секунду миллионы комбинаций, на что неспособен человек, в результате выдавать уже готовое решение (вариант) в сложившейся ситуации. Сейчас все гроссмейстеры, чемпионы мира не представляют свою подготовку без шахматных программ.
Минусы:
Минимальная самостоятельная подготовка. Поручая программе поиск лучших вариантов (систем) дети сами ничего не делают, не анализируют, не пытаются понять скрытых возможностей позиции. Шахматная программа на это просто неспособна, а ведь именно шахматы должны помогать развивать у детей умение анализировать.
Компьютерные шахматы не заменят прямого и человеческого разговора и взаимодействия. Нарушается одно из важнейших качеств любой детской игры -
установление и поддержание контактов между детьми, а это сказывается отрицательно на самом развитии человека.
Учитывая все минусы и плюсы я решила использовать электронный тренажер, как индивидуальное занятие с ребенком для закрепления знаний.
Voice Master — шахматный компьютер для начинающих шахматистов, играет на уровне от новичка до 3-го разряда включительно (рейтинг ЭЛО 1600).
Доска и фигуры магнитные, благодаря чему можно играть даже в поездке, не беспокоясь что фигуры рассыпятся. Есть режим обучения, в котором встроенно 100 упражнений (на поиск правильного хода) для тренировке в практике. У компьютера есть звуковой динамик (можно отключать).
Функции:
• ввод произвольной позиции для разыгрывания
• возможность узнать лучший
ход
по мнению компьютера на данный момент
• выбор уровня сложности (от новичка до 3-го разряда)
• возможность отменить последний ход (если он был ошибочным)
• режим "Тренер" — предупреждение о слабых или неверных ходах
• оценка преимущества
• партия сохраняется в памяти при выключении
• поддерживает блиц (быстрые шахматы)
• поворот доски (чтобы можно было играть не только за белых, но и за чёрных)
• если вы случайно задели и сбили какие-либо фигуры, вы можете проверить, на каком месте они были
П
омимо шахмат, в компьютер встроены шашки (в комплекте идут фишки), уголки, а также ещё 5 игр, в которые можно сыграть с компьютером.
Данный электронный тренажер дает возможность закрепить у ребенка знания о ходах фигур. Ему предлагается выполнить упражнения « Играем только королем и пешками», «Королем и конями», «Королем и слонами», «Королем и Ладьями», «Королем и Ферзями». Кроме этого предлагаются упражнения « Поставь МАТ в один ход». Игра с компьютером дает возможность неуверенным детям играть спокойно, не боясь ошибиться, тк компьютер сам подскажет, что ход не верен, или правильный.
Сложность при использовании данного тренажера была в том, что инструкция на английском языке, и комментарии, который дает компьютер тоже на английском. Пришлось искать инструкцию на русском языке в интернете. Кроме того, у тренажера очень маленький экран, не всегда можно правильно разглядеть фигуру.
Хочется отметить, что даже с самым совершенными компьютерными программами, электронными пособиями по обучению игре в шахматы обучающийся работает с истинным удовольствием лишь до тех пор, пока присутствует элемент новизны. Поэтому процесс обучения не может быть реализован без интеллектуального контакта между педагогом и воспитанником. Для обеспечения такого контакта педагог анализирует с воспитанниками шахматные позиции, обращает внимание ребят на главное, ставит дополнительные вопросы для дальнейшего обсуждения.
Свое выступление мне хочется закончить словами Майи Чибурданидзе, пятикратной чемпионки мира по шахматам среди женщин:«Когда меня научили играть в шахматы, они мне казались волшебным сказочным миром. Затем я серьезно занялась шахматами, но волшебными они так для меня и остались». Так давайте дадим возможность детям, оставаться надолго, в этом волшебном сказочном мире.