Развитие представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста с помощью математического материала.
Развитие у детей дошкольного возраста представлений о величине создает основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. Это также влияет и на усвоение элементарных способов измерительной деятельности, а также на умственное и математическое развитие дошкольника. Дети дошкольного возраста в процессе овладения математическими представлениями должны владеть понятиями, такими как величина, множество, количество, длиннее – короче, больше – меньше, выше – ниже и т.д. Количество – это категория материалистической диалектики, благодаря которой отображено общее и единое в вещах и явлениях.
Осознание величины предметов позитивно влияет на умственное развитие ребенка, так как очень тесно связано с развитием способности распознания, обобщения, отождествления, сравнения, приводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Дошкольники старшего возраста открывают для себя определенную относительность постоянства предметов, при этом применяют их большее количество и испытывают значимое отношение к окружающему, предметному миру.
Старшим дошкольникам необходимо сначала научиться выделять и называть параметры размеров, такие как: ширина, длина, высота, полагаясь на сравнение предметов на глаз, контрастных по величине. Далее, с целью формирования восприятия величины, следует научить уметь сравнивать способом наложения и приложения те предметы, которые незначительно отличаются друг от друга и являются по величине равными, с ярко выраженной одной величиной. Затем, одновременно по нескольким параметрам.
При развитии представлений о величине предметов используются дидактические материалы, такие как например, взять два предмета, предложить детям определить абсолютную (короткий – длинный) и относительную величины (короче – длиннее). Главное требование к дидактическому материалу в дошкольном возрасте – сравниваемое свойство должно выражаться ярко и реально характеризовать предмет. Позитивный результат дает использование приемов таких как, показ ширины, длины, и т.д., «измерение» разведенными руками или пальцами, проведение пальцем по указанной протяженности, сравнение различных признаков величины с помощью наложения или приложения.
Игра имеет преимущество перед любой другой деятельностью дошкольника. Оно заключается в том, что в игре ребенок добровольно выполняет определенные правила, причем это доставляет ему максимальное удовольствие. Поведение дошкольника становится осмысленным, осознанным и волевым, поэтому игра – это практически единственный вид деятельности, где дошкольник проявляет инициативу и свою творческую активность.
Дидактические игры являются эффективным средством формирования представлений о величине у детей старшего возраста. Кроме того, они приобретают навык восприятия трех измерений, упорядочивания предметов по их размерам, понимают относительность и изменчивость величины. Целесообразнее использовать упражнения и игры, доступные и короткие по содержанию, собранные на базе принципа «от простого к сложному».
Важно рекомендовать родителям развивать у ребенка наблюдательность. Например, по дороге из детского сада обращать внимание на то, какие в природе происходят изменения, сравнивать предметы по величине (ширине, высоте, длине и т.д.).
Дошкольник обязательно должен владеть элементарными математическими представлениями. В дальнейшем эти знания будут его «помощниками» в учебной деятельности.